МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА




В условиях процесса глобализации в последние несколько де­сятилетий интенсивно развивается тенденция унификации этнических культур, которая свое практическое выражение получила в форме массовой культуры.

МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным спо­собом. Это культура повседневной жизни, предоставленная боль­шей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно свя­зана. Поэтому содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д.

Становление массовой культуры связано с формированием ин­дустриального общества. Научно-технический прогресс способство­вал высвобождению большого количества времени у значительной части населения западного мира и возникновению потребности в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу. Соединение культуры с раз­влечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого, основными признаками массовой культуры являются:

1. серийный характер предметов ее потребления;

2. примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

3. развлекательность, забавность, сентиментальность;

4. натуралистическое изображение определенных сцен в произ­ведениях художественной культуры;

5. культ сильной личности,

6. культ жизненного успеха.

В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, рассказ, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Такой сюжет позволяет радо­ваться вместе с героями, сострадать их жизненными невзгодам. Жажда сопереживания настолько велика, что зритель или чита­тель идентифицирует себя с героями художественного произве­дения. В основе подобной идентификации лежит стремление к идеалу, который воплощает в себе несбывшиеся мечты.

Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообра­зить свое эмоционально бедное существование.

Утверждение массовой культуры произошло в середине ХХ в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных сло­ев. Средства массовой информации не только сделали доступной любую информацию достоянием всех людей, но они одновременно формировали общие стандарты потребления, объединяли людей, стирали различия между ними.

Постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и де­ревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностя­ми. Началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет. Стали появляться крупные города, жизнь ко­торых сильно отличалась от привычной, порождая большую психи­ческую и интеллектуальную нагрузку. Это происходило параллельно с увеличением времени для отдыха — как за счет сокращения рабо­чего времени, так и за счет развития техники, освобождавшей чело­века от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. Результатом стало появление новых способов отдыха и психической разрядки. При этом возможности массовой культуры оказались незаменимыми.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, получают от массовой культуры представления о необходимом стиле пове­дения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все это также поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Массовая культура стала средством стимуля­ции потребления, для чего активно используется реклама, на ко­торую сегодня тратятся огромные средства. При этом стираются и устраняются национальные границы, массовая культура становится фундаментом мировой культуры.

Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и меха­низмах восприятия, которые работают независимо от уровня обра­зования и степени подготовленности аудитории. Более того, из­лишнее образование для нее даже вредно, поскольку мешает непо­средственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура.

К чис­лу основных отрицательных качеств массовой культуры исследова­тели относят следующие признаки:

· она носит преимущественно развлекательный характер;

· небольшое количество ее произведений затрагивает вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях;

· многие произведения массовой культуры выполнены на низ­ком профессиональном уровне и не обладают эстетической ценностью;

· она формирует массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.

Но нель­зя забывать и о том положительном, что несет с собой массовая культура.

§ распространение все­общей грамотности населения,

§ доступность культурных ценностей большому числу людей.

§ тиражирование шедевров, которые могут подтолк­нуть человека к более глубокому изучению этих и других произве­дений.

§ рекреационный механизм снятия стрессов и напряжений.

§ И др.

 

В по­следнее время массовая культура стала все больше ориентировать­ся на так называемый «мидкультуру» — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литератур­ные произведения, вводится мода на образцы подлинно художест­венного творчества, популярную науку, классическую музыку. По­этому общий уровень современной массовой культуры все время возрастает.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

· индустрия детства — производство товаров и игрушек для де­тей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;

· массовая общеобразовательная школа — приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основан­ную на ценностных ориентациях данного общества, воспиты­вая у всех детей одни и те же стереотипы поведения;

· средства массовой информации — сообщают широким слоям населения текущую информацию, дают ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;

· система национальной (государственной) идеологии и пропа­ганды — формирует политическую благонадежность основной массы населения;

· массовые политические движения и партии — используются представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, на­ционалистического или религиозного психоза;

· мировая социальная мифология — квазирелигиозные тече­ния и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, что дает простые объяс­нения всем современным проблемам. Именно так появи­лись мифы о мировом заговоре тайной организации, ино­планетянах и пр.;

· индустрия развлекательного досуга — массовая художественная культура (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;

· индустрия оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;

· индустрия интеллектуального и эстетического досуга — куль­турный туризм, художественная самодеятельность, коллек­ционирование, кружки и общества по интересам, научно- просветительские учреждения, что продолжает сохранившую­ся с XVIII в. просветительскую тенденцию;

· система рекламы, моды — формирует в общественном созна­нии стандарты престижного образа жизни, стимулирует и управляет потребительским спросом на вещи, услуги, идеи;

· различные игровые комплексы — развивают быстроту реак­ции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;

· словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потре­бителя и популяризирующие современные знания.

Таким образом, массовая культура представляет собой способ существования современной культуры.

 

Оппозицией массовой культуре выступает ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА, которая создается и по­требляется привилегированной частью общества (элитой). Наиболее яркое выражение она находит в изобразительном искусстве, серьез­ной музыке и литературе. Этокультура, ориентированная на избранную интеллектуальную публику, на особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями и потребностями. Элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).

Она зарождается в ответ на потребности «вер­хушки» общества — родовой аристократии, политических лидеров, крупных бизнесменов. Как правило, эти люди могут позволить себе предметы и продукты самого лучшего качества, уникальные и вы­сокоценные. Это относится к предметам их быта, одежде, украше­ниям, жилищам, машинам, произведениям искусства. Кроме того, сегодня к элите (от франц. elite — лучшее) относят и творческую часть деятелей искусства и науки, создающих новые ценности куль­туры.

В художественной культуре элитарными ста­новятся новые направления в искусстве, непонятные широкому потребителю, рассчитанные на высокообразованного человека. Таким образом, элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры.

Главное отличие элитарной культуры от массовой со­стоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только ею создаются новые культурные формы и опреде­ляются пути развития культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: