Тема : Молодежные организации и субкультуры.




Класс Конспект по гражданственности

Урок № Дата

Тема: Молодежные организации и субкультуры.

Цели урока:
Образовательная: ознакомить обучающихся с молодежными нефор-мальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы принад-лежности к какому-либо из молодёжных течений; научить выражать свое отношение к различным группировкам.
Развивающая: Развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы.
Воспитательная: Воспитание толерантного отношения к мнению дру-гих людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение раз-личных норм закона в отношениях с людьми. Воспитывать чувство ответ-ственности у подростков за свое будущее, выбор места в обществе.
Методы: объяснение, защита проектов о молодежных течениях, диалог, обсуждение.
Ход урока
I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала:
1. Знакомство с темой и целями урока.
- Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют субкультуры. Существует много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых. На нашем уроке мы попробуем разобраться в многообразии современных молодёжных субкультур, попытаемся выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, будем продолжать воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей.
2. Молодёжная субкультура и её основные черты.

- Итак, молодежная субкультура, что это такое?
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы - носители этой культуры.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры может быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Существуют субкультуры, которые носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
3. История возникновения молодёжных субкультур.
Никогда прежде до 50-х годов XX столетия в истории человечества никаких молодежных субкультур не было. Впервые они появились в Британии и США и довольно быстро распространились в Западной Европе. Молодежная субкультура в российском обществе имеет свои глубокие корни. Она формировалась на протяжении нескольких десятков лет на уровне уличных групп, ее проявления можно было наблюдать в сообществе дворовых компаний и беспризорников.
4. Молодёжные субкультуры в СССР.
В Советском Союзе для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в СССР в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг приверженцев; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного и романтического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. Наибольший расцвет молодежная субкультура получает в начале 80-х годов ХХ века с появлением различных молодежных стилей и течений.
5. Выяснение причин “ухода в андеграунд” молодежи.
- Какие же причины вынуждают молодых людей объединяться в не-формальные группы?
В качестве таковых молодёжь называет:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердиться в новой среде.
5) Желание привлечь к себе внимание.
6) Неразвитость сферы организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
6. Знакомство с классификацией молодёжных субкультур.
-Во всем мире насчитывается более 70 субкультур. Наиболее известные субкультуры делятся на:
• Музыкальные
• По другим увлечениям
• Имиджевые
• Политические и мировоззренческие
• Хулиганские
Музыкальные
Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала.§
Джанглисты — поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей.§
Металлисты — поклонники хэви-мэтал и его разновидностей.§
Панки — поклонники панк-рока.§
Растаманы — поклонники регги, а также представители религи-озного движения Растафари.§
Риветхеды— поклонники музыки в стиле индастриал.§
Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек.§
Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа.§
Традиционные скинхеды — любители ска и регги.§
Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора.§
Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:
Отаку — поклонники аниме§
Ролевики — поклонники ролевых игр§
Байкеры — любители мотоциклов§
Фурри — поклонники антропоморфных существ.§
Имиджевые
Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Кибер-готы§
Моды§
Стиляги§
Фрики§
Гламур§
Политические и мировоззренческие
Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:
Антифа§
Хиппи§
Яппи§
Хулиганские
Субкультуры хулиганов. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к этим субкультурам:
Гопники§
Ультрас — высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов.§
III. Проявление экстремизма в молодежной среде.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе - несовершеннолетние лица 14-18 лет.

Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.
3. Выводы.
- Вот мы и познакомились с некоторыми группировками. Конечно, неформальных молодежных объединений существует намного больше, и охватить все в рамках одного занятия просто невозможно.
Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются нам на улицах наших городов, в телепрограммах или в средствах массовой информации.
4. Подведение итогов урока.
Подводя итоги нашего занятия, я хотела бы прочитать вам стихотворение современного автора Марка Львовского.
Молодежные течения,
Вот предмет для изучения,
Каждый год они меняются,
Исчезают, появляются!
Есть течения спокойные,
Не скандальные, пристойные,
Есть как вихрь агрессивные,
Среди них, увы, спортивные!
Есть опасные фанатики,
Есть религии догматики,
Как их вождь авторитарные,
И совсем тоталитарные!

Есть течения фашистские,
Экстремистские, расистские,
Нарушая Конституцию,
Учиняют экзекуцию!
Молодежные течения,
Группировки и движения,
Тех, кто в стаи собирается,
Среди прочих выделяется!
Лишь бы все эти течения,
Были в верном направлении,
Наш Закон не нарушали,
И людей не унижали!
5. Рефлексия.
- Понравилось ли вам занятие? Хотели бы вы узнать о других молодежных объединениях?

Домашнее задание: подготовить сообщение об одной неформальной субкультуре (история возникновения, направление, знаки отличия)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: