В современной теории и практике гимнастические упражнения принято объединять в группы согласно педагогическим задачам и структуре двигательных действий, а также на основе учета их влияния на анатомо-физиологические и психологические особенности человека.
Классификация гимнастических упражнений:
1. Строевые упражнения:
1) строевые приемы;
2) построения и перестроения;
3) передвижения;
4) размыкания и смыкания.
2. Общеразвивающие упражнения:
1) упражнения для шеи;
2) упражнения для рук и плечевого пояса;
3) упражнения для туловища;
4) упражнения для ног и тазового пояса;
5) упражнения для всего тела.
3. Прикладные упражнения:
1) ходьба и бег;
2) упражнения в равновесии;
3) упражнения в лазании;
4) упражнения в метании и ловле;
5) упражнения в поднимании и переноске груза;
6) упражнения в переползании.
4. Акробатические упражнения:
1) вращательные движения (акробатические прыжки);
2) балансирования;
3) бросковые упражнения.
5. Вольные упражнения:
1) упражнения статического характера;
2) упражнения динамического характера.
6. Упражнения на гимнастических снарядах:
1) силовые упражнения;
2) маховые упражнения.
7. Прыжки:
1) неопорные (простые);
2) опорные.
8. Упражнения художественной гимнастики:
1) подготовительные упражнения;
2) основные упражнения.
В соответствии с общими целями физического воспитания определены три основных направления применения средств гимнастики:
- использование упражнений в процессе общего физического развития человека;
- применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков;
- овладение сложными гимнастическими упражнениями в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
|
УЭ-6. Характеристика личности специалиста в области массовых видов гимнастики (содержательные программные наставления).
Профессиограмма специалиста в области массовых видов гимнастики. Структура профессиограммы учителя физической культуры. Критерии оценки профессионально-педагогической подготовки студентов по гимнастике.
УЭ-7. Основные задачи курса «Гимнастики с методикой преподавания". Гимнастика как учебно-научная дисциплина (содержательные программные наставления).
Значение гимнастики в формировании мировоззрения студентов и ее роль в системе подготовки будущего учителя физической культуры. Задачи курса гимнастики и методики ее преподавания. Гимнастика как часть науки о физическом воспитании.
УЭ-8. Самостоятельная работа.
Задания
1. Ознакомиться со структурой и содержанием программы по физической культуре (раздел «Гимнастика») для общеобразовательных школ (цели, задачи, основы теоретических знаний, практический материал).
2. Проанализировать и сделать краткое описание практического материала по гимнастике для начальной школы.
3. На основании анализа учебных пособий по теории и методики гимнастики конкретизировать задачи оздоровительного и воспитательного воздействия, которые решаются на занятиях по гимнастике.
4. Охарактеризовать основные средства различных видов гимнастики образовательно-развивающей, оздоровительной и спортивной направленности.
УЭ-9. Контроль.
Формы контроля – теоретический опрос, написание реферата, контрольная работа.
|
Ответить на контрольные вопросы:
1. Охарактеризовать значение и место гимнастики в государственной системе физического воспитания.
2. Пояснить задачи гимнастики и ее специфическую направленность.
3. Охарактеризовать методические особенности гимнастики и их значение в формировании исторически сложившейся гимнастической методики.
4. Дать содержательную характеристику различным видам гимнастики.
5. Обосновать классификацию средств гимнастики, охарактеризовать группы гимнастических упражнений и их специфические возможности.
6. Раскрыть содержание понятия «профессиограмма» специалиста в области массовых видов гимнастики.
7. Описать критерии рейтингового оценивания профессионально-педагогической подготовки студентов по гимнастике (модульная технология обучения).
8. Охарактеризовать гимнастику как часть науки о физическом воспитании.
9. Пояснить значение гимнастики в системе профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры.
Литература
1. Гимнастика / Под. ред. А. Т. Брыкина. – М.: ФиС, 1971. – С. 3-17.
2. Гимнастика / Под. ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. – М.: ФиС, 1979. – С. 2-10.
3. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В. М. Смолевского. – М.: ФиС, 1987. – С. 5-17.
4. Палыга В. Д. Гимнастика / В. Д. Палыга. – М.: Просвещение, 1982. – С. 4-21.
5. Спортивная гимнастика / Под ред. М. Л. Украна. – М.: ФиС, 1971. – С. 3-6.
6. Теория и методика гимнастики / Под ред. В. И. Филлиповича. – М.: ФиС, 1971. – С. 7-19.
7. Теория физического воспитания / Под ред. А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева. – М.: ФиС, 1967. – Т.1. – С. 5-30.
Лекция № 1. Раздел 2