В условиях процесса глобализации в последние несколько десятилетий интенсивно развивается тенденция унификации этнических культур, которая свое практическое выражение получила в форме массовой культуры.
МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Поэтому содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д.
Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Научно-технический прогресс способствовал высвобождению большого количества времени у значительной части населения западного мира и возникновению потребности в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу. Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого, основными признаками массовой культуры являются:
1. серийный характер предметов ее потребления;
2. примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
3. развлекательность, забавность, сентиментальность;
4. натуралистическое изображение определенных сцен в произведениях художественной культуры;
5. культ сильной личности,
6. культ жизненного успеха.
В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, рассказ, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Такой сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать их жизненными невзгодам. Жажда сопереживания настолько велика, что зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения. В основе подобной идентификации лежит стремление к идеалу, который воплощает в себе несбывшиеся мечты.
Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.
Утверждение массовой культуры произошло в середине ХХ в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только сделали доступной любую информацию достоянием всех людей, но они одновременно формировали общие стандарты потребления, объединяли людей, стирали различия между ними.
Постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями. Началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет. Стали появляться крупные города, жизнь которых сильно отличалась от привычной, порождая большую психическую и интеллектуальную нагрузку. Это происходило параллельно с увеличением времени для отдыха — как за счет сокращения рабочего времени, так и за счет развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. Результатом стало появление новых способов отдыха и психической разрядки. При этом возможности массовой культуры оказались незаменимыми.
Сегодня большинство людей, особенно молодежь, получают от массовой культуры представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все это также поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Массовая культура стала средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. При этом стираются и устраняются национальные границы, массовая культура становится фундаментом мировой культуры.
Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, излишнее образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура.
К числу основных отрицательных качеств массовой культуры исследователи относят следующие признаки:
· она носит преимущественно развлекательный характер;
· небольшое количество ее произведений затрагивает вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях;
· многие произведения массовой культуры выполнены на низком профессиональном уровне и не обладают эстетической ценностью;
· она формирует массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.
Но нельзя забывать и о том положительном, что несет с собой массовая культура.
§ распространение всеобщей грамотности населения,
§ доступность культурных ценностей большому числу людей.
§ тиражирование шедевров, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений.
§ рекреационный механизм снятия стрессов и напряжений.
§ И др.
В последнее время массовая культура стала все больше ориентироваться на так называемый «мидкультуру» — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры все время возрастает.
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
· индустрия детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;
· массовая общеобразовательная школа — приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, воспитывая у всех детей одни и те же стереотипы поведения;
· средства массовой информации — сообщают широким слоям населения текущую информацию, дают ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;
· система национальной (государственной) идеологии и пропаганды — формирует политическую благонадежность основной массы населения;
· массовые политические движения и партии — используются представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;
· мировая социальная мифология — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, что дает простые объяснения всем современным проблемам. Именно так появились мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и пр.;
· индустрия развлекательного досуга — массовая художественная культура (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;
· индустрия оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;
· индустрия интеллектуального и эстетического досуга — культурный туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно- просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVIII в. просветительскую тенденцию;
· система рекламы, моды — формирует в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулирует и управляет потребительским спросом на вещи, услуги, идеи;
· различные игровые комплексы — развивают быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;
· словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.
Таким образом, массовая культура представляет собой способ существования современной культуры.
Оппозицией массовой культуре выступает ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА, которая создается и потребляется привилегированной частью общества (элитой). Наиболее яркое выражение она находит в изобразительном искусстве, серьезной музыке и литературе. Этокультура, ориентированная на избранную интеллектуальную публику, на особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями и потребностями. Элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).
Она зарождается в ответ на потребности «верхушки» общества — родовой аристократии, политических лидеров, крупных бизнесменов. Как правило, эти люди могут позволить себе предметы и продукты самого лучшего качества, уникальные и высокоценные. Это относится к предметам их быта, одежде, украшениям, жилищам, машинам, произведениям искусства. Кроме того, сегодня к элите (от франц. elite — лучшее) относят и творческую часть деятелей искусства и науки, создающих новые ценности культуры.
В художественной культуре элитарными становятся новые направления в искусстве, непонятные широкому потребителю, рассчитанные на высокообразованного человека. Таким образом, элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры.
Главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только ею создаются новые культурные формы и определяются пути развития культуры.