МИРОВАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРА




Культуру можно подразделить по признаку носителя культуры на мировую и национальную (этническую).

Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении всей человеческой истории и получивших распространение во всех ре­гионах нашей планеты. Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа, достижения других народов входят в нее как отдельные составные части (после признания западным миром — Евро­пой и США). Исходя из этого, к мировой культуре относят художественную культуру различных ре­гионов, продукцию массовой культуры, формы бытовой культуры (пища, одежда, утварь, жилища), формы досуга (туризм, спорт, раз­влечения), типы социального поведения.

Важным компонентом мировой культуры является наука как система знаний о мире и как мировоззрение.

Национальная (этническая) культура, в свою очередь, является совокупностью продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоев соответствующего общества. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.

Обязательными признаками любой этнической культуры являются неповторимость и оригинальность. Это своеобра­зие проявляется в менталитете, языке, рели­гии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. Этнической является культура, носители которой, прежде всего, связаны единством происхождения, имеют самона­звание, обладают особым психическим складом и групповым мен­талитетом. Но помимо этого крайне важно, что они четко осознают свою принадлежность к родной культуре, обладают чувством этниче­ской идентичности, общей истории и культуры народа. Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности. Центральное место среди этносоциальных представлений занимают образы собственной и других этнических групп. С их помощью человек разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры и значимость членства в нём. Но этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, но и готовность к сходному образу мыслей, действий и разделяемые этнические чувства.

В основе уникальности этнических культур лежит характер­ная для каждой культуры система ценностей — идеалов, к достиже­нию которых стремятся представители данной культуры. Они за­крепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих во­плотить ценности культуры в жизнь. Особенно важны этнокультурные стереотипы — наиболее типичные, устойчивые, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Как правило, мы не отдаем отчета в существовании стереотипов, но реальное пове­дение любого человека всегда основывается на них. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется спе­цифика этнических культур. Стереотипы восприятия формируют не менее устойчивую культурную картину мира, через которую мы воспринимаем окружающий мир.

Признаком сформировавшейся этнической культуры является появление этнонима — самоназвания этноса. Ведь имя становится нужным этносу, когда он уже про­шел определенный путь, а члены его осознали свое единство, по­чувствовали свое отличие от других народов.

Непременным условием формирования этнической культуры является природная (географическая) среда, климат (определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта). Индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская цивилизация во многом по причине отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом.

Характерные особенности географической среды оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях и обрядах. Так, наро­дам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, ха­рактерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.

Важнейшими факторами формирования этнической культуры яв­ляется язык и рели­гии.

 

Говоря об этнических культурах, нельзя обойти вниманием такую важную проблему как этноцентризм. Наличие этнической принадлежности приводит к тому, что при контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

Этноцентристское видение мира имеет глубокие корни в человеческой истории. Еще в античности греки жестко делили все народы на эллинов и варваров. Уже в сочинениях Геродота варвар описывался как чужеродный и отталкивающий, необразованный, неуклюжий, тупой, нелюдимый. Он раболепен, труслив, своенравен, страшен, жесток, неверен, жаден. Примерно аналогичные оценки давали китайцы гуннам: «Эти варвары выглядят как звери, и поэтому их дружественные речи ничего не стоят». Для римлян германцы были «мужчинами, у которых общими с людьми были только голоса и размер тела».

Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно:

• считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

• рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

• воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;

• оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

• действовать в интересах своей группы;

• чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

• гордиться своей группой.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Во многих из них принято считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.

 

В заключении отметим, что сегодня в мире почти не осталось чистых этнических культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически окрашенных черт культуры. Этническая специфика хорошо заметна в сель­ском хозяйстве, ремесленном производстве, ещё больше в художественной культуре, религии, морали. Но её меньше — в науке, праве, экономике, она падает до минимума в современных промышленных технологиях.

Разница в сочетании этнических и общемировых элементов куль­туры заметна в деревне и в городе, на разных континентах, в разных странах. Например, в Латинской Америке этническая культура в ос­новном сохраняется средним классом и в деревне, Африка вообще слабо затронута общемировой культурой, в Азии (кроме Японии, где наблюдается явление бикультурализма) носителями мировой культу­ры являются городское население и верхушка общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: