Глава 1. Террористический акт. Общая характеристика.




Террористический акт как крайняя форма проявления терроризма

 

 

Научный руководитель:

Выполнил работу: студент 2 курса 2 группы очной формы обучения Велиев Михаил Микаилович

 

Вологда 2016

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Террористический акт. Общая характеристика. 6

§ 1. Понятие террористического акта. Правовые основы противодействия террористической деятельности. 6

§ 2. Разновидности террористических актов. 9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика состава преступления предусмотренного ст. 205 УК РФ. 14

§ 1. Объективные признаки террористического акта. 14

§ 2. Субъективные признаки террористического акта. 17

§ 3. Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. 20

Заключение. 28

Список литературы.. 30

 


 

Введение.

Проблема терроризма с каждым годом принимает все более опасные масштабы. По всему миру угрожающе растет количество террористических актов. Чудовищные по своей сущности террористические акты над Северным Синаем в Египте (31.10.2015), в центре Парижа (14.11.2015), серия террористических актов в Багдаде (11.01. 2016) и Стамбуле (12.01.2016), в Анкаре (17.02.2016) еще раз продемонстрировали циничность и жестокость международного терроризма. Тем более, что жертвами этих гнусных акций является мирное население, включая иностранных граждан. Активизации террористических акций в настоящее время способствуют серьезные потрясения, связанные с незатухающими конфликтами на Ближнем Востоке и Севере Африки, в том числе в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке. Международные группировки ИГИЛ, Джабхат ан-Нусры, Имарат Кавказ и другие пытаются захватить контроль над обширными территориями, стабилизируют обстановку, в том числе и на территории Российской Федерации.

Крайней формой проявления терроризма является террористический акт. Отдельные люди, группы, организации совершают террористические акты, чтобы удовлетворить свои политические, национальные, религиозные амбиции.

Актуальность решения вопросов противодействия терроризму подчеркивает инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию широкого антитеррористического фронта на международной правовой основе и под эгидой ООН, озвученная 25 февраля 2016 года Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым на открытии V конференции Ближневосточного диалога Международного дискуссионного клуба «Валдай».[1]

В целях «соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина[2]», обеспечения общественной безопасности граждан Российской Федерации, Президентом Российской Федерации В.В.Путиным еще в 2006 году было принято решение о формировании новой системы противодействия терроризму. Данный посыл Президента России был реализован при создании Национального антитеррористического Комитета, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризма», а также при принятии Федерального закона от 06.03.2006 года № 35 «О противодействии терроризму».

Основополагающими документами стратегического планирования, которые определяют политику в сфере обеспечения общественной безопасности, являются: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 года № Пр-2685 и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 года № 683.

С целью эффективной работы новой системы по противодействию терроризму проводится постоянное совершенствование федерального законодательства и практики его применения, в том числе, неоднократная корректировка статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», Федерального закона №170 от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии», Федерального закона № 16 от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» и т.д. Многие вопросы научно-теоретического характера были сняты в связи с выходом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам преступлений террористической направленности» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). Одновременно, в юридической литературе ведутся дискуссии по различным, как теоретическим, так и по вопросам правоприменительной деятельности, например, по проблемам квалификации террористического акта, освобождения от уголовной ответственности за его приготовление и т.д.

Курсовая работа выполнена на базе изучения законодательства Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда, учебной и специальной юридической литературы, научных статей, в большей степени посвященных проблемам террористического акта, как уголовно-правовой категории. Так, методологической основой исследования вопросов, связанных с темой курсовой работы, послужили труды следующих авторов: Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И.Чучаева, Ю.В.Грачева, А.А. Задоян, В.П.Емельянова, И.В.Шевченко, А.В.Курдюковой, П.С.Яни и других.

Объектом исследования в рамках курсовой работы является террористический акт как крайняя форма проявления терроризма. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ней рассмотрены следующие вопросы: понятие террористического акта и правовые основы противодействия террористической деятельности, а также дана уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного статьёй 205 УК РФ.

 

 

Глава 1. Террористический акт. Общая характеристика.

§ 1. Понятие террористического акта. Правовые основы противодействия террористической деятельности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации деятельность террористических организаций названа в числе основных угроз государственной и общественной безопасности страны.[3]

Предусмотренные главой 24 УК РФ преступления, а именно: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичные оправдания терроризма относятся по непосредственному объекту к преступлениям против общественной безопасности. Повышенная общественная опасность данных преступлений заключается в том, что они носят международный характер и с субъективной стороны подавляющая их часть совершается с прямым умыслом, а также с целью оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Любой террористический акт – это, прежде всего, преступление, причем, как правило, особо тяжкое. Террористический акт характеризуется тем, что имеет внезапный характер, несет в себе угрозу жизни и здоровью граждан и в той или иной мере дезорганизует человека в социальном пространстве. Вторая характерная черта данного события состоит в его насильственности, потому что всегда совершается с прямым умыслом определенных людей и, в-третьих, террористический акт практически невозможно спрогнозировать.

Но исходной при определении понятия террористического акта должна являться уголовно-правовая позиция.

В 2014 году устранен пробел в законодательстве, связанный с определением понятия террористического акта в нормативных правовых актах Российской Федерации, путем однозначного его определения в п.3 статьи 3 Федерального закона № 35 «О противодействии терроризму» и изменения названия статьи 205 УК РФ, а именно: террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. [4]

Террористический акт является порождением терроризма, как идеологии насилия. На основе анализа имеющихся в литературе понятий терроризма И.В.Шевченко выделил ряд его специфических признаков:

- во-первых, преднамеренное создание обстановки страха в социуме, способного воздействовать на других лиц и вынуждать последних к каким-либо действиям в интересах террористов;

- во-вторых, совершение насилия в отношении одних лиц или имущества с целью психологического воздействия и склонения к определенному поведению других лиц;

- в-третьих, публичный характер терроризма;

- в-четвертых, умысел в причинении смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников, находятся вблизи мест взрывов и т.п.[5]

Как мы видим, все вышеперечисленные признаки терроризма проявляются при совершении террористических актов.

Главными задачами террористов является осуществление масштабных разрушений с возможно большим количеством человеческих жертв, создание атмосферы напряженности и страха в обществе. Причем жертвами террористических актов являются, как правило, случайные люди, оказавшиеся в месте его совершения, при этом их гибель является только побочной целью террористов. Жуткими примерами варварства и бесчеловечности террористов служат террористические акции, совершенные 29 и 30 декабря 2013 года в Волгограде, тогда прогремели взрывы на железнодорожном вокзале и в троллейбусе, унесшие жизни 31 человека.[6]

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и другие нормативные правовые акты.

Кроме того, правовое обеспечение противодействия терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ терроризма как явления, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053 , 2054 , 2055 , 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 360.

В 2014 году в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации было введено положение о подсудности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ, только Московским окружным военным судом и Северо-Кавказским окружным судом (пункт 2 часть 6).[7] Закон усиливает наказание за совершение террористических актов. Так, в соответствие с ч.1 статьи 82 УК РФ запрещается предоставлять лицам, осужденным за преступления, предусмотренные ст. 205 УКРФ, отсрочку от отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка.

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности постоянно совершенствуется. Например, в 2013 году был внесен ряд поправок в Федеральный закон №35 «О противодействии терроризму», расширяющий список субъектов по противодействию терроризму (абзац первый пункт 4 статьи 3), где наряду с органами государственной власти и местного самоуправления в перечень включена деятельность физических и юридических лиц. Также в перечень основных понятий, используемых в данном законе, введено понятие антитеррористической защищённости объекта (территории) (абз.6 ст.3) и одновременно закреплена ответственность юридических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч.3.1 ст.5). [8]

 

§ 2. Разновидности террористических актов.

Классификация террористических актов по видам имеет важное значение как для теоретических исследований и правоохранительной практики, так и для выработки адекватных мер по их выявлению, предупреждению и пресечению.

До настоящего времени эти вопросы не подвергались серьезному научному анализу в юридической литературе. В некоторых публикациях приводится в качестве примера классификация террористических актов по видам, разработанная В. А.Постольником. Автор выделяет следующие виды террористических актов: диверсию, похищение, хайджекинг, покушение и убийство, ограбление (экспроприация), вооруженное нападение, кибертерроризм (кибервойна) и захват зданий.[9] Данное деление террористических актов на виды носит условный характер и не подкреплен ни правовой, ни методологической основой.

Используя действующее уголовно-правовое законодательство, а также и Постановление Пленума Верховного суда попытаемся классифицировать разновидность террористических актов.

Согласно статье 205 УК РФ в определении понятия террористического акта конкретно приводится два его вида - взрыв и поджог, а также иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Взрыв – «химический процесс освобождения большого количества энергии за короткий промежуток времени с образованием ударной волны, сопровождающийся мощным звуком и приводящий к разрушению зданий, сооружений и иных объектов[10]». Анализ террористических актов, совершенных на территории Российской Федерации, свидетельствует о том, что они чаще всего проводятся путем совершения взрывов. Причины, по которым террористы отдают предпочтение использованию взрывных устройств, очевидны. В результате взрыва обеспечивается эффективность теракта и наносится значительный ущерб. Подтверждением преступления служит чудовищный взрыв 9-ти этажного жилого дома № 19 по улице Гурьянова в городе Москве 8 сентября 1999 года, когда погибли 106 человек, 264 получили ранения разной степени тяжести.[11] (Российская газета. – 09.09.2009)

Поджёг - «намеренно с преступным умыслом вызвать пожар[12]». Данный способ действий применяется значительно реже по сравнению со взрывами, но имеет место на практике. Например, 29 ноября 2013 года в Республике Татарстан в результате поджога сгорели две старинные церкви, следственными органами возбуждено уголовное дело по статье «террористический акт»[13].

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда под иными действиями, сопоставимыми по последствиям со взрывом или поджогом, указанными в части 1 статьи 205 УК РФ, следует понимать следующие действия.

Устройство аварий на объектах жизнеобеспечения. К объектам жизнеобеспечения относятся:объекты энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, электросвязи, гидротехнические сооружения;
промышленные предприятия по производству продуктов питания и т.д. Отличительная особенность этих объектов заключается в том, что возникновение на них чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, приводит, как правило, к большим разрушениям, человеческим жертвам и загрязнению окружающей среды. В качестве примера приводим нападение группы боевиков 21 июля 2010 года на Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии, во время которого были убиты охранники и взорван генератор станции[14]. К сожалению, ни в законодательстве, ни в научной литературе вопрос понятия объектов жизнеобеспечения не разработан и является разноречивым, а, следовательно, актуальным для дальнейшего понимания. Этой проблеме посвящена научная статья В.В. Горовой. Автор акцентируют внимание на том, что отсутствие точного понятия «объекты жизнеобеспечения» позволяют его свободную трактовку, и считают, что перечень объектов жизнеобеспечения должен быть един и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.[15]
Разрушение транспортных коммуникаций. В пункте 5 статьи 1 Федерального закона № 16 от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» дается понятие объектов транспортной инфраструктуры - технологического комплекса, включающее железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, метрополитены, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты и т.д., «определяемые Правительством Российской Федерации».[16] Кроме того, в статье 1 указанного закона используется понятие незаконного вмешательства как противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Террористы достаточно часто определяют объекты транспортной инфраструктуры для совершения террористических актов. Например, взрыв бомбы террориста-смертника 24 января 2011 года в Москве в аэропорту Домодедово.[17]

Также к «иным действиям», сопоставимым по последствиям со взрывом или поджогом, относятся следующие действия.

Заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности. В связи с тем, что подобные террористические акты способны спровоцировать серьезные экологические катастрофы и эпидемии и привести к значительному числу жертв среди населения, организация деятельности по их предупреждению и пресечению стоит на особом контроле спецслужб. Так, 15 октября 2013 года был предотвращен крупный террористический акт в Кировской области на объекте хранения и уничтожения химического оружия «Марадыковский», жертвами которого могли бы стать сотни человек.[18]

Вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. Зверским преступлением является захват заложников в школе № 1 города Беслана в Северной Осетии 1 сентября 2004 года, когда террористы в течение двух с половиной дней удерживали в захваченном и заминированном здании школы 1128 заложников, 334 человека погибли, из них 186 детей, свыше 800 человек получили ранения разной степени тяжести.[19]

Захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений. Данный вид террористического акта имел место при захвате 23 октября 2002 года группой вооруженных боевиков в заложники 918 зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник» в Москве, его жертвами стали 129 человек.[20]

Как мы видим, с субъективной стороны все эти виды преступлений характеризуются умышленной виной и совершаются только с прямым умыслом. Обязательный признак субъективной стороны террористического акта – специальная цель здесь также на лицо: либо создание общей атмосферы устрашения, либо дестабилизации деятельности органов власти, либо воздействия на принятие ими решений.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: