Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Цели: 1) тренировать умение обучающихся определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи; 2) отрабатывать умения учащихся сохранять языковые особенности и типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи при его письменном изложении; 3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; 4) развивать нравственные качества обучающихся.
Ход урока
Актуализация внимания
-Сегодня урок русского языка. Будьте активны, высказывайте своё мнение, работайте с огоньком. Желаю нам всем успеха!
Актуализация темы.
Запись числа в тетради.
Описание, повествование, рассуждение
- Ребята перед вами 3 слова. Может вы подскажите мне, тему урока. Запись в тетради темы.
- Попробуйте сформулировать задачи урока.
- Тема: Типы речи. Но, мне кажется, что вы уже умеете их различать. Значит нам надо их повторить и узнать, что-то новое.
-Проверим ваши знания. Сейчас давайте соберём весь материал в таблицу. А помогут нам тексты наших любимых писателей.
Вы будете читать небольшие по объёму тексты, и определять тип речи.
Текст
Борис Житков «На льдине»
А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:
- Самолёт! Самолёт!
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!"
Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.
Текст
Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в
«Удод»
На песчаных лесных дорогах, у деревенских околиц нередко можно было видеть сидящих на изгороди удодов.
|
Похож удод на сказочную птицу: с высоким хохлом на голове, с пестрым, песочного цвета оперением и крепким черным клювом.
Сказочная птица эта так и просится на картинку.
Текст
Лев Николаевич Толстой
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
Вопросы к текстам:
-Определите тип речи?
-Почему? Назовите признаки данного типа речи.
(составление таблицы)
Переписать таблицу в тетрадь.
Повествование | Описание | Рассуждение |
Что произошло? | Какой предмет? | Почему? |
Много кадров. | Один кадр. | Нет кадров. |
1.Зачин. 2.Развитие действия. 3.Кульминация. 4.Развязка. | 1.Общее представление о предмете. 2.Описание признаков. 3.Отношение к предмету. | 1.Тезис. 2.Аргументы. 3.Вывод. |
Много глаголов. Слова: сначала, потом, затем, далее, наконец… | Много имён прилагательных. | Слова: во-первых, во-вторых, сделаем вывод, итак, следовательно… |
- Мы повторили основные признаки разных типов речи. Мы встречаемся с текстами того или иного типа. А ведь такие тексты редки, чаще мы находим в текстах сочетание разных типов речи.
Вот теперь то новое, что вы узнаете.
Тема нашего урока - УРРиТ 18.
Комбинирование разных типов речи при создании собственных текстов
Для чего писатели прибегают к этому.
-Чтобы тексты были интересными.
Работа с текстом.
Упражнение 446
Автор текста Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский— выдающийся советский педагог -новатор, писатель. «Сочинение ученицы»
|
Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены тире в начале строк?
П..шли две девоч(?)ки в поле. Идут они полем и видят: цв..тёт Алый Мак. Под..шли девоч(?)ки к цв..тку и спрашивают:
— Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?
А цв..ток и говорит:
— Здесь во время Отечественной войны пр..лилась кровь героя. На этом месте я и вырос.
Девоч(?)ки ни..ко поклонились цв..тку Мака. Он т..кой же алый, как кровь героя.
— Может быть, (с, з)десь пр..шёл мой дедушка2? — тихо пр..молвила3 девоч(?)ка с синими глазами...
(В. Сухомлинский. «Сочинение ученицы»)
1) просмотровое чтение текста;
2) определение темы-Алый Мак, как кровь героя; основной мысли- Память о войне;
3) заглавие;
4) определение типов речи, называя признаки. (Пользуйтесь карточкой – подсказкой «Типы речи»)
Самостоятельное создание текста
А теперь мы попробуем создать текст-миниатюру на тему «Заячья шубка». Важно, чтобы в ваших текстах сочетались различные типы речи.. На картине Чарушина вы видите зайца зимой и летом. В чём разница?
Перед вами 2 вида текста- шаблона, они помогут вам успешно справится с работой. Вам надо вместо вопросов в скобках написать свой текст.