Вопрос 1. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.
1. Материальная и духовная культура.
2 Мировая и национальная (этническая) культура.
3. Массовая культура и элитарная культура.
4. Субкультуры и контркультуры
.
Создав культуру для выживания в окружающем мире, человек продолжает утверждать себя в мире, в природе, в обществе, делает свою жизнь все более удобной и безопасной. Благодаря достижениям многих поколений сформировалось современное человеческое общество, состоящее сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер — экономической, политической, духовной. В этой сложной и многоуровневой системе функционируют культура и ее продукты, которые также связаны и структурированы между собой. Рассмотрим, из чего же состоит культура.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ФОРМЫКУЛЬТУРЫ
Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.
К материальной культуре относят всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления и т.п.
Духовная культура включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.
Основой существования материальной культуры являются вещи — результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших областей.
1. Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.
2. Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельности; цеха, доки, мосты, плотины и т.п.).
3. Инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.
4. Транспорт и пути сообщения.
5. Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)
6. Технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.
Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирующими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и поведение. Знания удовлетворяют определенные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ. Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.
Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).
Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.
Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫЦЕННОСТЕЙ:
1) Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь) – высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.
2) Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.
3) Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.
4) Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.
5) Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.
6) Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.
7) Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.
Именно на основе ценностей формируются существующие сегодня разновидности духовной культуры: 1) нравственность, 2) политика, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.
Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет говорить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назначения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.
Кроме того, между материальной и духовной культурой существуют переходные формы – знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной формой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги — всеобщий рыночный эквивалент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.