Анализ предшествующего материала убедительно засвидетельствовал, что одной из центральных тем в осмыслении структуры и динамики научною знания выступает проблема теоретического и эмпирического уровней познавательного процесса. Большое внимание изучению этой темы было уделено в отечественной философии науки. Здесь научное знание квалифицируется в качестве сложной, иерархически упорядоченной системы. В качестве определяющих в этой системе были выделены теоретический и эмпирический уровни знания и соответствующие им типы деятельности. При разработке проблематики теоретического-эмпирического отечественные методологи опирались на уже достигнутый в мировой философии науки результат, согласно которому граница между теоретическим и эмпирическим не совпадает с границей между теоретическим языком и языком наблюдения. Последнее обстоятельство, как известно, долгое время рассматривалось представителями позитивистской философии науки в качестве основной линии в решении этой проблемы.
При анализе теоретического и эмпирического отечественные методологи исходили из убеждения, что 1) не существует вообще строгих и жестких критериев разграничения теоретического и эмпирического; 2) типологизация теоретического и эмпирического является слишком общей: она не учитывает многообразия существующих в научном познании типов терминов и предложений и должна быть заменена более дифференцированной типологией[3].
Несмотря на отсутствие неких абсолютных критериев, относительные параметры различения теоретического и эмпирического все же существуют, и их поиски в отечественной философии науки никогда не прекращались. Так, размышляя над проблемой разграничения теории и эмпирии, Е.П.Никитин полагает, что их основное отличие состоит в том, что эмпирия представляет собой знание о мире в его существовании, в то время как теория является знанием о мире в его законосообразности[4]. Полемизируя с позитивистским подходом к проблеме теоретическою и эмпирического, А.И.Ракитов усматривает отличие теоретических понятий от эмпирических вовсе не в таких их характеристиках, как наглядность или ненаглядность характеризуемых ими объектов, большая или меньшая точность, абстрактность и т.д., а видит основную отличительную черту теоретических понятий в их включенности в структуру законов[5].
Другой отечественный специалист - В.С.Черняк в основу разграничения теоретического и эмпирического языков науки положил принцип инвариантности свойств и отношений описываемых этими языками объектов относительно некоторой группы преобразований. «К теоретическому языку данной теории, — утверждает ученый, — следует отнести все те высказывания и термины, которые фиксируют инвариантные относительно некоторой группы преобразований свойства и отношения объектов. Эмпирический язык... составляют те высказывания и термины, которые выражают свойства и отношения объектов, изменяющие свои количественные характеристики относительно данной группы преобразований»[6]. Подчеркивая относительность понятий «теоретическое» и «эмпирическое», цитированный выше автор солидаризируется с мнением сторонников так называемой структуралистской концепции развития науки, которые полагают, что критерии выделения некоторых понятий в качестве теоретических должны задаваться не относительно универсального языка науки, а относительно отдельной теории. Понятие, являющееся теоретическим относительно одной теории, по отношению к другой может перестать быть таковым.
Будет вполне справедливым утверждение, что наиболее глубокое осмысление проблема эмпирического и теоретического получила в работах В.С.Швырева. Рассматривая исходные предпосылки анализа проблемы, автор обращает внимание на ее своеобразие и несводимость к вопросам соотношения научно-теоретического и обыденно-практического познания, с одной стороны, и проблемы взаимоотношения мышления и чувственности — с другой. В отличие от эмпирического знания обыденно-практическое сознание не является элементом науки, и это обстоятельство, с точки зрения исследователя, не дает возможности отождествить его с эмпирическим, даже если это последнее взято на самой ранней, описательной стадии своего развития. Что касается попытки отождествить эмпирическое познание с процессом и результатами чувственного восприятия (а теоретическое познание соответственно с мышлением), то она, по мнению ученого, «не проходит», поскольку всякое знание, в том числе эмпирическое, всегда предполагает мыслительную, категориальную обработку, которая на стадии чувственного восприятия может и отсутствовать[7].
Не отрицая важности и возможности содержательной характеристики теоретического и эмпирического, т.е. характеристики этих видов знания по типу выраженного в них содержания, отечественный ученый тем не менее полагает, что она недостаточна для адекватной реконструкции строения научного знания и должна быть дополнена и конкретизирована методологическим анализом познавательных средств, приемов и условий, которые обеспечивают деятельность на теоретическом и эмпирическом уровнях. Иными словами, адекватная экспликация теоретического и эмпирического, с точки зрения рассматриваемого автора, должна приобрести характеристики методологического анализа. Следуя такой установке, автор кладет в основание своей концепции экспликацию соответствующих типов деятельности, характерных для двух рассматриваемых уровней. В этом плане теоретический уровень характеризуется деятельностью по совершенствованию, уточнению и развитию концептуальных средств понятийного аппарата науки, это деятельность по построению особого «теоретического мира». Тогда как эмпирический уровень — это деятельность по применению теоретических средств к данным опыта; она направлена на установление связей концептуального аппарата науки с реальностью, лежащей вне его сферы. По отношению к эмпирическому уровню знания плодотворность предложенной экспликации, по мнению Швырева В.С., обнаруживается уже в том, что она позволяет преодолеть весьма устойчивый стереотип созерцательной трактовки опыта и эмпирии. Такая трактовка предполагает не только пассивное восприятие познающим субъектом данных эмпирии, но и наличие в познании некоего свободного от теоретических привнесений языка наблюдения[8].
Справедливости ради отметим, что в отечественную философию науки прочно вошли представления о принципиальной невозможности такого языка в познании, о теоретической нагруженности эмпирических данных. При этом осознается, что такая нагруженность создает определенные трудности для реконструкции процедуры эмпирической проверки теории как надежного критерия оценки объективности знания. Как полагают отечественные исследователи этой проблемы, в самом научном познании указанная трудность разрешается благодаря тому, что 1) единичное сопоставление теории и экспериментального результата никогда не рассматривается в качестве достаточного основания для оценки теории (лишь весьма широкий набор экспериментальных результатов может выступать в качестве такого основания); 2) в процессе испытания теории эмпирическая проверка сочетается и дополняется рядом внеэмпирических и методологических соображений.
В литературе, однако, отмечается, что главная трудность состоит отнюдь не в том, что в интерпретацию экспериментальных результатов включаются теории вообще. Основная проблема состоит в том, что в интерпретацию эмпирических фактов, выступающих для теории в качестве проверочных, включается сама проверяемая теория. Возникает что-то наподобие порочного круга, который создает очевидные трудности для понимания того, как вообще возможны эмпирическая проверка и эмпирическое обоснование теорий.
Двигаясь дальше в осмыслении избранной темы, можно констатировать, что многие - и отечественные, и зарубежные исследователи – полагают, что оставаясь внутри самого познавательного процесса, разорвать этот порочный круг оказывается невозможным. Для установления истинности теории необходим выход за пределы познания, в сферу материально-практической деятельности людей, в область технологических применений теории. Нам представляется, однако, что более тщательное исследование структуры эмпирической деятельности и эмпирического уровня познания (являющееся, если угодно, претворением в жизнь упоминавшегося выше призыва к поискам более тонкой типологизации теоретического и эмпирического) позволяет разорвать порочный круг и выявить основания для реконструкции процедуры экспериментальной проверки теории как достаточно надежной и объективной.
Так, Е.А.Мамчур было показано, что в структуре теоретической интерпретации эмпирических данных можно выделить два относительно независимых подуровня эмпирического этапа познании[9]. Один из них представляет собой констатацию экспериментального результата и может быть охарактеризован как «интерпретация - описание ». Другой состоит в теоретическом объяснении зафиксированного на первом подуровне результата и может быть квалифицирован как «интерпретация - объяснение ». Естественно, что перед исследователем реальной научной практики оба эти подуровня предстают как нечто нераздельное, сливающееся в единое целое.
Экспериментальная проверка осуществляется благодаря наличию процедуры «интерпретации-описания » и ее относительной независимости от процедуры «интерпретации-объяснения ». Несмотря на то, что интерпретация-описание предполагает использование теоретического материала (само утверждение, констатирующее экспериментальный результат, является лишь надводной частью «айсберга», погруженного в море теоретического материала, и в этом его отличие от «протокольных предложений» логического позитивизма), этот материал обладает одной особенностью: он формируется из иных, отличных от проверяемой, теорий. Таким образом, интерпретация-описание представляет собой язык наблюдения, который хотя и является теоретически нагруженным, тем не менее оказывается теоретически нейтральным (по отношению к проверяемой теории). И его существование представляет собой достаточное основание для того, чтобы понять, как осуществляется достаточно надежная и независимая эмпирическая проверка теории.
Более того, возможность выделить в эмпирическом знании язык наблюдения, не зависимый от проверяемой теории, позволяет частично реабилитировать идею " решающею " («критического ») эксперимента, репутация которого в методологии науки оказалась сильно «подмоченной» в связи с обсуждением феномена теоретической нагруженности экспериментального факта. В самом деле, в идее «решающего» эксперимента можно выделить два относительно независимых друг от друга утверждения. Вот одно из них, менее сильное: «может быть осуществлен эксперимент, самым решительным образом подтверждающий одну из конкурирующих теорий и не подтверждающий другую». Приведем другое — более сильное утверждение: «на основании полученного экспериментального результата может быть сделан надежный выбор между теориями». Благодаря существованию такого слоя эмпирического знания как «интерпретация-описание», реабилитировать удается первый из тезисов. И возможность такой реабилитации служит объективным основанием для широко распространенного среди естествоиспытателей убеждения, что, несмотря на все заявления философов науки, «критический» эксперимент в науке существует. Второй тезис, напротив, такой реабилитации не поддается, и его действительная неадекватность реальному положению дел в науке служит опять-таки веским основанием для отрицания философией науки самой возможности реализации «решающего" выбора между конкурирующими теориями[10].
Сам факт реализации первого тезиса предполагает выполнение двух условий: 1) из теории могут быт получены непосредственно проверяемые следствия; 2) существует возможность установить истинность одного из следствий. Поскольку сама идея проверочного эксперимента может возникнуть лишь в том случае, если могут быть получены сопоставимые с экспериментальными данными следствия теории, первое условие при подготовке и осуществлении «решающей» экспериментальной проверки очевидно реализуется. Проблематичным оказывается второе условие - из-за теоретической нагруженности экспериментального результата. Однако, упомянутая выше возможность вычленить в слое интерпретированных эмпирических данных то, что мы охарактеризовали как интерпретацию-описание, позволяет говорить о возможности реализации и второго условия. Интерпретация-описание оказывается в данном случае языком наблюдения независимым от сравниваемых теорий. Этот язык, как нам кажется, позволяет эксперименту сказать решительное «да» или «нет» на вопрос, поставленный теориями.
Вместе с тем, в реальном познании непосредственно за интерпретацией-описанием следует интерпретация-объяснение, которая осуществляется «в недрах» испытываемых или сравниваемых теорий. Принципиальная нерасчлененность, слитность этих двух моментов служит одной из причин того, что отдельный экспериментальный результат, как правило, не выступает в качестве достаточного основания для отбора одной из конкурирующих теорий. При интерпретации полученных данных средствами сравниваемых теорий начинают сказываться те трудности с фальсификацией гипотез, которые нашли свое отражение в известном тезисе Дюгема-Куайна. Можно предположить существование следующих ситуаций:
1. Не существует альтернативных теоретических систем, претендующих на истолкование полученного экспериментального результата, в связи с чем конкурирующих интерпретаций-объяснений не возникает. В этом случае рассматриваемый эксперимент может оказаться не только очень важным, но и вообще однозначным аргументом при оценке гипотезы.
2. Существует только одна удовлетворительная интерпретация-объяснение полученного результата: конкурирующих интерпретаций вообще нет. Но теории, альтернативные той, которая обеспечивает интерпретацию, все же существуют. Не будучи в состоянии дать удовлетворительное истолкование рассматриваемому экспериментальному результату, они неплохо, а, может быть, и лучше, чем данная теория, объясняют другие экспериментальные факты, принадлежащие к той же области данных, что и рассматриваемый результат, и лучше «справляются» с возникающими теоретическими трудностями. В такой ситуации «решительно» подтверждающий теорию результат имеется в виду учеными и учитывается при оценке теорий, однако однозначной основой для выбора между конкурирующими теориями не служит.
3. Экспериментальный результат получает определенное теоретическое истолкование. Но существует и конкурирующая интерпретация-объяснение. Причем теория, обеспечивающая альтернативное истолкование, является фундаментальной, оправдавшей себя при объяснении большого круга эмпирических фактов. В такой ситуации появляется возможность рассматривать результат эксперимента как «подтверждающий» обе альтернативные теории (разумеется, приверженцами каждой из них), И лишь в ретроспекции, после «победы» и установления новой теоретической системы (в этот процесс вовлекаются другие экспериментальные факты и внеэмпирические соображения и критерии), он воспринимается как подтверждающий именно победившую теорию.
Подведем некоторые итоги. Если идею «критического » эксперимента связывать с проблемой выбора между конкурирующими теориями, можно говорить, по-видимому, о степени «критичности» экспериментальных результатов. Насколько существенной окажется роль того или иного экспериментального результата в «судьбе» определенной теоретической концепции зависит от сложившейся познавательной ситуации: наличия альтернативных теорий, их объясняющей мощи, способности справляться с трудностями экспериментального и теоретическою порядка.
Стоит еще раз акцентировать внимание, что отмеченные выше особенности взаимоотношения теоретического и эмпирического касались проблемы взаимоотношения этих уровней познавательного процесса на одной и той же стадии развития научного познания. Между тем теоретическое и эмпирическое могут рассматриваться и как различные стадии развития науки. Имея в виду этот последний аспект проблемы теоретическое-эмпирическое, В.С.Швырев фиксирует внимание на постепенности формирования теоретической стадии науки. Руководствуясь своей идеей о необходимости введения более тонкой типологизации познавательных уровней в познании, он указывает на существование ряда промежуточных этапов перехода от эмпирической к теоретической стадии науки: создание первичных концептуальных объяснений для узкой группы фактов, классификации, идеализации, на основе которых формируются частные законы - такие идеализации, в частности, не предполагают наличия теоретических систем и т.д. Вместе с тем, такая поступательность не мешает автору концепции указать на вполне определенный качественный признак, свидетельствующий о вступлении науки в теоретическую стадию. Этот признак состоит из способности научного мышления на этой стадии воспроизводить теоретическое знание на своей собственной основе, относительно независимо от эмпирического знания. Эта способность достигается благодаря тому, что в теории формируются онтологические схемы - теоретические модели реальности, целостные и вместе с тем дифференцированные структуры теоретического мира. Эти модели появляются только на теоретической стадии развития науки[11]. Представление о существовании таких внутренне дифференцированных теоретических моделей реальности - идеализированных объектов теории – и легло в основу всех отечественных разработок структуры естественнонаучной теории.
словарь терминов
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ - идеально представленный объект научного познания, репрезентирующий те или иные сущностные свойства и отношения вещей и явлений окружающего мира.
ВЕРИФИКАЦИЯ - процедура проверки наличия у терминов и высказываний эмпирических значений; наличие таких значений считается в эмпиризме необходимым условием научного характера дискурса и критерием демаркации (разграничения) научного знания от вне-научных форм знания (философии, религии, обыденного знания и т.д.). Для терминов эмпирического уровня знания (теплый, белый, тяжелый, большой, длинный, короткий, теплее, больше, короче, ярче и т. д.) их верификация осуществляется путем непосредственного именования (обозначения) с их помощью определенных комплексов чувственных данных, получаемых в ходе либо непосредственного чувственного контакта с объектами познания, либо косвенного (с помощью приборов). Верификация общих эмпирических или теоретических терминов устанавливается путем их редукции (сведению через процедуры определения) к элементарным эмпирическим терминам. Та же самая процедура применяется для верификации научного значения различных эмпирических и теоретических высказываний в науке путем их редукции к элементарным, исходным эмпирическим высказываниям (протокольным предложениям). Методологический и логический анализ реального научного знания показал, что требование верификации применимо к научным понятиям и высказываниям лишь частично, особенно к теоретическому знанию, многие объекты которого имеют идеализированный, а потому чувственно невоспринимаемый характер.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - конструирование мышлением особого рода реальности - мира теоретических объектов, которые существенно отличаются по своим свойствам от совокупности эмпирических (абстрактных) объектов, мира чувственно-воспринимаемых объектов, а тем более - мира реальных объектов. Примеры теоретических, идеальных объектов: инерция, материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, трансцендентальный субъект и т. п. Существует два основных способа идеализации: 1) как продолжение и дополнение абстрагирования путем максимизации значений (0 или 1), отдельных реально наблюдаемых свойств (протяженность, прямизна, поглощение энергии и т.п.); 2) как независимая от абстрагирования, самостоятельная операция, когда идеальные объекты вводятся (задаются) конструктивно, по определению (иррациональные числа, бесконечно-мерные пространства и т. д.). Первый из названных способов идеализации был исторически первичен. До сих пор он является ведущим в естественных и социально-гуманитарных науках, а когда-то был основным и при построении математических и логических теорий (например, при конструировании теоретических объектов геометрии в Древней Греции). Второй способ идеализации используется в основном в рамках современных математических и логических теорий. Начало его широкого применения в этих науках можно отнести к времени построения и принятия неевклидовых геометрий (т. е. начиная с середины XIX в.).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - приписывание знакам определенных значений. В качестве самостоятельного научного метода интерпретация была осознана при четком различении формы и содержания научной теории. Это осознание произошло в начале XX в. на фоне все более широкого использования в науке методов формализации и теоретизации сначала в математике, а затем и в естествознании. Необходимо различать два важнейших вида интерпретации в науке: семантическую и эмпирическую. Первое понятие является более широким по объему, чем второе. Эмпирическая интерпретация означает приписывание (идентификацию, отождествление) терминам теории определенных эмпирических значений (например, «материальная точка» суть «планета Солнечной системы» и т. д.), тогда как семантическая интерпретация означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений (к примеру, одной из семантических интерпретаций эвклидовой геометрии могут быть, как показал Д. Гильберт, алгебраические объекты - числа, уравнения, системы уравнений). Различение научной теории и ее интерпретации (в частности, эмпирической) необходимо потому, что одна и та же теория может иметь несколько эмпирических интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение (например, механика Ньютона верна для огромного числа эмпирических интерпретаций ее основного теоретического объекта - материальной точки: планета Солнечной системы, снаряд, молекула жидкости, корпускула света и т. д. и т. п.). При этом важно иметь в виду, что на опыте проверяется (подтверждается или опровергается) всегда не теория сама по себе, а лишь система «теория + ее определенная эмпирическая интерпретация». Это означает, что теория имеет относительно самостоятельное и независимое существование по отношению к миру опыта, несводима к последнему полностью, имеет свои собственные правила конструирования и логику функционирования и развития.
МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования объектов различной природы, осуществляемый путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей, на оригинал. Метод постижения предметов и явлений на их моделях получил широкое распространение в современной науке и технике в связи с резким усложнением самих изучаемых объектов. Эффективность и эв-ристичность данного метода вытекают из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным.
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ - логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого множества идеализированных объектов (число, материальная точка, инерция, абсолютно черное тело, идеальный газ, актуальная бесконечность, общественно-экономическая формация, сознание и т. д. и т. п.). Цель научной теории - введение таких базовых идеальных объектов и утверждений о их свойствах и отношениях (законов, принципов), чтобы затем чисто логически (мысленно) вывести (построить) из них максимально большое количество следствий, которые при подборе определенной эмпирической интерпретации максимально адекватно соответствовали бы наблюдаемым данным о некоторой реальной области объектов (природных, социальных, экспериментально полученных и т. д.). Основные структурные элементы любой научной теории: 1) исходные объекты и понятия; 2) производные объекты и понятия (связь между производными и исходными понятиями теории задается путем определения первых в конечном счете только через исходные); 3) исходные утверждения (аксиомы); 4) производные утверждения (теоремы; леммы), их связь с аксиомами задается с помощью определенных правил вывода; 5) метатеоретические основания (картина мира, идеалы и нормы научного исследования, общенаучные принципы и т. д.). Первой научной теорией явилась эвклидова геометрия, строившаяся античными математиками в течение около трехсот лет (VII — IV в. до н. э.) и завершившаяся гениальным обобщением в труде Эвклида «Начала».
НАУЧНЫЙ ОБЪЕКТ - сущность (реальная или абстрактная, естественная или сконструированная), находящаяся вне сознания ученых и являющаяся предметом их исследования. Имеются различные типы научных объектов в зависимости от средств фиксации их существования: 1) чувственные объекты, факт существования и свойства которых фиксируются с помощью различных сенситивных способностей познающего объекта, как правило, с помощью определенных приборов; 2) эмпирические объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью абстрагирующей, аналитической и синтетической деятельности мышления (рассудка), например, теплота, плотность, геометрическая форма и т. д.; 3) теоретические объекты, создаваемые путем конструктивной, идеализирующей деятельности мышления (разума). Взаимосвязь между различными типами научных объектов устанавливается путем интерпретации одних в терминах других, путем процедуры их отождествления в рамках определенного интервала абстракции.
ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (протоколы) - множество единичных (по логической форме) высказываний о наблюдаемых данных, полученных в ходе непосредственного или косвенного наблюдения (как правило, с помощью научных приборов) над объективными (естественными или искусственно созданными в эксперименте) явлениями и процессами. Являются исходным пунктом эмпирического познания реальности и служат непосредственной основой при выдвижении объясняющих их эмпирических гипотез и теорий, а также проверки истинности последних. В развитой науке не существует «чистых » протокольных предложений, никоим образом не зависящих от какой-либо теории.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ - идеальный конструкт (предмет), образующий предметную основу теории. Необходимо отличать теоретические объекты от эмпирических (тоже абстрактных) объектов, а так же от чувственно-данных, а тем более - реальных, независимых от человека и процесса его познания онтологических сущностей. Теоретические объекты создаются учеными в ходе рационального моделирования эмпирических объектов путем использования операций абстрагирования и идеализации. Заключительной операцией создания теоретических объектов является именно идеализация, с помощью которой не только отвлекаются от определенных свойств объектов, но и добавляют к ним новые, принципиально не фиксируемые в чувственном опыте свойства и отношения (безразмерность точек; одномерность, однородность и абсолютную прямизну прямых линий; полное отсутствие трения; полное поглощение телом подающей на него световой энергии и т. п.).
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ - два основных вида рационального познания. Отличаются предметом, методологическими кластерами, источниками, критериями истинности. Предметом эмпирического познания являются эмпирические объекты, которые представляют собой результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственного познания. В состав методологического кластера эмпирического познания входят: научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификации и др. Источником эмпирического познания является мышление, ориентированное на чувственный опыт. Критерием истинности эмпирического знания является удостоверение научным сообществом его соответствия конкретному множеству эмпирических объектов. Теоретическое познание (и знание) качественно отличается от эмпирического по всем параметрам. Предметом теоретического познания является множество идеальных объектов; основными методами: идеализация, продуктивное воображение, конструирование, интуиция, логическая систематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование. Источником теоретического познания является свободно конструирующий разум, ориентированный на совершенствование научного знания. Критерием истинности теоретического знания является констатация научным сообществом его соответствия определенному множеству теоретических объектов, его эффективность в решении теоретических проблем, соответствие мета-теоретическому знанию, внутренняя гармония и способность к дальнейшему росту. Эмпирическое и теоретическое в реальном научном познании всегда внутренне взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, взаимно обусловливая друг друга.
ФАКТ (научный) - структурный элемент, лежащий в основании построения эмпирических или теоретических систем знания; эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, соотношения, свойства и т. п.); 2) информационную составляющую (информационные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику - средству фиксации фактов); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.).