РЕЦЕПТ ИНТЕРЕСНОЙ ИГРЫ
(мультимедийная «Своя игра»: что это такое, с чем её «едят» и из чего «готовят»)
Черных У.С.,
методист ЦДТ «Содружество»,
педагог-организатор высшей квалификационной категории
I.ЧТО ТАКОЕ «СВОЯ ИГРА»
Общие правила «Своей игры»
«Своя игра» - интеллектуальная игра, построенная на основе известного телевизионного шоу. Основные принципы этой игры таковы: вопросы объединены в темы и задаются в порядке возрастания сложности (от 10 до 50 очков за правильный ответ), на обдумывание и ответ дается 5-10 секунд. Игра может проводиться устно или письменно (индивидуально или командно).
Правила проведения индивидуальной устной «Своей игры».
Игроки делятся на группы (двойки, тройки или четвёрки в зависимости от регламента конкретной игры). Темы разыгрываются в «боях» между участниками, для определения приоритетного права ответа используются специальные технические приспособления – кнопки со звуковым и/или световым сигналами. В «походных» условиях можно заменить их обычными хлопками в ладоши (кто первый хлопнул – получает право ответа).
Правила проведения письменной «Своей игры».
Используется в качестве отбора участников на индивидуальную игру или в качестве самостоятельной командной игры.
Ведущий читает подряд вопросы нескольких тем, каждый раз перед прочтением вопроса оглашая название темы и стоимость вопроса. Команды заполняют предварительно выданные бланки для ответов и сдают их после сигнала.
В зависимости от выбранного регламента за неправильные ответы с игроков либо списываются «штрафные баллы» (то есть номинальная стоимость вопросов, на которые даны неправильные ответы), либо идёт игра «без минусов» (то есть каждый неправильный ответ стоит 0 баллов, каждый правильный – согласно заявленной стоимости вопроса).
Пример темы «Своей игры»
Тема: «СЛОНЫ» [1]
10. Его долго и безуспешно ловили Пятачок с Винни-Пухом.
20. Этим средством связи пользовался слон в одноименном стихотворении Корнея Чуковского.
30. Этот диснеевский слоненок прославился умением летать.
40. Ее также называют элефантиазом.
50. По мнению Бориса Заходера, этот зверь стремился стать слоном, но так и не дорос.
Ответы
10. Слонопотам.
20. Телефон.
30. Дамбо.
40. Слоновая болезнь.
50. Тапир.
«Своя игра» в образовательном пространстве
«Своя игра» уже давно и достаточно часто используется при проведении фестивалей интеллектуальных игр и различных интеллектуальных турниров не только среди взрослых знатоков, но и школьников.
Стоит отметить возможность использования «Своей игры» непосредственно в образовательной деятельности. К примеру, игра «Что?Где?Когда?» хоть и опирается на эрудицию, но теряет свою самобытность при использовании как вспомогательное средство, только как развлечение или только как средство обучения. Всё дело в особой, неповторимой атмосфере этой игры и особом способе построения вопросов для неё.
«Своя игра» в этом отношении более демократична. Это, конечно, прежде всего игра, а не экзамен или предметная олимпиада, но по сути она представляет собой особый тип викторины, поэтому может «безболезненно» и органично встраиваться в рамки школьной жизни: в процессе обучения - как способ закрепления и неформальной проверки знаний, в рамках досуговой и внеурочной деятельности - как хорошее средство для укрепления коммуникативных связей в классе, создания условия для укрепления метапредметных навыков, умения применения своих знаний в нестандартной ситуации.
«Своя игра» - это сплав чистой эрудиции, скорости реакции, способности мыслить мобильно, действовать решительно, сочетая риск и осторожность.
Этому способствуют и система штрафных баллов, и ограниченный лимит времени, и необходимость завоевать право ответа.
Стоит оговориться, что эти же условия иногда могут спровоцировать возникновение у игроков гипертрофированного переживания своего поражения, чувства несправедливости у проигравшего, поэтому требуется предварительная работа руководителя с игроками. Необходимо поговорить о смысле и правилах этой игры, умении играть в предложенных условиях, пользе от приобретенных навыков, умении не только знать, но и использовать свою эрудицию иногда в очень нестандартных условиях, умение конструктивно воспринимать своё поражение, анализировать, адекватно оценивать себя, свои возможности и результаты. Ведь умение достойно выигрывать и проигрывать - это едва ли не основное, чему нас учит Её Величество Игра.
II. ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ «СВОЯ ИГРА»
В последнее время помимо классического варианта «Своей игры», активно входит в практику и мультимедийная её разновидность – игра, в которой в качестве вопросов активно используются аудиальные и визуальные материалы (аудиотреки, видеофрагменты, картинки).
В аудиоигре в качестве вопросов участникам предлагаются различные звуковые треки: музыкальные композиции, фразы из фильмов, голоса животных и т.д. Варианты заданий: назвать исполнителя, композитора, название композиции, опознать голоса животных, продолжить известную фразу или назвать персонажа, который её произносит, узнать песню и вспомнить какой объект, обозначенный темой там упоминается (например, в теме «Имена» даётся отрывок из песни «Стюардесса по имени Жанна», в теме «Цветная» - отрывок из песни «Голубой щенок», в теме «Животные» - отрывок из песни «Чёрный кот» и т.п.).
Видеоигра – это игра с использованием визуальных средств (от лат. video – смотрю, вижу). Это могут как статичные изображения, так и отрывки из фильмов, рекламных роликов, видеоклипов и т.п.
Также существуют смешанные разновидности мультимедийных игр, в которых используются сразу несколько способов передачи информации.
Игровые материалы для мультимедийной разновидности «Своей игры» удобно оформлять в виде презентации в формате Power point: слайд с обозначением тематического блока, за которым следуют слайды с «вопросами» - на каждом одна или несколько картинок, которые задают область поиска, и стоимость вопроса (от 10 до 50 баллов).
Вопросы в теме, как и в классической «Своей игре» здесь ранжируются по степени сложности: самый простой вопрос – 10 баллов (ориентирован на самые общие знания, на то, что знает каждый ребёнок в этом возрасте), самый сложный вопрос – 50 баллов (ориентирован на высокий уровень эрудиции, выходящий за средний уровень кругозора ребят в этом возрасте).
Можно, как и в телевизионном варианте добавлять раунды с другой рамкой стоимости вопросов (например, от 60 до 100 и т.д.), добавлять такие способы разыгрывания вопросов как «Кот в мешке», «Аукцион» и т.д.