Key words: system approach to management, logistics strategy in the region, the logistics management of the territory.




ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

Воронова Д.Ю.

Доцент, кандидат экономических наук

Оренбургский Государственный Университет,

г. Оренбург

Снитко Н.А.

Магистрант института менеджмента

Оренбургский Государственный Университет,

г. Оренбург

THE CONSTRUCTION OF THE LOGISTICS SYSTEM OF THE REGION BASED ON THE SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT

Voronova, D. Y.

Associate Professor, candidate of economic Sciences

Orenburg State University,

Orenburg

Snitko N.A.

Graduate Institute of management

Orenburg State University,

Orenburg

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы логистического управления региона. Определяются особенности построения логистической стратегии Оренбургской области на основе системного подхода к управлению, рассматривается система критериев эффективности развития логистики региона. Изучается процесс создания логистической стратегии региона с точки зрения управления материальными, информационными, трудовыми, правовыми и финансовыми потоками с учетом особенностей территориального управления.

Ключевые слова: системный подход к управлению, логистическая стратегия региона, логистическое управление территорией.

Abstract

The article discusses the issues of logistics management in the region. Define features of construction of the logistics strategy of the Orenburg region on the basis of system approach to management considers the system of criteria of efficiency of development of logistics in the region. We study the process of creating a logistics strategy of the region from the point of view of management of material, information, labor, legal, and financial flows, taking into account peculiarities of the territorial administration.

Key words: system approach to management, logistics strategy in the region, the logistics management of the territory.

 

Рассмотрение вопросов логистического управления на уровне интересов региона объясняется глобализацией экономических связей в системе мирового хозяйства, тенденцией развития транспортных коридоров между Европой и Азией, развитием системы мультимодальных перевозок и необходимостью поиска оптимальной системы транспортного обслуживания региональных логистических систем как фактора поддержания инвестиционного интереса иностранных государств [1].

Повышение конкурентоспособности региона зависит от наличия развитой транспортно-логистической инфраструктуры, что способствует эффективному включению в процесс глобализации мировой экономики.

По мнению А.Л. Носова, региональная логистика – это область науки, объединяющая «логистико-ориентированные методы исследования региона как территории, региональную экономику в аспекте анализа и планирования движения потоков, планирование и проектирование логистической инфраструктуры региона» [2].

Объектами управления с точки зрения региональной логистики являются:

– логистические системы, созданные на базе предприятий или их объединений;

– логистические процессы, включающие процедуры закупок, хранения, транспортировки, оформления документации;

– территориальные логистические объекты (региональные транспортно-логистические центры, складские хозяйства).

Принятие решений в сфере управления рынком логистических услуг или по формированию инфраструктуры перевозок относительно отдельно взятой территории требует осуществления системного подхода к кругу проблем.

Говоря о проблемах управления региональной логистикой, можно выделить следующие, наиболее распространенные, для оренбургского региона:

– проблемы обеспечения общественного сектора, т. е. проблемы снабжения бюджетной сферы;

– проблемы региональной и межрегиональной транспортировки, зависящие от направленности грузопотоков и влияющие на величину грузооборота;

– проблемы формирования цепей поставок и создания комфортных условий для повышения транзитного потенциала территории;

– проблемы эффективного функционирования распределительной системы региона (в том числе проблемы размещения распределительных центров, складов и т. д.);

– проблемы информатизации логистической системы региона (города);

– отсутствие планирования в управлении потоковыми процессами как на уровне макрологистики, так и на уровне межотраслевого управления;

– отсутствие единой концепции развития информационной логистики;

– проблемы в инвестировании складских комплексов, недостаток складов;

– низкий потенциал внешнеторгового товарооборота как фактора успешного развития приграничного регионов и др.

С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность в стратегическом управлении. Одним из базовых принципов логистического управления является ориентация на результаты, что означает первоначальную постановку целей логистической стратегии и формирование ожидаемых результатов, которые должны быть в первую очередь измеримыми и могут наиболее полно характеризовать качество логистического процесса.

В структуру функций стратегического планирования в логистике включаются следующие виды деятельности:

- моделирование логистической ситуации;

- выявление сфер для преобразований или необходимых изменений;

- разработка стратегии и тактики изменений;

- использование научных методов анализа и прогнозирования;

- воплощение логистической стратегии в жизнь.

Ранее логистическую стратегию определяли как набор правил, решений и установок, направляющих процесс развития логистической системы, или как модель действий, необходимых для достижения поставленной цели путем координации и распределения ресурсов региона.

Позже стратегии в логистике стали рассматриваться с позиций центров результативности или центров ответственности и возникли новые классификации стратегий (методов), например:

1) стратегия дифференциации, предполагающая совершенствование системы обслуживания клиентов;

2) стратегия лидерства по затратам, обеспечение лидерства за счет минимизации издержек обращения и сохранения минимальных цен как фактора конкурентной борьбы;

3) стратегия фокусирования, означающая сосредоточение на одном или нескольких сегментах потребительского рынка;

4) стратегия диверсификации – направлена на повышения гибкости и адаптивности логистической системы к внешней среде за счет развития множества отраслевых направлений логистической деятельности:

- горизонтальная, которая предполагает расширение деятельности региона в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи;

- вертикальная – стратегия расширения деятельности на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения;

- латеральная – включение в производственную программу производство продукции, услуг, не имеющих непосредственной связи с прежней сферой деятельности, отсутствие какой либо связи между традиционными и новыми областями деятельности.

По нашему мнению для оренбургского региона возможна было применить стратегию диверсификации, однако подобная классификация не может быть применена в рамках регионального управления в полной мере, поскольку не изменены субъекты и объекты управления логистикой.

Логистическая стратегия территории может быть охарактеризована как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей управления логистическими процессами на данной территории, с учетом значимых, специфических параметров развития ее социально-экономической системы [5].

К территориальным логистическим стратегиям в сфере распределения валового продукта территории (регионального продукта) следует отнести:

- стратегия увеличения объема продаж продукции данной территории на новых территориальных рынках сбыта;

- стратегия интеграции в сети распределения конкурентов через систему создания совместных транспортно-логистических центров;

- стратегия дифференциации по видам международных территориальных рынков.

Все вышеназванные стратегии необходимо применить на территории оренбургской области в определенное время и в зависимости от экономической и политической ситуации в мире.

Учитывая, что логистика охватывает отраслевой подход к созданию логистических систем и управлению логистическими процессами, можно выделить следующие группы стратегий:

- стратегия концентрации по направлениям логистической деятельности, по функциям логистики;

- стратегия интегрирования логистических систем различных территорий, включающих как производственные, так и распределительные системы;

- стратегия закупок в общественном секторе экономики;

- стратегии распределения материальных ресурсов для регионов –

импортеров продукции;

- стратегии по управлению кадровыми потоками;

- транспортно-логистическая стратегия развития региона на основе анализа транспортных узлов;

- стратегия дифференциации по уровню логистического сервиса.

Классификация стратегий также зависит от географического положения территории. Наша территория может восприниматься и как пункт отправки груза или как пункт получения либо рассматриваться как транзитная. Вполне приемлемо сочетание любых позиций.

В зависимости от этого, территорию (регион) воспринимают как регион-экспортер, регион-импортер, транзитный регион.

Создание логистической стратегии управления территорией происходит в рамках формирования территориальных логистических систем.

Такие виды систем могут быть представлены транспортно-логистическими центрами, филиалами предприятий, службами по доставке продукции (т. е. сервисными службами) или логистическими сетями. В этой связи теория и практика логистики требует применения системного подхода в области создания подобных структур и стратегий их развития в условиях развития межрегиональных экономических отношений [6].

Анализ применения стратегического подхода в сфере логистического управления территорией сопряжен с необходимостью разработки критериев эффективности этих стратегий.

Для оценки эффективности развития логистики территорий в качестве показателя международных сравнений и как критерий используется логистический интегральный рейтинг. По данным исследований Всемирного банка реконструкции и развития, российская экономика остается одной из самых закрытых в мире.

В систему показателей (критериев) можно включить:

– доступ к внутреннему рынку;

– административное управление на границах;

– деловой климат;

– транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Стратегия логистики на предприятии может быть направлена на минимизацию издержек, в то время как территориальное распределение предполагает существование многофакторных связей с внешней средой, что не позволяет определить содержание процесса планирования логистической стратегии как соединение начального состояния, целей логистики и логистических методов для достижения минимальных логистических издержек.

В условиях управления территорией нами рассматривается процесс создания стратегии с точки зрения управления материальными, информационными, трудовыми, правовыми и финансовыми потоками, но с учетом особенностей территориального управления, среди которых следующие:

1. При управлении потоковыми процессами следует учитывать дифференциацию покупателей территориальных товаров, в том числе и услуг (это зависит от уровня заработных плат, по региону структура разная).

2. Если базовой целью логистики может быть минимизация издержек на перемещение материального потока, то в территориальном аспекте базовых целей несколько: издержки, время перемещения, эффективность с точки зрения территориального управления.

3. Цели логистики отдельно взятой территории могут не совпадать с целями логистики других территорий (городов, районов, сел).

4. С точки зрения макрологистических территориальных систем, факторы внешней среды переходят в факторы внутренней среды взаимодействия этих систем и, соответственно, становятся центрами внимания при разработке межгосударственных логистических стратегий.

Выделяют два направления оценки эффективности стратегии логистики: стратегическое и экономическое. Если экономический критерий эффективности заключается в возможности экономической оценки затрат и определения их рентабельности, то стратегический критерий предполагает не только оценку деятельности внутренней среды логистической системы, но и оценку достижимости целей во внешнем окружении. По этой причине при формировании методов оценки территориальных логистических стратегий необходимо осуществлять в первую очередь контроль не только за снижением издержек и увеличением прибылей, но и за показателями качества работы логистических цепей поставок (время, скорость, комбинаторность и т. д.).

Методика разработки логистической стратегии развития территории должна быть основана на комплексном подходе к управлению региональным развитием, а именно на комплексной разработке стратегических планов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера.

Основными показателями деятельности региональной и территориальной экономики, характеризующими уровень государственного управления являются: валовой территориальный (или национальный) продукт; соотношение экспорта и импорта; ставка капитализации внутреннего фондового рынка; доходы от правительственного бюджета; уровень развития транспортной системы.

Эти факторы имеют материально-техническую природу и включают в себя: объем экспорта и импорта в структуре валового национального дохода; период времени, необходимый для регистрации частного бизнеса; наличие внешних и внутренних инвестиций для финансирования различных экономических процессов; уровень разработки системы транспорта.

Если рассматривать логику управления территорией то, первый этап заключается в выборе стратегии территории, второй – в согласовании целей территориальной стратегии развития с целями развития страны, а третий – в разработке комбинации методов логистического управления для обеспечения эффективности стратегии.

Классификация логистических стратегий позволяет выбрать направление инвестирования областей логистики.

 

Табл. 1 – Функции и задачи управления логистикой территории

Виды управленческих операции Тактика и задачи логистизации
Управление информационными потоками Снижение времени передачи информации, снижение затрат на рекламу, создание оптимальной структуры информационного обеспечения
Логистическое управление качеством потоковых процессов, реализация логистических принципов «точно в срок» Анализ материальных, информационных, финансовых и кадровых потоков, которыми связаны территории. Выбор новых направлений инвестирования производства и разработка методов рационального использования финансовых ресурсов
Создание оптимальной системы и структуры сообщений, содержащих достоверную информацию, сведение к минимуму времени и стоимости перемещения кадрового потенциала Создание и развитие оптимальной системы транспортных связей между территориями
Управление в сфере регулирования расходов, направленных на инвестирование в строительные проекты Создание оптимальной системы расходов на инвестиционную привлекательность, оптимизация затрат времени, достижение гармоничности поставок материальных ценностей, управление процессом качества продукции. Создание комплексной цепи поставок товара

 

При разработке стратегий управления территориями учитывают две группы факторов:

1. Факторы бизнес-среды, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может. В этом случае в логистической стратегии определяются пути перехода организации (территориальной системы) от нынешнего положения к будущему.

2. Факторы особой компетенции организации (территории), которыми администрации в состоянии управлять и которые влияют на создание конкурентных преимуществ.

Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является согласованностьв подготовке стратегических решений, т. е. принятие решений не только на уровне высшего руководства, но и с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией логистической стратегии. Принято считать, что основу логистической стратегии составляет ряд целей, процедур, структур, элементов, систем, представленных в виде стратегического логистического плана [4].

Процесс разработки логистической стратегии и решений связан со следующими этапами ее формирования:

1) постановка целей развития территории;

2) исследование потребности в логистических услугах и структурах, которое предусматривает сопоставление целей развития территориальной системы с возможностью их реализации в рамках существующих логистических систем;

3) разработка проекта деятельности и размещения логистических объектов;

4) исследование условий протекания логистических процессов, что предполагает изучение различных групп факторов, влияющих на эффективность процесса управления логистикой;

5) постановка целей и задач логистики в рамках стратегии развития территории или в рамках тех концепций и стратегий развития, которые реализуются на данной территории субъектами;

6) совмещение целей стратегии логистики с целями логистических стратегий других территориальных субъектов;

7) определение параметров эффективности реализации логистической стратегии, определение параметров эффективности логистических процессов;

8) разработка тактических действий на трех уровнях управления: оперативном (текущем), в среднесрочной и долгосрочной перспективе, с особой концентрацией внимания на кратко- и среднесрочной перспективе;

9) анализ сценариев развития рыночной ситуации и разработка системы мероприятий по корректировке логистической стратегии в рамках стратегического плана развития территории;

10) контроль за достижением целей логистики и эффект от применения методов логистики на управляющую систему.

Таким образом, формализация подходов к анализу логистической системы региона и выбору региональных логистических стратегий позволит определить позиции региона по отношению к другим конкурирующим территориям и выбрать логистическую стратегию, используя преимущества собственной территории.

Список литературы

1. Глобализация и ее противоречия как особенность современной мировой экономики Снитко Н.А., Попов К.Г. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 4. С. 39-44.

2. Носов А. Л. Региональная логистика. -М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 168 с.

3. Jean-Paul Rodrigue "The Geography of Transport Systems" OURTH EDITION (2017), New York: Routledge, 440 pages.
ISBN 978-1138669574

4. Вискова, Д. Ю. Управление транспортно-складским хозяйством : учебное пособие / Д. Ю. Вискова, Е. И. Куценко, Е. А. Лавренко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т", - Оренбург : ОГУ. - 2016. - ISBN 978-5-7410-1445-5

5. Снитко Н.А. Развитие транспортной инфраструктуры в России: логистический подход / Н.А. Снитко // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно - практической конференции (1 июня 2016 г., г. Уфа). В 4 ч. Ч.2 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 277 с. – С. 124-127

6. Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект. / Под общ. ред. Т.А. Прокофьевой. – М.: РКонсульт, 2003. – 400 с.

7. Национальная логистическая ассоциация России [Электронный ресурс] / © 2013-2016, "Логирус" / Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 55903 - Режим доступа: http://logirus.ru/. (Дата обращения: 20.12.2016 г.).

 

 

...





Читайте также:
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.