Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда»




1. Методологические основы построения и функционирования в органах прокуратуры, следствия и суда

2. Актуальные проблемы в прокурорской деятельности (теоретико-правовые и организационные вопросы.

3. Проблемы организации и управления в органах прокуратуры.

4. Теоретические и организационные проблемы осуществления прокурором уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства.

5. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства

6. Организационно-правовые проблемы методики и тактики проверок, осуществляемые органами прокуратуры

7. Актуальные проблемы деятельности в органах предварительного расследования (теоретико-правовые вопросы).

8. Организация деятельности в органах предварительного расследования

9. Проблемы организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в правоохранительных органах.

10. Актуальные проблемы теории и практики осуществления правосудия.

11. Организация правосудия в международных судебных органах.

12. Организационно-правовые проблемы в судах апелляционного, кассационного и надзорного производства.

13. Актуальные проблемы реализации кадрового обеспечения деятельности судов.

14. Правовая основа деятельности территориальных органов Ми­нюста России.

15. Уча­стие территориальных органов Минюста РФ в нормотворческой деятельности органов государственной вла­сти субъекта (субъектов) РФ.

16. Деятельность территориальных органов Минюста РФ в области юридической экспертизы нор­мативных правовых актов субъекта (субъектов) РФ.

17. Понятие правового акта управления и его юридическое значение.

18. Структура правового акта органов исполнительной власти.

19. Признаки и функции правового акта органов исполнительной власти.

20. Виды правовых актов органов исполнительной власти. Классификации правовых актов.

21. Признаки и отличие нормативного правового акта от акта применения органов исполнительной власти.

22. Юридическая сила правовых актов органов исполнительной власти. Действие актов управления.

23. Юридическая техника. Требования, предъявляемые к актам исполнительных органов.

24. Процедура подготовки, принятия и вступления в силу правовых актов Президента РФ.

25. Порядок подготовки, принятия и вступления в силу правовых актов Правительства РФ.

26. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по изданию правовых актов.

27. Порядок и основания проведения государственной регистрации правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

28. Вступление в силу правовых актов органов исполнительной власти.

29. Реформа системы федеральных органов исполнительной власти. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию правовых актов.

30. Правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Критерии оценки:

Оценка «зачтено» ставится студенту:

- проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по дисциплине, изучившему рекомендованную основную и дополнительную литературу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний;

- проявившему полное знание программного материала по дисциплине, освоившему основную рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности;

- проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой, но допустившему неполные или слабо аргументированные ответы, испытывающему затруднения в выполнении практических заданий на экзамене.

Оценка «не зачтено» ставится студенту, обнаружившему значительные пробелы в знании программного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине.

Процедура оценки: В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация проводиться в форме зачета. Зачет включать в себя выставление оценки по результатам устного ответа по содержанию зачетного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы. Допуск к зачету – своевременное и успешное выполнение всех видов текущего контроля знаний студентов.

Процедура оценивания знаний, умений и навыков в ходе промежуточной аттестации является основной. Оценка выставляется на основе шкалы оценивания и установленных критериев. Основные уровни освоения компетенций коррелируют с соответствующими этапами контроля успеваемости студентов в рамках полного изучения дисциплины. Овладевшему показателями компетенции «знать», «уметь» и «владеть» присваивается продвинутый уровень. Овладевшему показателями компетенции «знать» и «уметь» присваивается базовый уровень. Овладевшему показателями компетенции «знать» – минимальный уровень. Следовательно, «зачтено» соответствует критериям продвинутого, базового и минимального уровням.

Не овладевшему ни одним из показателей компетенции уровень не присваивается и соответствует «не зачтено». Выставление оценок завершает основной этап оценивания уровня компетенций в рамках промежуточной аттестации.

8.3.2. Комплект тестовых заданий для текущего контроля по дисциплине «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда»

Пример тестового задания:

1. Подлежит ли приему все без исключения заявления и сообщения, содержащие информацию об уголовно-наказуемых деяниях:

1) приему подлежат только заявления;

2) приему подлежат только сообщения;

3) приему подлежат только письменные заявления и сообщения;

4) приему все без исключения заявления и сообщения.

 

1.1. Проверки исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях проводятся:

1) с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки;

2) документальное оформление результатов каждой проверки не требуется;

3) в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже:

- одного раза в месяц;

- одного раза в квартал;

- одного раза в полгода;

- по мере необходимости.

4) в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом:

- одним из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

- Генеральным прокурором Российской Федерации, непосредственно;

- заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;

5) при наличии сведений о нарушениях законов:

- по истечении не более трех дней, после того, как стало известно о нарушении законов;

- безотлагательно;

- по истечении не более суток, после того, как стало известно о нарушении законов;

 

1.2. Прокуроры обязаны тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами:

1) единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;

2) особого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также обоснованность принимаемых по ним решений;

3) единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

 

1.3. Особое внимание при осуществлении проверок прокуроры обращают на вопросы:

1) соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия;

2) обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях;

3) сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков;

4) достоверности документов и результатов проверки сообщений.

5) не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия;

6) правильно ли применены нормы материального и процессуального права;

7) уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения;

8) разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

2. Порядок возбуждения уголовного дела урегулирован:

1) нормами Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

3) уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

1.1. Вопросы, касающиеся порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, являются предметом регулирования:

1) ведомственных нормативных актов;

2) федерального законодательства;

3) регионального законодательства.

2.2. Поводами для возбуждения уголовного дела являются:

1) заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ);

2) явка с повинной (ст. 142 УПК РФ);

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.3. Проверяя постановления следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан:

1) обратить внимание на обоснованность отказа по существу;

2) на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права;

3) на соответствие формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах;

4) при необходимости исключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.

2. Для обеспечения законности и обоснованности уголовно-процессуального задержания, прокурор обязан осуществлять надзор:

1. за соблюдением установленных законом оснований, по которым лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления;

2. за соблюдением предусмотренных законом сроков задержания;

3. за соблюдением законного порядка задержания подозреваемого;

4. за соблюдением сроков направления уведомления родственникам задержанного.

5. за соблюдением законности реализации своих полномочий следователями, дознавателями при задержании подозреваемого в совершении преступления.

 

3.1. К предмету прокурорского надзора за законностью может быть отнесено:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

 

1.2. Под законностью следует понимать:

1) законность помещения;

2) законность содержания;

3) соблюдение сроков содержания;

4) законность освобождения.

 

1.3. В качестве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления является:

1) протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона;

2) акт задержания;

3) постановление судьи.

2. В каких процессуальных ситуациях прокурор может оценивать доказательства, полученные в результате производства отдельных следственных действий, с точки зрения их допустимости:

1) при рассмотрении материалов проверок сообщений о преступлениях, в ходе которых проводились разрешенные уголовно-процессуальным законом на данном этапе следственные действия: осмотр места происшествия;

2) при изучении материалов уголовного дела:

а) в связи с проверкой законности и обоснованности его возбуждения, прекращения, приостановления, а также в связи с прекращением уголовного преследования в отношении отдельных соучастников преступления;

б) при проверке законности и обоснованности задержания лица в качестве подозреваемого, при выяснении возможности и необходимости поддерживать в суде ходатайство следователя, дознавателя о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу;

в) в связи с изучением истребованного прокурором находящегося в производстве уголовного дела;

г) при проверке жалобы на незаконные действия и решения следователя, дознавателя, руководителя следственного органа;

д) при участии в судебном заседании по рассмотрению ходатайств следователей, дознавателей о проведении следственных действий, перечисленных в УПК РФ;

е) при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением или обвинительным актом;

ж) при проверке законности и обоснованности прекращения уголовного дела, а также приостановления предварительного следствия.

 

1) Основными невосполнимыми в судебном следствии недостатками, влекущими признание доказательств недопустимыми могут являются:

а) несоответствие фактической обстановки места происшествия ее описанию в протоколе осмотра;

б) отсутствие в деле фототаблиц и других приложений к протоколу осмотра, препятствующее оценке объективности фиксации в нем обстановки места происшествия и состояния трупа;

в) неправильное описание посмертных явлений на трупе или отсутствие их описания в протоколе (в последующем это затрудняло установление фактического времени наступления смерти потерпевшего и доказывание факта совершения убийства во время, указанное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении);

г) нарушения УПК, влекущие недопустимость доказательств, полученных с применением технических средств;

д) различного рода нарушения положений об участии понятых в следственных действия.

 

2) Критерии допустимости доказательств, основным средством собирания и проверки которых в досудебном производстве по уголовному делу являются следственные действия, содержатся:

1) в статьях УПК РФ, определяющих принципы уголовного судопроизводства;

2) в ст. 75 УПК РФ, где названы отдельные процессуальные нарушения, влекущие признание недопустимыми полученных доказательств;

3) в главах 23 - 27 УПК РФ, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий и назначения судебной экспертизы.

 

4.3. Ограничение прокурора в праве давать следователю указания о проведении тех следственных действий, которые не выполнены, хотя их проведение, безусловно, диктуется обстоятельствами расследуемого преступления, а также о повторном проведении тех следственных действий, при выполнении которых допущены отступления от требований УПК РФ, влекущие недопустимость полученных при этом доказательств, отчасти может быть компенсировано им:

1) путем внесения соответствующих предложений при участии прокурора в оперативном совещании, проводимом в порядке координации деятельности правоохранительных органов, с заслушиванием хода и результатов расследования по конкретному делу;

2) при возвращении уголовного дела в следственный орган для дополнительного следствия без утверждения обвинительного заключения с перечислением допущенных по нему процессуальных недостатков при производстве следственных действий, с дачей следователю письменного указания о мерах, которые необходимо принять для их устранения.

 

2. Можно ли утверждать, что правовой статус прокурора как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения имеет ряд особенностей, что в свою очередь отражается и на его деятельности по осуществлению уголовного преследования в досудебных стадиях, определяется посредством того, что:

1) прокурор является единственным должностным лицом, реализующим свои полномочия на всех стадиях уголовного процесса;

2) деятельность прокурора осуществляется в публичных интересах;

3) деятельность прокурора направлена на защиту интересов общества и государства;

4) деятельность прокурора направлена на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства.

 

1) На прокурора возлагают обязанность по осуществлению уголовного преследования от имени государства по уголовным делам:

1) публичного обвинения;

2) частно-публичного обвинения;

3) частного обвинения.

 

2) Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству в ходе предварительного расследования прокурор не уполномочен принимать процессуальные решения и совершать процессуальные действия по осуществлению уголовного преследования. Исключение, по нашему мнению, составляют только полномочия по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве и утверждению обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлению уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Вместе с тем, можно ли считать, что в досудебном производстве прокурор уполномочен инициировать осуществление уголовного преследования путем принятия мер,направленных на:

1) возбуждение уголовного дела в случае обнаружения признаков преступления;

2) установление и изобличение лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого;

3) принятие мер процессуального принуждения.

3) Можно ли считать, что реализация следующих процессуальных полномочий прокурора направлена на осуществление уголовного преследования в отношении конкретного лица:

1) вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в орган дознания или в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

2) дача дознавателю согласия на возбуждение уголовного дела о преступлении частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу своего беспомощного или зависимого состояния либо по иным причинам само не может защищать свои права и законные интересы;

3) дача дознавателю обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

4) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отмена незаконных и необоснованных постановлений дознавателя о приостановлении и прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

6) обоснование в судебном заседании ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, залога, домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

7) поддержание в судебном заседании ходатайств дознавателя, следователя о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

8) обоснование позиции органов, осуществляющих уголовное преследование, при рассмотрении судом жалоб участников уголовного судопроизводства;

9) возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным актом;

10) отмена незаконных и необоснованных решений дознавателя, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении и о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждение постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

12) утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта) по уголовному делу;

13) возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

 

3. Прокурорский надзор при привлечении лица в качестве обвиняемого - осуществляемая от имени Российской Федерации специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, состоящая в проверке соблюдения:

1) законодательно установленных прав и свобод человека и гражданина;

2) установленного порядка сбора и оценки доказательств по уголовному делу;

3) порядка предъявления обвинения;

4) законности решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

 

6.1. При осуществлении контроля за порядком привлечения лица в качестве обвиняемого (порядком предъявления обвинения) прокурор следит за:

1. направлением прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемых (за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ);

2. вынесением постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого только при наличии достаточных доказательств.

 

6.2. При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого прокурору следует обращать внимание на:

1. своевременность их направления;

2. соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства изложенных в них обстоятельств.

 

6.3. К задачам прокурорского надзора можно отнести:

1) выявление нарушений, допущенных органами предварительного следствия при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

2) предъявление обвинения;

3) допрос в качестве обвиняемого;

4) пресечение всех указанных нарушений средствами прокурорского надзора с целью восстановления прав обвиняемого и норм уголовно-процессуального права.

 

4. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору является основной формой окончания предварительного следствия, которая включает такие этапы, как:

1) окончание предварительного следствия с обвинительным заключением;

2) ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела;

3) ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела;

4) составление протокола ознакомления с материалами уголовного дела;

5) разрешение ходатайства;

6) обвинительное заключение.

7.1. Основанием для окончания предварительного следствия в рассматриваемой форме является убеждение следователя в том, что:

1) все следственные действия по уголовному делу произведены, их результат дает основания для вывода о наличии всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК);

2) собранные доказательства достаточны для составления обвини​тельного заключения (ч. 1 ст. 215 УПК).

 

7.2. Формы уведомления участников уголовного судопроизводства об окончании предварительного следствия включают в себя:

1) протокол, составляемый, в котором помимо уведомления об окончании следственных действий должно содержаться и указание на разъяснение права на ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя;

2) отобрания расписки у соответствующего участника уголовного процесса в том, что он уведомлен об окончании следственных действий и ему разъяснено право знакомиться с материалами уголовного дела (возможно направление такого уведомления по месту работы или жительства, а в материалах дела должно быть свидетельство о получении ими уведомления).

 

7.3. Порядок ознакомления участников уголовного судопроизводст​ва с материалами уголовного дела включает в себя:

1. потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, если они заявят соответствующее ходатайство;

2. обвиняемый и его защитник, законный представитель обвиняемого.

 

5. Основанием участия прокурора в предварительном слушании уголовного дела судом является:

1) осуществление прокурором уголовного преследования в суде (прокурор выступает в качестве государственного обвинителя);

2) обеспечение квалифицированного участия прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, уголовных дел частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем, а также в случае, когда мировым судьей в соответствии с ч. 8 ст. 318 УПК РФ участие в деле прокурора признано обязательным

3) активная позиция и профессионализм государственного обвинителя, где в значительной степени зависят законность и справедливость рассмотрения уголовного дела.

 

8.1. В случае обжалования судебного решения иными участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения апелляционного представления выражать в обязательном порядке прокурором свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений, посредством:

1) в апелляционном производстве районного суда по жалобам, представлениям на решения мирового судьи участвуют государственный обвинитель или иной прокурор, принимавший участие в заседании суда первой инстанции;

2) в апелляционном производстве судебной коллегии по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, приравненных к ним судов, окружного (флотского) военного суда по жалобам, представлениям на судебные решения принимают участие прокуроры структурных подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, соответствующих прокуратур;

3) в апелляционном производстве Верховного Суда Российской Федерации участвуют прокуроры структурного подразделения, обеспечивающего участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры;

4) по указанию руководителей прокуратур в необходимых случаях в судебных заседаниях судов апелляционной инстанции могут участвовать и иные прокуроры, а также создаваться группы государственных обвинителей и (или) иных прокуроров.

 

8.2. При рассмотрении поступивших в органы прокуратуры обращений как от лиц, имеющих процессуальное право обжалования вступившего в законную силу решения суда, так и от иных лиц, должно:

1) у читываться, что кассационные (надзорные) представления могут быть принесены и в случаях обнаружения нарушений закона, не указанных заявителем;

2) при рассмотрении обращения помимо судебных решений использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, в необходимых случаях знакомиться с материалами уголовного дела;

3) по результатам рассмотрения обращения при отсутствии оснований для принесения кассационного (надзорного) представления составлять аргументированное заключение, заявителю направлять мотивированный ответ;

4) по истечении установленного законом годичного срока обжалования вступивших в законную силу судебных решений и при отсутствии оснований для ходатайства о его восстановлении давать заявителю соответствующие разъяснения.

 

8.3.Обращения, содержащие достаточные данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК РФ, рассматривать должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия:

1)по результатам рассмотрения в предусмотренных законом случаях выносить постановление о возбуждении производства ввиду иных новых обстоятельств и направлять соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств;

2) поступившие из следственного органа материалы расследования рассматривать должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия;

3) при отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу выносить постановление о прекращении возбужденного производства;

4) при наличии оснований составлять заключение о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств, которое с материалами расследования направлять в суд, участвовать в судебном заседании.

 

1. 9. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель приносят надзорное представление:

2. 1) в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума окружного (флотского) военного суда, приговора, определения и постановления указанных судов, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации;

3. 2) в Президиум Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговора и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания;

4. 3) Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям о пересмотре постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в удовлетворении надзорного представления.

 

9.1. При неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний и о воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием, в случаях:

1) смерти потерпевшего или свидетеля;

2) тяжелой болезни, препятствующей явке в суд;

3) отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда;

4) стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд;

5) если в результате принятых мер установить место нахождения потерпевшего или свидетеля для вызова в судебное заседание не представилось возможным.

 

9.2. В ходе судебного следствия государственный обвинитель, исходя из конкретных обстоятельств дела заявляет следующие ходатайства:

1) об оглашении показаний подсудимого, данных при производстве предварительного расследования, а также воспроизведении приложенных к протоколу материалов фотографирования, аудио- и видеозаписи, киносъёмки его показаний в установленных данной статьёй случаях.

2) о допросе эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения. Наиболее часто приходится сталкиваться с допросом судебного медика, остальных экспертов редко вызывают в суд. Это связано с тем, что следователи не знают судебной медицины.

3) о назначении судебной экспертизы. В случае удовлетворения судом ходатайства прокурор в письменном виде представляет вопросы, подлежащие исследованию, эксперту, и они оглашаются в судебном заседании. Прокурор также высказывает суду своё мнение по поводу вопросов, поставленных перед экспертом стороной защиты.

4) о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы при наличии противоречий между заключениями экспертов, которые невозможно преодолеть в судебном разбирательстве путём допроса экспертов.

5) об осмотре вещественных доказательств во всех случаях, если они приобщены к уголовному делу.

6) об оглашении протоколов следственных действий, заключения эксперта, данного в ходе предварительного следствия, а также документов, приобщённых к делу или представленных в судебном заседании, если они имеют значение для уголовного дела.

 

9.3. К характерным чертам судебного следствия можно отнести:

1) судебное следствие не является повторением предварительного расследования, его проверкой;

2) проводится в совершенно новых условиях гласности и открытости, сторонам предоставляются несколько иные гарантии, чем на предварительном следствии;

3) ни одно судебное действие суд не может совершить без участия сторон;

4) судебное следствие не совпадает с предварительным следствием по объему;

5) судебное следствие не может выйти за пределы судебного разбирательства.

 

9.4. Судебное следствие можно объединить в группы действий суда:

1) действия, связанные с началом судебного следствия;

2) действия по исследованию доказательств;

3) действия, связанные с окончанием судебного следствия

 

10. К этапам подготовки речи прокурора можно отнести:

1) до начала судебного разбирательства.

2) ходе судебного процесса.

3) по окончании судебного следствия. Этот этап является наиболее важным, т.к. речь прокурора базируется исключительно на результатах судебного следствия.

 

10.1. В структуру речи прокурора необходимо включат следующие компоненты:

1. оценка общественной опасности совершённого преступления,

2. фактические обстоятельства его совершения,

3. анализ и оценка исследованных в суде доказательств и их источников,

4. обоснование правовой квалификации содеянного,

5. характеристика личности подсудимого,

6. определение судьбы вещественных доказательств.

 

10.2 Судебные прения состоят:

1) из речей государственного и общественного обвинителей;

2) гражданского истца;

3) гражданского ответчика или их представителей;

4) потерпевшего по делам частного обвинения или его представителя;

5) защитника или подсудимого (если защитник в судебном заседании не участвует);

6) общественного защитника.

 

10.3. Выстроите логику доказывания по субъектам, которая построена на презумпции невиновности:

1) обвинителей;

2) потерпевшего;

3) гражданского истца или его представителя;

4) гражданского ответчика или его представителя;

5) защитника или подсудимого.

 

11. Содержание апелляционного представления государственного обвинителя включает в себя следующие элементы:

1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подается представление;

2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его процессуального положения, должности, специального звания и места нахождения;

3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы государственного обвинителя, подавшего представление, и доказательства, обосновывающие его требования;

5) перечень прилагаемых к представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего представление.

 

11.1. Предметом кассационного рассмотрения являются:

1) законность приговора;

2) обоснованность приговора;

3) справ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: