Актуальные проблемы науки XXI века




 

Современная философия науки, поставленная перед не­обходимостью реагировать на острые и болевые проблемы нашего времени, столкнулась с рядом явлений, которые привлекают все больший интерес - это процессы коэволюции, заявивший о себе феномен виртуальной реальности, взорвавший общественное мнение, активно обсуждаемый процесс клонирования. Остановимся подробнее на этих вопросах. Термин «коэволюция» впервые был использован в 60-х гг. XX в. как удобная интерпретация термина ноосфера. О его возникновении акад. Н.Н.Моисеев пишет так: «Термин ноосфера в настоящее время получил достаточно широкое распростра­нение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому в конце 60-х гг. я стал употреблять термин «эпоха ноосферы». Так я назвал тот этап истории человека, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способ­ными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) приро­ды и общества. Человечество — часть биосферы, и реализация принципа коэволюции — необходимое условие для обеспече­ния его будущего»[2].

Вряд ли кто возразит, что вся деятель­ность человека, начиная с самых древнейших времен, — это сплошное возмущение биосферы. Как только человек впервые добыл огонь, стал заниматься охотой и земледелием, научился изготовлять метательное оружие, уже тогда возник энергетический кризис. Вполне естественно, что реакция экологической системы на возмущение зависит от его силы. Если возмущение ниже допустимого порога, то система в силах справиться и подавить негативные последствия, если выше, то последствия разрушают ее. Поэтому нагрузки на биосферу не должны превышать ее возможности по сохранению собственной ста­бильности. Такое взаимодействие и есть реальная основа принципа коэволюции.

До середины XIX в. производимые человеком возмуще­ния биосферы соответствовали их допустимым пределам, структурные соотношения в биоте сохранялись в границах, определяемых законами устойчивости биосферы, а потеря биоразнообразия была незначительна. Однако, около столетия назад человечество перешло порог допустимого воздействия на биосферу, чем вызвало деформацию структурных отно­шений в биоте и угрожающее сокращение разнообразия. Вследствие этого биосфера перешла в возмущенное состоя­ние. В контексте вышеизложенного методологи призывают осознать, что коэволюционное сосуществование природы и общества становится пробле­мой планетарного масштаба и приобретает первостепенную значимость.

Относительно недавно проблемы виртуальности, или виртуалистики, оформились в самостоятельное направление психологии. Однако они, как и многие другие научные факты, остро нуждаются в философской рефлексии, в таком уровне анализа, который, не искажая первона­чальные данные, мог бы вписать их в систему объяснения и предсказания. Вполне возможно, что проблема «Homo virtualis» (человек виртуальный) станет одной из центральных проблем XXI в. Сегодня у нашего современника обнаружи­вают даже «ген виртуальности», который укоренен в лабирин­тах мыслеобразов. Феномен виртуальности в своем техническом и фи­зическом измерении является продуктом постиндустриальный цивилизации и информационной электронной революции. Виртуальная реальность, фиксируя множество несводимых друг к другу, онтологически самостоятельных феноменов, яв­ляется их моделирующей имитацией. В качестве основных функций виртуальности называются: порожденность, акту­альность, автономность, интерактивность.

Виртуальная реальность (ВР) существует, пока активна порождающая ее среда. Некоторые ученые связыва­ют с ВР образованную компьютерными средствами модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет действовать с воображаемыми объектами[3]. Примечательно, что в качестве основных качеств ВР указыва­ют на глубокую погруженность человека в ее мир, полное ему подчинение. Получается, что если уб­рать факт присутствия компьютера, то путешествие человека в фантомах своего сознания может быть уподоблено и уподоб­ляется шизофрении, а при участии компьютерной моделиру­ющей системы те же упражнения человека с воображаемой реальностью обретают статус нормального взаимодействия в виртуальном мире. И тогда виртуальная реальность выступает как новейшая технология, а подобные аналоги, не обеспеченные техническим оснащением, трактуются как патология. Так понимаемая идея вир­туальной реальности позволяет по-новому взглянуть на теоре­тические проблемы философии науки. Устойчивое развитие человечества сопряжено с необходимостью осознания новых реалий своего космо-психо-информационного бытия, включе­ния их в полотно современной научной картины мира и поис­ком духовных опор противостояния мировой энтропии.

Другой животрепещущей проблемой современности явля­ется технология клонирования. Революционная ситуация в ге­нетике взывает к детальной и кропотливой философской рефлексии над ближайшими и отдаленными последствиями вмешательства в человеческий тип[4]. Проблема клонирования многоаспектна: есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие ее аспекты. Клонирование, как очень сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель со­гласуется с результатом), но и к воспроизводству аномалий. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявля­ющемся процессе рассогласования первоначально поставлен­ных целей и полученных результатов. В условиях клонирования человека это, без сомнения, аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном контексте.

В целом же нынешний этап институционализации науки можно охарактеризовать как этап, на котором проблемы социальной ответствен­ности науки занимают все более заметное место. Думается, безвозвратно ушли в прошлое как те времена, когда научную деятельность как таковую можно было считать безусловным благом, так и те времена, когда она могла представляться ценностно нейтральной, лежащей, так сказать, «по ту сторону добра и зла». Научное сообщество, получающее сегодня солидную долю ресур­сов общества, поставлено перед необходимостью постоянно, снова и снова демонстрировать обществу и то, что блага, которые несет людям прогресс науки, перевешивают его негативные последствия, и то, что оно, сообщество, озабочено возможностью таких последствий и стре­мится предупредить их, либо, если они уже стали реальностью, нейтра­лизовать их.

 

словарь терминов

 

ИНТЕРНАЛИЗМ — направление в историографии и теории развития науки, согласно которому главную движущую силу развития науки составляют имманен­тно присущие ей внутренние цели, средства и законо­мерности; в контексте этого научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развития социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии и т.п.). Наиболее видные представители интернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др.

НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - совокупность ви­дов профессионального общения в научном сообще­стве, один из главных механизмов развития науки, способ осуществления взаимодействия исследовате­лей и экспертного сообщества.

НАУЧНАЯ ШКОЛА — коллектив исследователей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличие научного лидера, «конструктора» новой исследователь­ской программы; 2) наличие учеников, последова­телей, созданной лидером научно-ис­следовательской программы (объединенных либо в формальную научную группу, либо в «невидимый» колледж); 3) воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) приверженцев данной программы; 4) эф­фективность программы, подтвержденная деятельно­стью ее сторонников. В условиях резко возросшей динамики современных научных коммуникаций, существенной дивергенции по реги­онам, роль научных школ в общей динамике науки уменьшается.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО - совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и ее отношений с социальной средой. Понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер производства знания, включающий коммуникацию ученых, достижение согласованной оценки знания, принятие его членами интерсубъективных норм и идеалов познавательной деятельности.

Деятельность институтов и механизмов на­учного сообщества по реализации основной цели на­уки — увеличения массива достоверного знания - обеспечивает следующие главные характеристики науки как профессии: 1) обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество; 2) относительная автономность той или иной научной области в привле­чении новых членов, их подготовке и контроле профессионального поведения; 3) заинтересованность социального окружения про­фессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гаранти­рующая как существование профессии, так и дей­ственность профессиональных институтов; 4) наличие внутри науки форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специа­листов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры; 5) поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие про­фессионалов и их объединений в режиме, обес­печивающем оптимальный темп развития системы на­учного знания.

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - профессиональная группа исследователей, дисциплинарное или междисципли­нарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материаль­ного обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллек­тиве существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов — руководители, генера­торы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реа­лизаторы, технический и вспомогательный персонал, коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же ученыеспособны выполнять несколько ролей. Ког­нитивным ядром, связывающим коллектив, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — совокупность кадровых, материаль­ных, финансовых и информационных ресурсов, а так­же организационно-управленческих и образовательных структур той или иной страны, обеспечивающих функционирование сферы «наука — техника».

«Невидимый колледж» - неформальное исследовательское сообщество, личные контакты ученых.

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - психоло­гическая дисциплина, имеющая пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение науч­ной деятельности психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX — начале XX в. наметились попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований — личность ученого в ее обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потебня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар). Одна из централь­ных проблем психологии науки — анализ процесса на­учного творчества, изучение тех качеств ученых и не­обходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представ­лениям и принципам иотстаивать новые взгляды. Од­ной из прикладных задач психологии науки явля­ется нахождение средств раннего распознавания лю­дей с творческими задатками ученого, методик разви­тия этих способностей, разработка типологий характе­рологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходя­щие для них виды научной деятельности.

ФОН НАУКИ — конкретная совокупность социо­культурных факторов (общих ценностей куль­туры, уров­ня развития науки и техники общества, форм социальной коммуникации и т. д.), составляющих инфраструктуру бытия науки, необхо­димое условие ее функционирования как органичес­кой части культуры. Только обращение к исторически-конкретному содержанию культуры позволяет понять бытие науки определенного исторического периода как специфической по содержанию и, вместе с тем, целостной системы (античная наука, средне­вековая наука, английская или французская наука XVII в., модернистская и постмодернистская наука и т. п.). Со­циокультурный фон науки как релевантная для науки часть культуры, выступает посредствующим звеном не только между наукой и социумом, но и между наукой и изучаемыми ею конкретными объектами, которые всегда постига­ются в рамках определенных социальных и культур­ных форм (язык науки, средства научной коммуникации, идеологии науки и т.п.). Важнейшими элементами социокультурного фона конкретной науки выступают, во-первых, другие на­уки, а, во-вторых, философия как форма рациональ­ной репрезентации оснований культуры. Вот почему связь науки с культурой и воздей­ствие последней на науку осуществляется через соци­окультурный фон науки.

ЦЕННОСТИ — значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой дея­тельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза и др.), так и ее различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики, искусства, права и т.д.).

ЭКСТЕРНАЛИЗМ — направление в философии и ис­ториографии науки, представители которого (О. Шпенглер, Б.М.Гессен, Дж. Бернал, Ст. Тулмин, Г.Д.Гачев, Л.Н. Косарева) считают, что наука и как система знания, и как особый социальный институт является органической частью общественной системы и поэтому испытывает с ее стороны существенное воздействие. Это влияние проявляется не только на темпах и выборах направления развития научного знания, но и даже на содержании последнего. С этой точки зрения невозможно лишь только внутренними научными причинами объяснить создание геометрии как теоретической системы знания в Древней Греции, ибо она явилась закономерным про­дуктом культуры этой эпохи. Вне обращения к социокультурному контексту невозможно объяснить научные революции, появле­ние новых фундаментальных теорий, несовместимых со старыми по целому ряду содержательных парамет­ров. Необходимо отличать «жесткий» экстернализм, когда за каждой круп­ной когнитивной инновацией в науке ищут некий социокультурный фактор, и «мягкий» экстернализм, признающий за научным знанием и его развитием относительную самостоятельность по отношению к культуре и опосредованный характер влияния последней на научное знание (прежде всего, через общий знаниевый фон культуры).

ЭТОС НАУКИ — совокупность этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в процессе осуществления ими научной дея­тельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Робертом Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универса­лизм, коллективизм, бескорыстность и организован­ный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейт­ральность. Императив универсализма утверждает вне-личностный, объективный характер научного знания. Императив коллективизма говорит о том, что результаты научного исследования являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых или научных коллективов. Импера­тив бескорыстности означает, что главной целью де­ятельности ученых должно быть служение объектив­ной истине, а не достижение личных выгод. Импера­тив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое понимание Истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критически оценивать взгляды своих кол­лег и свои собственные взгляды, если на то имеются основания. Ценность рационализма утвер­ждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказанному знанию. Наконец, императив эмоциональной нейтральности запрещает ученым при решении научных проблем ориентироваться на эмоции, личные симпатии и антипатии. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же поведение ученых, как правило существенно варьируется по отношению к нормам научного этоса. Однако вне указания ценностей научного этоса, отличить науку от других социальных подсистем оказывается весьма пробле­матично.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: