Самостоятельное создание текста




Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Цели: 1) тренировать умение обучающихся определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи; 2) отрабатывать умения учащихся сохранять языковые особенности и типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи при его письменном изложении; 3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; 4) развивать нравственные качества обучающихся.

 

Ход урока

Актуализация внимания

-Сегодня урок русского языка. Будьте активны, высказывайте своё мнение, работайте с огоньком. Желаю нам всем успеха!

Актуализация темы.

Запись числа в тетради.

Описание, повествование, рассуждение

 

- Ребята перед вами 3 слова. Может вы подскажите мне, тему урока. Запись в тетради темы.

- Попробуйте сформулировать задачи урока.

- Тема: Типы речи. Но, мне кажется, что вы уже умеете их различать. Значит нам надо их повторить и узнать, что-то новое.

-Проверим ваши знания. Сейчас давайте соберём весь материал в таблицу. А помогут нам тексты наших любимых писателей.

Вы будете читать небольшие по объёму тексты, и определять тип речи.

Текст

Борис Житков «На льдине»

А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

- Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!"

Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.

Текст

Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в

«Удод»

На песчаных лесных дорогах, у деревенских околиц нередко можно было видеть сидящих на изгороди удодов.

Похож удод на сказочную птицу: с высоким хохлом на голове, с пестрым, песочного цвета оперением и крепким черным клювом.

Сказочная птица эта так и просится на картинку.

Текст

Лев Николаевич Толстой

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Вопросы к текстам:

-Определите тип речи?

-Почему? Назовите признаки данного типа речи.

(составление таблицы)

Переписать таблицу в тетрадь.

Повествование Описание Рассуждение
Что произошло? Какой предмет? Почему?
Много кадров. Один кадр. Нет кадров.
1.Зачин. 2.Развитие действия. 3.Кульминация. 4.Развязка. 1.Общее представление о предмете. 2.Описание признаков. 3.Отношение к предмету. 1.Тезис. 2.Аргументы. 3.Вывод.
Много глаголов. Слова: сначала, потом, затем, далее, наконец… Много имён прилагательных. Слова: во-первых, во-вторых, сделаем вывод, итак, следовательно…

 

- Мы повторили основные признаки разных типов речи. Мы встречаемся с текстами того или иного типа. А ведь такие тексты редки, чаще мы находим в текстах сочетание разных типов речи.

Вот теперь то новое, что вы узнаете.

Тема нашего урока - УРРиТ 18.

Комбинирование разных типов речи при создании собственных текстов

Для чего писатели прибегают к этому.

-Чтобы тексты были интересными.

Работа с текстом.

Упражнение 446

Автор текста Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский— выдающийся советский педагог -новатор, писатель. «Сочинение ученицы»

Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены тире в начале строк?

П..шли две девоч(?)ки в поле. Идут они полем и видят: цв..тёт Алый Мак. Под..шли девоч(?)ки к цв..тку и спрашивают:

— Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?

А цв..ток и говорит:

— Здесь во время Отечественной войны пр..лилась кровь героя. На этом месте я и вырос.

Девоч(?)ки ни..ко поклонились цв..тку Мака. Он т..кой же алый, как кровь героя.

— Может быть, (с, з)десь пр..шёл мой дедушка2? — тихо пр..молвила3 девоч(?)ка с синими глазами...

(В. Сухомлинский. «Сочинение ученицы»)

1) просмотровое чтение текста;

2) определение темы-Алый Мак, как кровь героя; основной мысли- Память о войне;

3) заглавие;

4) определение типов речи, называя признаки. (Пользуйтесь карточкой – подсказкой «Типы речи»)

Самостоятельное создание текста

А теперь мы попробуем создать текст-миниатюру на тему «Заячья шубка». Важно, чтобы в ваших текстах сочетались различные типы речи.. На картине Чарушина вы видите зайца зимой и летом. В чём разница?

 

Перед вами 2 вида текста- шаблона, они помогут вам успешно справится с работой. Вам надо вместо вопросов в скобках написать свой текст.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: