С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:
· федеральные детские пособия:
o по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
o по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
· федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
· многочисленные региональные детские пособия и маткапитал, обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
o дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
o «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина, в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
o республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.
Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях, принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:
|
· сократить круг получателей ряда детских пособий и льгот исходя из необходимости применения регионами принципа адресности и критериев нуждаемости (закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ);
· не проводить ежегодную индексацию основных социальных выплат (включая детские пособия) за 2016 год традиционно с 1 января, а ограничиться только их доиндексацией за прошедший 2015 год на величину фактической инфляции с 1 февраля 2016 года (закон от 14.12.2015 № 371-ФЗ);
· вообще не проводить индексацию материнского капитала в 2016 году, оставив его на прошлогоднем уровне — в размере 453026 рублей (закон о бюджете от 14.12.2015 № 359-ФЗ).
В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?
В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований:
· снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат»;
· объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.
Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости.
Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года.
Индексация детских пособий в 2016 году
Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.
|
Изменения действующего порядка индексации социальных выплат
Напомним, в 2008 году поправками в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» была впервые предусмотрена ежегодная индексация детских пособий на величину прогнозируемого уровня инфляции, закладываемого Правительством в закон о федеральном бюджете на очередной год — то есть:
· повышение выплат традиционно проводилось опережающим темпом в сравнении с ростом индекса потребительских цен;
· при этом повышающий коэффициент индексации по сложившемуся правилу в обычные годы применялся однократно с 1 января в отношении всех установленных размеров социальных выплат, предоставляемых гражданам с детьми в виде фиксированной (твердой) суммы.
В связи с невозможностью спрогнозировать сразу на год вперед величину инфляции в условиях экономического кризиса и падения цен на нефть, Правительство фактически предложило пропустить сейчас очередную индексацию пособий на текущий год и провести ее с 1 февраля 2017 года на основе данных о фактической годовой инфляции (то есть уже не опережающим, а догоняющим темпом).
Отметим, что такой же порядок уже был предусмотрен ранее в отношении повышения размератрудовых (страховых) пенсий по старости, однако в отличие от пенсий федеральные детские пособия выплачиваются либо ежемесячно в течение значительно более короткого периода, либо вовсе единовременно (например, выплаты по беременности и при рождении ребенка).
|
Уже 25 июня 2015 года данный подход был поддержан кабинетом министров (чиновникам для его одобрения хватило всего полтора часа обсуждений). Министр финансов России Антон Силуанов по этому поводу сразу отметил: «У нас не будет ресурсов на разногласия».
Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми — до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать размеры детских пособий, установленных с 1 января 2015 года. Напомним:
· тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5.5% (коэффициент индексации 1.055);
· однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 1 января индексацию и составила 12.9% (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1.129).
На эту недостающую разницу 1.129 / 1.055 = 1.070 государственные пособия семьям с детьми будут дополнительно проиндексированы с 1 февраля 2016 года — этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.
Размер детских пособий в 2016 году
С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5.5%, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12.9% — с 1 февраля 2016 года
детские пособия будут дополнительно проиндексированы на 7% (так называемая «доиндексация»):
112.9% / 105.5% = 1.070, или 7.0%.
С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий на ребенка.
Таблица индексации детских пособий в 2016 году
Название пособия | Размер c 01.02.2016, рублей | Примечание |
Единовременные | ||
Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности | 581,73 | Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родампри предъявлении соответствующей медицинской справки |
Пособие по беременности и родам | 100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ либо 581,73 рублей или в размере стипендии | Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194) При ликвидации организации — в фиксированном минимальном размере Для студентов — по месту учебы в виде стипендии |
Пособие беременной жене военнослужащего по призыву | 24565,89 | Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности более 180 дней (третий триместр) |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 15512,65 | Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения) Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее |
Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) | 15512,65 или 118529,25 | В повышенном размере выплачивается при усыновлении: · ребенка-инвалида; · ребенка старше 7 лет; · нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами. |
Ежемесячные | ||
Пособие по уходу за ребенком | 40% от среднего заработка за 2 предыдущих года, но не менее: · 2908,62 рублей — на первого ребенка · 5817,24 — на второго и последующих | Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия В минимальном размере — в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства |
Пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет | 10528,24 | Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву |
Пособие детям военнослужащих по потере кормильца | 2117,50 | Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах Министерства обороны РФ или в УСЗН по месту жительства |
Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет | В размере регионального прожиточного минимума на ребенка | По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации — см. полный список регионов |
Размер материнского капитала в 2016 году
Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР)предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году.
В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению — 453026 рублей.
В отличие от измененного с 2016 года порядка индексации детских пособий, в отношении материнского капитала — это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:
· с 1 января 2017 года — приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей;
· с 1 января 2018 года — еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей.
Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату — выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперьсоставит 25 тысяч. Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.
Понимая перспективу фактического обесценивания материнского капитала в течение как минимум одного ближайшего года, существует предположение о том, что Правительство в знак компенсации существенно расширит в 2016 году направления использования сертификата, чтобы помочь гражданам страны быстрее (легче) израсходовать предоставленные государством средства.
В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января — теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов. На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП — частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком.
Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1%.
Переход на принципы адресности и нуждаемости
Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.
Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году — прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».
Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости, в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина.
В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи — если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.
Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе путем фиктивных разводов с работающим и имеющим высокий доход супругом — для преодоления порога «нуждаемости» и получения права на отдельные адресные виды социальных выплат.
1. Это может вызвать обратные процессы — вновь привести к росту социальных расходов и, самое главное, негативно скажется на пополнении государственных внебюджетных фондов — ПФР, ФСС и ФОМС.
2. Кроме того, снижение объемов пенсионных отчислений таких граждан из-за укрывания официальных доходов с учетом вступившей с силу в 2015 году пенсионной реформы в долгосроке может и вовсе привести к социальной катастрофе, когда за чертой бедности окажется еще большее, чем сейчас, количество пенсионеров.
Помимо этого, как неоднократно отмечали вМинтруда и соцзащиты, по ряду существующих выплат, в том числе предоставляемых в отношении семей с детьми, критерии нуждаемости устанавливаться вообще не должны. Например, материнский капитал с учетом неограниченных законом сроков для его расходования не может предоставляться в каком-либо другом формате, отличном от существующего.
· Прежде всего — нуждаемость, определенная по уровню дохода или материальной обеспеченности, может устанавливаться только в конкретный момент времени.
· В отличие от этого заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно подать в любое время — может быть, через 5-10 лет после появления на него права у семьи сертификат окажется востребованным по всем возможным критериям нуждаемости, но семье он полагаться не будет, поскольку на момент рождения второго или последующего ребенка она в нем могла и не нуждаться.
В то же время Министр труда и социальной защиты признает, что «основной блок возможностей по установлению критериев нуждаемости — это региональные выплаты». Однако до сих пор адресные подходы к оказанию социальной поддержки в субъектах федерации также применялись с целью сокращения расходов, а в бездумном варианте применения это может означать только то, что региональные власти в действительности никакой социальной поддержкой заниматься вообще не хотят.
Пособие по уходу за ребенком в 2016 году
Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий — но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.
В частности, на прошедшем 27 марта 2015 года Всероссийском форуме социальных работниковДмитрий Медведев призвал Правительство решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, по мнению премьер-министра, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность придостижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости.
Однако для этого необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:
· определить и сформулировать в явном виде критерии нуждаемости семей в продлении выплат ежемесячного пособия до 3 лет;
· составить на основе сформулированных критериев по адресному принципу реестр получателей пособия;
· найти источники финансирования выявленных нуждающихся семей «на совершенно других началах» — по возможности с привлечением ресурсов работодателей, а не путем повышения расходов федерального бюджета;
· разработать меры по стимулированию досрочного выхода родителей из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет:
o изменение норм трудового законодательства с возможностью применения гибкого рабочего графика или полноценного предоставления работы на условиях неполного рабочего дня;
o открытие в укороченные сроки большого количества ясельных групп в детских садах с учетом потребностей населения.
Пока работы в данном направлении продолжаются, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет родители могут претендовать только на получение ежемесячной компенсации от работодателя в размере 50 рублей. По этому поводу Председатель Правительства также отметил: «Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».
Позднее в новостях говорилось, что Дмитрий Медведев дал поручение Минтруду России совместно с Минэкономразвития и Минобрнауки в срок до 1 июля 2015 года рассмотреть возможность продления выплат пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет семьям с детьми с учетом следующих критериев нуждаемости (с условием их одновременного применения):
· при среднедушевом доходе семьи, не превышающем величину регионального прожиточного минимума на душу населения;
· при отсутствии для ребенка места в детском саде или возможности трудоустройства по месту работы с гибким рабочим графиком.
В итоге выяснилось, что на реализацию данного предложения только за один 2016 год потребуется 50 млрд руб. дополнительных бюджетных расходов, что составляет неподъемную сумму в условиях кризиса.