Первой причиной, почему живое существо забывает о своей сущности и о Боге, является деградация сознания.
Деградация и эволюция сознания. Три, причины деградации сознания
Шр. Бх. п. 2, гл. 9, т. 36. «Пока человек не занимается поисками своего «Я», все его успехи и достижения в материальной деятельности — есть не что иное, как разные формы поражения, поскольку вся эта пустая и бессмысленная деятельность не помогает ему достичь цели человеческой жизни». Вселенная, покрытая восемью оболочками, представляет собой огромное яйцо. Во Вселенной находится Верховная Личность Бога в форме Своей второй пуруша-аватары. Эту форму Бога называют Гарбходакашайи Вишну. Он заполняет Собой всю Вселенную. Вселенское Тело Господа называют Вират-пу- рушей. Мы все живые существа как пограничная энергия Верховного Господа входим в Его тело и являемся, составными мельчайшими частичками, т. е. занимаем свою отдельную ячеечку в полном целом. Как, например, листья на дереве. Каждый листок является отдельным листом на своей ветке, каждый выполняет свою функцию на своем месте. Листья живут дружно, не ссорятся между собой и все вместе составляют полную гармонию со стволом дерева и корнями. Листья дерева являются для дерева неотъемлемыми частицами и в то же время отделенными, так как каждую осень опадают, так и живые существа являются неотъемлемыми частицами Бога и в то же' время оделенными. Как каплю воды можно отделить от океана, она какое-то вре- ля может сохранять свою индивидуальность, а потом засыхает. Также и отеленные живые существа не могут существовать отдельно без Бога, ибо они іасти полного целого. Поэтому в каждой отдельной «брахманде» обязатель- 5о присутствует Верховная Личность Бога в форме Параматмы, Сверхдуши л индивидуальная душа, частица Бога.
|
Параматма создает «брахманду» и обеспечивает живое существо жизненной энергией. Во время разрушения материального мира живое существо погружается в Тело Параматмы, Параматма погружается в Тело Вират~пу- оуши, Гарбходакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну входит в Тело Маха Вишну (первый Пуруша-аватара), а Маха Вишну входит в Тело вечной фор- ѵіы Маха-Санкаршаны. Таким образом, сворачиваются многочисленные энер- ’ии Бога в единую энергию. Вселенная существует в течение 311 триллионов л 40 биллионов солнечных лет. За это время Господь Брахма, вторичный творец Вселенной, проживает 100 своих лет. Один день Брахмы равен периоду в: гетыре Юги (Сатъя, продолжительность ее 1 млн. 728 тыс. лет, люди живут L00 тыс. лет, медитируя на Верховного Господа, затем век Трета — продолжительность 1 млн. 296 тыс. лет, люди живут 10000 тыс. лет и поклоняются Верховной Личности Бога, совершая жертвоприношения, далее век Двапа- іа — продолжительность века 864 тыс. лет, люди живут 1000 лет и поклоняются полубогам и век Кали-юга, продолжительность 432 тыс. лет, люди жи- зут 100 лет и в этот век предписано людям воспевать Славу Святого имени Бо- ’а), умноженные на тысячу периодов, равняется одному дню Брахмы, и столько же длится его ночь. Вначале, когда живое существо попадает по своей до- 5рой воле в материальный мир, оно занимает положение могущественного по- іубога или самого Господа Брахмы, но со сменой кальп и эпох постепенно со- шание живого существа загрязняется, оно забывает о Боге и о вечной связи чуши с Богом. Мы, например, не помним, как мы жили в золотом веке, на- іываемом Сатья-Юга, не помним, как мы тысячи лет медитировали на Верховного Господа, мы не помним, как мы жили в другие эпохи, в эпоху Трета, Цвапара. Мы думаем, что кто-то другой, наши предки жили в те далекие, далекие времена, но на самом деле жили мы с вами и дожили до этого темного, золного раздоров, страстей, войн века Кали-Юга. И дожили почему, потому іто наше сознание деградировало. С высокого могущественного поста мы по- ітепенно скатились до очень низкого положения, и нам предстоит еще дальне скатываться до самых низших форм жизни, если нам не посчастливится,
|
і мы не обретем истинного знания. Дойдя до самых низших форм жизни, до іюрм минералов и камней, наше сознание миллионы лет находится в спящем:остоянии. После проведенных миллионов лет в низшей форме жизни сознание постепенно начинает эволюционировать, и дойдя до формы рыб, просыпайся. И снова в который раз мы эволюционируем вновь до формы человека, ябо только в этой форме мы можем практиковать духовное знание, только в >той форме жизни мы можем начать изучать религиозные писания и следовать им. Животные не изучают божественных писаний, и они написаны не для них. Животные живут в согласии с законами природы и не грешат. Грешат только живые существа в человеческой форме жизни. Дойдя, таким образом, по эволюционной лестнице до формы человека и не использовав предоставленную ей форму правильным образом, то есть не осознав свою духовную природу, живое существо вновь опускается по кругу Самсары до низших форм жизни. Наше пребывание в материальном мире настолько затягивается, что! многие из нас становятся атеистами. Атеист — человек, полностью забыв-: ший Бога, — это проявление очень греховной деятельности человека. Карма есть обычная, греховная и очень греховная, так вот атеист и есть самый отъявленный грешник, самый неразумный человек.
|
Но Верховная Личность Бога очень милостив к падшим душам и Он вновь и вновь в каждую эпоху приходит Сам в Своем воплощении, как например: Рама, Будда, Чайтанья, Капиладева, Калки, или посылает Своих представителей. Из истории христианства мы знаем о великих учителях человечества, которые приходили как представители Бога: Авраам, Моисей, Давид, Мухаммед, Исаак, Иисус Христос. Священные писания всех мировых религий несут одну цель — направить живые существа на путь возвращения домой, назад к Богу. Но живые существа настолько вошли в образ своих бесконечных ролей, так играют и перевоплощаются, что забывают о том, что их роли в вечной жизни подобны вспышке молнии. Актеры на сцене театров хотя бы знают, что играют только роль, закончится спектакль, и они наденут свою повседневную одежду. Но мы, живые существа, так входим в образ, что даже без системы Станиславского и Немировича-Дан- ченко реально верим в тот образ, который играем.
Основной заглавной причиной страданий и болезней человеческого тела является утрата связи индивидуальной души с Богом. Живое существо перестает служить полному целому, находясь в составе полного целого. Оно пытается жить независимо, и это является главной ошибкой живого существа. Это первая причина деградации сознания. От первой причины исходит вторая причина. Человек утрачивает свои божественные качества и потому увеличивается гордость, ложное эго. Как говорится в Ведах, изначально душа имеет 78% качеств Бога и мощность души равна мощности тысячам солнц. Но из-за обусловленности наши тела не светятся, как светятся тела освобожденных живых существ. Ореол над головой святых личностей означает, что эти личности находятся не в обусловленном, а в освобожденном состоянии, и гуны материальной природы их не затрагивают.
Ложное эго увеличивается по мере погружения в гуну невежества. Авидья на санскрите — означает невежество. Атеист пребывает в полном невежестве, и его мощное ложное эго раздулось до такой степени, что он утратил способность правильно оценивать систему ценностей. Войны, конфликты, раздоры, ооини процветают в атеистическом обществе, обществе, где люди не знают даже имени Бога. Ложное эго порождает третью причину — это невежество.
Лев Николаевич Толстой в своих философских трудах написал: «Многие люди, считающие себя образованными, просвещенными людьми, коснеют в самом мрачном невежестве. Они ничего не знают о смысле жизни и еще кичатся этим неведением, и, наоборот, среди малограмотных людей, ничего не знающих о свойствах радия и таблице Менделеева, есть люди, понимающие свою духовную природу, знающие о цели своей жизни и жалеющие тех мнимо просвещенных людей, которые кичатся своим невежеством» Лев іолстои был просвещенным человеком, он читал Бхагавад-гиту и в конце своей жизни, следуя божественным наставлениям, решил принять отреченный образ жизни. В нашем обществе люди также кичатся своей культурой и также считают себя образованными и просвещенными. Просвещенный человек — это человек, знающий цель своей жизни. А кто в нашем современном обществе знает о цели жизни, если общество полно атеистов. Древний Талмуд говорит о культуре: «Культура — это фанера, прикрывающая наше невежество. Слово невежество означает незнание. Незнание законов Бога».
По этой причине пришел Господь Дханвантари в этот бренный мир, чтобы дать ведическое знание и напомнить живым существам об их предназначении, об их природе, чтобы они смогли вернуться в свое изначальное состояние, освободившись от клетки тела, состоящего из материальных элементов.
Аюрведа — глубоко религиозное учение, основанное на философии Вед. Как тройка лошадей в одной упряжке. По этой причине нельзя познать аюрведическое учение, изучая лишь научное знание Аюрведы, Аюрведу необходимо изучать через ведическую философию. Тело для человека самое дорогое, что у него есть, и потому мудрость Аюрведы через тело может дать человеку понимание истины.
Аюрведа как наука дает основополагающие принципы, следуя которым, человек перестает грешить, и таким образом механизм его тела самоочищается.
Тело, созданное Богом, совершенно, в нем нет недостатков, т. к. Бог не может создать несовершенного, ибо Сам совершенен. Человек, думающий, что он контролирующий и самостоятельный в этом мире, живет по прихоти своего материального ума и материального разума. Поэтому греховная деятельность человека разрушила слаженный механизм тела настолько, что ни сам человек, ни медицина не в состоянии исправить механизма созданного Богом тела. Древние врачи, которые знали в совершенстве науку о жизни, лечили трансцендентным звуком. Прежде чем вторгаться в информационное поле другого человека, они обращались к Верховной Личности Бога, Дханвантари:
«Ванде тараван тарае митьям,
Нана гадахани иіута рам,
Кирап те руте там девам,
Пита варна чатур будьям».
С этой молитвой обращаются к Господу Дханвантари и сейчас практикующие Аюрведу врачи в Индии. Получив благословение от Верховной личности Бога, врач переносил причины болезни на свое тело и с помощью божественных гимнов и мантр устранял причины болезни таким образом: одну треть кармы он с помощью мантр отдавал огню, одну треть кармы он с помощью ведических гимнов отдавал воде и одну треть кармы он сжигал с помощью своей духовной практики. В наши дни это знание утрачено. Мантры, правильно произнесенные, обладают мощным очищающим действием, поэтому очень важно заниматься духовной практикой, читать ежедневно Махамантру Харе Кришна. Имя Верховной Личности Бога, Кришна означает «всепривлекающий». «Ишварах парамах кришнах сал-чид- ананда-виграхах, анадир адир говиндах сарва-карана-каранам» — Говин- Да, Кришна, есть причина всех причин. Он — первопричина, и Он — сама вечности, знания и блаженства. «Брахма-самхита» начинается с этой мантры. Материалистично настроенные люди и слышать не хотят какой-то философии, но когда болезнь прикует их к постели или они начі нают страдать, то философия Аюрведы легко входит в ум человека.
«Разум, которым обладают дживы в материальном мире, есть не чі иное, как невежество» (Шр. Бх. п. 4, ч. 3, гл. 29, т. 5).
Механизм тела действует не сам по себе. В теле человека проживают mhj лионы других живых существ, которыми управляют другие живые суіцес; ва, относящиеся к категории властвующих. Это полубоги, могущественны) живые существа, которые участвуют в творении, поддержании и разрушени Вселенной. Они являются представителями Бога и управляют всеми элемеі тальными энергиями. В каждой клетке, каждой молекуле тела проживаю живые существа, поэтому все клетки обладают сознанием. Элементы тел (земля, вода, огонь, воздух, эфир), одухотворенные пограничной энергией Бс га, к которой относятся живые существа, становятся элементальными эне; гиями (энергией земли, энергией воды, энергией огня и т. п.). Энергия озш чает совокупное сознание живых существ, присутствующих в данном вид энергии. Все жизненные энергии, десять органов чувств тела контролируют ся полубогами. Например, жидкости тела, язык контролируются полубоги Варуна. Речь, зрение контролируются полубогом Агни, обоняние находится ведении полубогов Аиівини-Кумары. Руки контролируются полубогом Ик дрой, ноги — полубогом Вишну. Мы даже проснуться не можем самостоя тельно, нас будит Параматма и т. д. Поэтому о независимости не може быть и речи. Поэтому наука Аюрведа дает нам знание о том, кто мы? Поче му мы здесь, почему мы страдаем? Почему столько несправедливостей в этоі мире? Кто такой Бог? И объясняет человеку его истинное положение, его ис тинное «Я», его цель жизни. Философия Аюрведы дает нам пути, которыі надо следовать, чтобы вернуться домой, к Богу. Если учение Аюрведы гове рит о том, что человек должен есть только чистую пищу, предложенную Бс гу, — это означает, что он не должен есть другую пищу, не предназначеннуі для человека. Нечистая пища, пища, не предназначенная для человеческоі формы тела, явится причиной, по которой полубоги подготовят для этого жи вого существа другую форму тела, в которой живое существо может есть т пищу, которая предназначена для этой формы жизни.
Каждое живое существо по милости Бога не остается голодным. Во Все ленной существует закон Бога: «сильные питаются телами слабых». Это за кон природы, и он не должен нарушаться. Для этого каждое живое сущей во, в какой бы форме жизни оно ни проживало, имеет свои орудия убийства Например, хищники имеют клюв, когти и потому они могут впиваться сво ей жертве в горло и разрывать ей брюхо. Комар имеет для высасывания кро ви хоботок. Птица имеет клюв, когти и крылья для добывания пищи и т.д Никто в этом мире не голодает, если он живет в согласии с силами природі и не нарушает ее законов. Но в человеческой форме жизни живые существ^ очень часто голодают. Почему? Потому что требуют и берут для себя больше чем им положено. Например, если поставить на дороге мешок с зерном, к птичка подлетит и поклюет столько, сколько ей нужно, чтобы утолить своі голод, и улетит, но человек возьмет весь мешок и не будет думать о том, чт< зерно в мешке могло бы утолить голод не одного, а нескольких человек!
Человек также должен чем-то питаться, и Господь предоставил человеку в пищу* молоко и молочные продукты, зерновые, бобовые, плоды, овощи, фрукты, орехи, мед, ягоды, грибы, травы, семена. В растительной пище, также как и в животной, находятся другие души, но грех за убийство не засчитывается, если человек после приготовления пищи предлагает ее вначале Богу. Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите: «патрам пушпам пхалам то ям» — Он готов принять от преданного любое подношение, все равно, что: лист, цветок, плод или просто воду, которые можно найти в любом месте на этой планете — все это может быть предложено любым человеком, независимо от его социального положения». (Бг.-гита гл. 9, т. 2). Но что делает современный человек? Он превышает свои полномочия. Так как он не имеет естественных орудий для убийства (клыков, когтей, яда), человек придумал другие орудия убийства — это нож, топор, электрошок, пуля и т. д. Если разум используется не по назначению, то жизненная сила человека убывает. В Шримад Бхагаватам п. 4, ч. 3, гл. 29, т. 5 говорится: «Разум, которым обладают дживы в материальном мире, есть не что иное, как невежество». Разум — это возничий в колеснице тела, а вожжи этой колесницы — жизненные энергии, к которой относятся элементальные энергии эфира, воздуха, воды. Во Вселенной жизненными энергиями являются солнце, воздух и вода, а в теле человека такие органы, как сердце (солнце), легкие (воздух), почки (вода) являются органами, поддерживающими жизненные энергии. Согласно Ведам в материальном мире есть две категории людей — разумные и неразумные. Разумные — это те, которые следуют наставлениям божественных писаний, а неразумные — это те, которые живут по прихоти своего ума и таким образом растрачивают свои жизненные силы и наносят непоправимый вред своему телу.
Три гуны материальной природы, три рода деятельности человека
Внешняя энергия Бога включает в себя три качества. Это материальный ум — качество благости, материальный разум — качество страсти и ложное эго — имеет качество тьмы или невежества. По этой причине в ведических писаниях называют человека трехцветным. Три качества, как флаг с белым, синим и красным цветами. Если во Вселенной три качества проявлены в гунах материальной природы, то в теле человека эти три качества проявлены в доиіах. Доиіа Вата относится к гуне благости, доша Питта относится к гуне страсти и доша. Кафа относится к гуне невежества. Но, развивая гуну благости, человек может изменить качества своих дош, и все три доши могут функционировать только в одной гуне, гуне благости. Задача Аюрведы — дать знание, с помощью которого человек начнет действовать только в одной гуне, гуне благости.
В соответствии с разделением на три качества существуют три типа клеток головного мозга, три типа клеток нервной системы и три типа деятельности человека. Например, головной мозг имеет клетки, окрашенные в серый, белый и желтый цвета, также и спинномозговой канал, где проходит Сушумна, имеет три цвета. Деятельность нервной системы обеспечивается деятельностью симпатической, парасимпатической и автономной системами тела. Сенсорные и моторные функции организма действуют под управлением гун страсти и невежества. Парасимпатическая нервная система управля-
етея гуной благости. Поэтому Аюрведа как наука рекомендует человеку развивать гуну благости. Что означает — развивать гуну благости.
Формула аюрведического учения такова: «Чистая пища разовьет чистые мысли, а чистые мысли — это мысли о Боге».
Исходя из этой ключевой формулы, нетрудно понять, что требуется от человека, чтобы развить эту гуну благости. Если наше тело зависит в первую очередь от пищи, то почему не последовать совету Аюрведы и не начать принимать пищу, предназначенную Богом. Пища, предназначенная нам Богом, является пищей в гуне благости. К этой пище относятся молоко и изделия из молока, зерновые, бобовые, фрукты, ягоды, орехи, плоды и овощи, зелень, травы. Перед тем, как съесть приготовленную пищу из этих продуктов, необходимо вначале предложить ее Господу, тогда она считается чистой. Чистая пища развивает клетки гуны благости в головном мозге. Если клетки гуны благости увеличиваются, то у человека развиваются божественные качества. Он становится спокойным, миролюбивым, терпимым, у него развивается смирение и доброжелательность к другим людям. Гуна благости открывает канал Сушумны, по которой движется духовная энергия, Кундалини. Гуна благости увеличивает Оджас человека (жизненная сила). При сильном оджасе не бывает болезней.
Пища в гуне страсти — мясо, рыба и все продукты из них: полуфабрикаты, консервы, соления, копчения, вяление, колбасы и т. п. Также острые специи и пряности — лук, чеснок, черемша, сельдерей, редька, репа, редиска и другие — увеличивают клетки гуны страсти в голове. Страсть имеет горячее качество. Поэтому преобладающий элемент огня приведет в разгоряченное состояние печень и сердце, огонь сожжет воздух в каналах нервной системы, и пустота этих каналов заполнится охлаждающей слизью. Например, все мы видели, как у алкоголика трясутся руки, не повинуется язык, ноги заплетаются из-за нарушения координации движений. Это происходит потому, что в каналах нервной системы нет циркуляции воздуха. По этой причине в легких нарушается их вентиляция, и по этой же причине нарушается движение крови по малому и большому кругу кровообращения. Весь механизм обменных процессов организма нарушается из-за увеличения клеток гуны страсти.
Пища в гуне невежества — это любая несвежая пища и пища, не предложенная Богу.
Пшца в гуне невежества является самой опасной для человека. Она блокирует пранические каналы, по которым распространяется знание к душе от Параматмы. Человек становится еще более обусловленным и воспринимает мир через призму своего утраченного знания. Представьте себе, что вы едете в автобусе, окна которого заляпаны грязью, много ли можно увидеть через такие стекла.
При таком состоянии сознания развивается только инстинктивное знание (еда, сон, совокупление и оборона).
Соответственно пище развиваются мысли человека и его деятельность.
Деятельность человека может быть в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества. Деятельность в гунах страсти и невежества никому не приносит блага.
Наше тело пронизано сознанием. Сознание — это совокупная энергия живых существ, проживающих в теле. Сознание распространяет наша душа. Например, одно солнце во Вселенной распространяет лучи, освещая все 16
три мира: высшие планетные системы, средние и низшие, так и в теле душа распространяет свет по всему телу.
Возьмем, например, обычный камень и рассмотрим его структуру в мощный микроскоп. Мы увидим, что между молекулами камня существует пространство. Каждая молекула отделена от другой пространством. Через эти пространства течет жизненная сила, прана, исходящая от многочисленных маленьких «брахманд». Каждая «брахманда», как маленькая лампочка, обладает определенной мощностью и от нее исходит вибрация определенной частоты. Все космическое творение составляет вибрацию, которая исходит от излучений больших и малых звезд, вибраций живых существ. Весь космос создан из вибраций. Все живое и неживое состоит из них. Даже могучие Гималаи, являющиеся позвоночником нашей Вселенной (гора Меру), — всего лишь масса взвешенных частиц, не касающихся друг друга. Вселенная состоит из мельчайших пылинок (брахманд). Каждая молекула, в которой живет душа, является также крохотной солнечной системой и окружена оболочками или электрическим зарядом. Правда, это электричество более тонкой структуры. Ауру, которую многие видят, и есть электричество. Вся жизнь, все сущее — электричество и вибрация. Совокупное излучение брахманд называется энергией, а путь, который освещается в пространстве между молекулами и «брахмандами», — есть пранические каналы: мановаха нади, пранаваха нади, читтаваха нади и др. Пранические каналы действуют не сами по себе, а зависят от разума, а разум от состояния души. Ум находится в подчинении у разума, а чувства подчиняются уму. В зависимости от того, какой объект чувств притягивают чувства, будет зависеть и деятельность человека. Если чувства интересуются объектами, находящимися в гуне невежества или страсти, то и деятельность человека будет проходить в этих же гунах. Например, если человек любит вкусно поесть и если средства позволяют, то он часто будет посещать места, где есть хорошая кухня. Рестораны, кафе, дискотеки, бары — это места, где действует гуна страсти и невежества. Если человека привлекает классическая музыка, то человек пойдет в концертный зал, в консерваторию и т.п. заведения, где действует гуна благости и страсти. Деятельность человека в гуне страсти и невежества загрязняет пути следования праны (жизненного воздуха).
Нечистая пища, нечистые мысли и нечистая деятельность в буквальном смысле этого слова заваливают эти пространства шлаками и отходами, которые выбрасывают больные органы тела. Шлаки блокируют каналы, по которым течет прана, и живые существа, которые проживают в том или ином заблокированном месте тела, из-за нарушения циркуляции воздуха не способны очистить блокировки и погибают, но на их место приходят новые живые существа, проявляясь из непроявленного, которые, размножаясь, отравляют органы и тело продуктами своей деятельности.
Наше тело — самоочищающийся механизм. Если бы человек поменьше вмешивался в свое тело и не лечил бы его, было бы больше пользы и телу, и душе. В теле живут и работают миллионы живых существ, которые отвечают за ту или иную сферу деятельности, поэтому организм самовосстанав- ливается. Например, заболевания холодной природы, которые возникают в холодное время года, будут естественным образом проходить весной и летом. Весенне-летний воздух вытесняет холодный воздух, сушит влагу, согревает
2. 3«к 37ЯЧ 17 тело и таким образом, болезни холодной и влажной природы проходят сами по себе без вмешательства человека. Необходимо только правильно питаться, не есть капхогенные продукты, которые увеличивают слизь и холод. Также болезни горячей природы, которые появляются летом, будут естественным образом проходить в холодное время года, так как холодный воздух охлаждает разгоряченное сердце, печень и понижает жар тела и крови.
Обострение хронических болезней возникает в весенне-осенний период в результате зашлакованное™ организма. Весной соки тела приходят в движение, как реки вскрываются от зимней спячки. Льды из-за подъема уровня воды разрываются, и воды выходят из берегов. Так и соки тела устремляются к поверхности тела. Когда шлаки начинают циркулировать в крови, у человека обостряются все его болезни. По этой причине Аюрведа рекомендует не лечить тело, а проводить профилактические меры. Осенью требуется очистить кровь от шлаков, и тогда весной, когда начнется таяние льдов и соки тела устремляются в кровь, они не зашлакуют кровь своими ядами. Также и весной Аюрведа рекомендует провести очищение соков тела, чтобы до осени человек мог плодотворно трудиться.
Например, все автомобилисты знают, что если в машину заливать некачественный бензин, то двигатель может быстро выйти из строя.
От нарушения циркуляции воздуха нарушается скорость течения крови в артериях и венах. При застойных процессах в артериях и венах начинается процесс гниения из-за гибели живых микроорганизмов, участвующих в процессе жизнедеятельности организма. В благоприятной среде развиваются другие виды нежелательных микроорганизмов. От продуктов жизнедеятельности этих живых существ деформируются и перерождаются сосуды, артерии, вены, деформируются органы и кости, а на внешней поверхности органов и тела вырастают опухоли, шишки, полипы и другие новообразования.
Загрязнение пранических каналов ведет к деградации сознания человека. Пути, через которые идет знание от Параматмы или самой души, становятся непроходимыми. Человек начинает воспринимать мир через призму своего загрязненного сознания. Человек не слышит голос разума и импульсы, исходящие от Параматмы.
Божественные писания, такие как Библия, Коран, пропущенные через такое сознание человека, не могут разбудить спящие души. Цель Аюрведи- ческого знания заключается в том, чтобы помочь человеку через чистую пищу, чистые мысли очистить тело от его зашлакованности, чтобы вернулось утраченное знание, захороненное в толще грязи, накопленной человеком за многие и многие годы рождений в разных формах тел.
Истина Аюрведы трансцендентна, но материальный ум и разум человека так надежно сокрыли эту истину, что свели божественную науку только к лечению грубого тела.
Что такое жизнь? Жизнь — это тело, ум и сознание. Одно целое. Нельзя лечить тело, не принимая во внимание ум и душу. Если мы будем пытаться лечить одно только физическое тело, то в таком лечении мало толку. Тело наше требует, чтобы его правильно кормили, не игнорировали бы его естественные оправления, регулярно проводили смазку кожи, суставов, лимфоузлов, вовремя укладывали бы спать и вовремя бы поднимали, обеспечивали бы его 18 чистой пищей, чистой водой и чистым воздухом, ни в коем случае не вмешивались бы в него без нужды. Тело зависит, прежде всего, от ума, и потому ум требуется занять духовной практикой, чтобы привить ему гуну благости.
Ум наш зависит от разума, и потому Аюрведа говорит человеку о том, что он должен быть религиозным и благочестивым. Религия поможет человеку развить божественные качества, и таким образом человек перестает грешить. У человека с божественными качествами сознание становится чистым, потому такое сознание (душа) восстанавливает утраченную связь с Богом.
Аюрведическое знание состоит из шастр (божественных гимнов и мантр). Каждое слово на санскрите имеет много значений. Кроме того санскрит — это язык полубогов, язык мудрецов, язык Самой Личности Бога в инкарнации Вьясадевы. Санскрит недоступен обусловленным душам, ибо они обладают четырьмя недостатками, а именно: они склонны к ошибкам, впадают в иллюзию, склонны к обману и чувства их несовершенны. Ведическое знание не является результатом исследований. Наша исследовательская работа несовершенна, так как мы исследуем предметы с помощью несовершенных чувств. Обладая этими четырьмя несовершенствами, человек не может дать истинной информации о всеобъемлющем знании. Ведическое знание передается по па- рампаре освобожденными, совершенными живыми существами. Перевести труд «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» с санскрита на английский язык — непростая задача. Это доступно только личности освобожденной, свободной от влияния гун материальной природы, а не обусловленной душе, покрытой четырьмя недостатками. Именно по этой причине Аюрведическое знание из трансцендентного знания часто превращается в материальное. По этой причине маскируется истинная цель аюрведического учения и потому не принимается истинная позиция Аюрведы. Без религии и философии все аюрведические клиники будут лечить только одно физическое тело, а это означает, что болезни никогда не будут излечиваться, так как причины болезней сидят в нашем невежественном уме, который хочет жить самостоятельно.
Тело — это созревший плод наших прошлых желаний и поступков, поэтому его невозможно вылечить никакими средствами, кроме одного — это дать аюрведическое знание через призму Вед. Хороший врач не тот, кто лечит других, а тот, кто дает знание, с помощью которого человек может сам очистить свою карму.
«Человек должен осознать цель своей жизни, а руководство к этому дается во всей ведической литературе, сущность которой заключена в Бхагавад-ги- те. И если мы должным образом используем наставления Бхагавад-гиты, тогда вся наша жизнь очистится, и в конечном итоге мы сможем вернуться в нашу вечную обитель, находящуюся вне материальных сфер. Эта вечная обитель называется санатана. Слово санаторий происходит от слова санатана. Цель Аюрведы и Бхагавад-гиты заключается в том, чтобы возродить нашу саната- ну-дхарму, или истинный вечный род занятий живого существа. Мы временно вовлечены в различного рода деятельность, но и она может стать чистой, если будет совершаться не ради временных благ, но во имя Всевышнего Господа. В этом суть истинно чистой жизни». (Бхагавад-гита, введение)