Спор приверженцев стили Чэнь о «старых позициях Лаоцзя» и «новых позициях Синьцзя




Рассмотрим этот весьма важный вопрос. Здесь также существует спор между представителями Чэньцзягоу о приоритете Лаоцзя и последователями Чэнь Факэ о том, что лучше – Лаоцзя или Синьцзя, какая между ними разница или это одно и тоже. Как же на самом деле обстоит дело?

Напомним, что к 30-м годам прошлого века ситуация в Чэньцзягоу сложилась так, что самым большим мастером тайцзицюань был Чэнь Факэ (1887- 1957). Его племянник и ученик Чэнь Чжаопэй (иногда произносят как Чжаопи) отправился в Пекин и, встретив там определённые трудности, обратился за помощью к Чэнь Факэ, пригласив его приехать в столицу. Чэнь Факэ приехал и решил все вопросы племянника, но его мастерство было столь поразительным.

и так отличалось от общеизвестного в то время стиля Ян с его мягкими растягиваниями, что знаменитые люди столицы стали упрашивать Мастера остаться в столице. С древности для любого китайца было почетно жить в столице, и Чэнь Факэ остался. Это произошло в 1928 году. В результате, Чэньцзягоу лишилось самого лучшего на тот момент мастера тайцзи. Тайцзицюань Чэнь разделился на две ветки: оставшуюся в Чэньцзягоу линию и пекинскую ветку от Чэнь Факэ (фактически центр Чэньтайцзицюань был перемещен им, лучшим мастером тацзицюань того времени, в Пекин). Поездив ещё по городам с преподаванием тайцзицюань, Чэнь Чжаопэй, наконец, вернулся в Чэньцзягоу и встретил полное угасание интереса к тайцзи в связи с политическими изменениями и смутой того времени, разрушением традиционного уклада и т.п.

С наступившими в связи с образованием КНР переменами на плечи Чэнь Чжаопэй выпало ещё больше трудностей. Молодежь не хотела заниматься тайцзи, а потом и вообще власти запретили его преподавание, как феодального пережитка. Это привело к тому, что фактически лишь Чэнь Чжаопэй пытался поддерживать обучение тайцзицюань. Наиболее знаменитыми его учениками стали так называемые 4 Богатыря из Чэньцзягоу: Чэнь Сяован, Ван Сиань, Чэнь Чжэнлэй и Чжу Тяньцай. Именно то, что преподавал им Чэнь Чжаопэй и называют сегодня Лаоцзя-«старыми позициями». В связи с упадком мастерства, в Чэньцзягоу после смерти Чэнь Чжаопэя (1972 г.) много раз приглашали для преподавания мастерства Чэнь Чжаокуя и его брата по школе Чэнь Факэ - Фэн Чжицяна (однако в последующие годы сам Фэн Чжицян занялся преобразованием стиля, соединив его с синьицюань и создав таким образом совершенно другие комплексы, где нет уже чэньского спиралевидного усилия. Поэтому в чистом виде наследие Чэнь Факэ было сохранено лишь его сыном – Чэнь Чжаокуем, а впоследствии полностью перешло к внуку Чэнь Юю. Именно им одним н представлена ныне знаменитая пекинская ветка в семейной традиции).

1979 год. Фэн Чжицян приехал в Чэньцзягоу преподавать пекинский стиль Чэнь Факэ для утративших традицию селян. Рядом с Фэн Чжицяном (первый ряд, второй слева) сидит мастер по так называемой малой основе сяоцзя – Чэнь Лицин. На заднем плане среди прочих стоят так называемые 4 Богатыря ША ИУ)пз Чэньцзягоу: (слева направо) Чэнь ЧжэнлэЙ,третий ¦ Ван Сиань, пятый – Чжу Тяньцай, шестой – Чэнь Сяован.

Что же за это время произошло с пекинской веткой?

Чэнь Факэ основал в Пекине небольшую школу воинских искусств, и ученики отбирались им с большой строгостью. Всю свою жизнь Учитель Чэнь посвятил исследованию и усовершенствованию «старой основы» и, добавив сюй собственный стиль и практические наработки, создал современную «новую основу». Эту основу он передал своему младшему сыну – Чэнь Чжаокую.

Чэнь Чжаокуй является младшим сыном Чэнь Факэ. Он родился в Чэньцзягоу в том же году (1928), когда отец переехал в Пекин. В возрасте 4-х лет его отвезли в Пекин для совместного проживания с отцом. Он имел замкнутый характер и не любил выставлять себя на показ. Он полностью персиял от от ца одержимость и настойчивость в овладении тайцзи. По сравнению со своим старшим братом Чэнь Чжаосюем (отцом Чэнь Сяована), Чэнь Чжаокуй был младше на 10 лет, что позволило ему изучать уже усовершенствованную отцом «новую основу», а впоследствии самому продолжать совершенствовать и развивать её (нужно заметить, что сам Чэнь Факэ никогда не называл усовершенствованную форму как «новую основу», и если бы он всю жизнь прожил в Чэньцзягоу, то, вероятно, никакого разделения бы не произошло. В Чэньцзягоу всегда следовали наиболее искусному мастеру, но переезд Чэнь Факэ привёл к тому, что эталоном стал оставшийся па родине Чэнь Чжаопэй, и хотя уровень его мастерства был гораздо более низким (а он сам учился у Чэнь Факэ), именно его стиль и был назван как «старая основа»).

Чэнь Чжаокуй был общепризнанным мастером тайцзи циньна (собственно не столько грубых захватов, сколько мгновенного выпуска усилия цзинь на суставы противника, в результате чего они буквально выворачивались). Его особенностью в приёмах было искусное применение и тайное использование усилия цзинь. Из-за политических реалий после Чэнь Факэ был прерван традиционный порядок отношений «Учитель – ученики», когда обучение всегда было дорого оплачиваемым и для вхождения в число личных учеников необходимо было пройти обряд поклонения Учителю «байши». Это и привело к тому, что, хотя Чэнь Чжаокуй и преподавал кулачное искусство во многих городах (чаще всего Пекин, Шанхай, Нанькин, Чжэнчжоу, Цзяоцзо, Шицзячжуаи и Чэньцзягоу), у негоне было ни одного личного ученика. Данные обстоятельства заставили его передать своё искусство полностью только одному человеку ¦- своему сыну Чэнь Юю. Среди других занимающихся наиболее известными стали так называемые 4 Богатыря из Чэньцзягоу: Чэнь Сяован, Ван Сиань, Чэнь Чжэнлэй и Чжу Тяньцай, которые сразу после смерти Чэнь Чжаопэя стали приезжать К ЧэньЧжаокую с просьбой изучить стиль Чэнь Факэ. Именно «новую основу» Чэнь Факэ, характеризующуюся низкой посадкой, тонкостью взрывного усилия и неповторимой пластикой движений они чаще всего любят демонстрировать на показательных выступлениях.

Неизменность формы является самой главной иллюзией для интересующихся тайцзицюань. Часто приходится слышать, что гораздо интереснее заниматься «древним стилем лаоцзя» из-за его древности, тогда как «новый синьцзя» гораздо менее интересен. Это общераспространённое заблуждение. Форма всегда изменяется, она является суммой традиционных принципов с личными особенностями самого мастера и потому она в каждом стиле будет иметь свои особенности. А ют принципы тайцзи и важнейшие методические наработки гунфа должны быть обязательно проработаны. Поэтому гораздо важнее рассуждений об «истинности» того или иного стиля, следование лучшему мас теру, достигшему высших уровней в тайцзи. Поэтому «новый стиль» Чэнь Факэ имеет гораздо больший, на наги взгляд, интерес, нежели стиль его ученика Чэнь Чжаопэя, имеющего более низкий уровень. Ищите Мастера а не стиль, и вы не ошибётесь!

Ещё более радикальную версию о старой и новой основе стиля Чэнь изложил председатель «шанхайского общества исследования тайцзицюань рода Чэнь» Вань Вэньдэ:

"После того, как представитель 9 поколения рода Чэнь в Чэньцзягоу – Чэнь Вантин создал тайцзицюань, его передавали в поколениях, и не бьгло недостатка в обладающих мастерством учителях. Однако в феодальном обществе придавалось большое значение концепциям кланов мира воинских искусств, многие стили изучались лишь в семьях, не передавались представителям других родов. Так продолжалось до представителя 14-го поколения рода – Чэнь Чансина. Когда, благодаря случаю, он передал своё искусство хэбэйскому уроженцу-Ян Лучаню, только тогда тайцзицюань вышел за пределы школы Чэнь. Изучив тайцзицюань у Чэней, Ян Лучань стал «Яном, не имеющим врагов» и отправился преподавать это искусство в императорские покои Пекина. Он передал тайцзицюань детям, внукам и посредством оных широко распространил тайцзицюань. По этой причине Ян Лучань прославился в Поднебесной. Его Учитель Чэнь Чансин также был в школе Чэней самым знаменитым наставником. Распространившиеся в миру истории о Ян Лучане больше похожи на легенды. Некоторые утверждают, что Ян Лучань был представлен к изучению этого искусства Юнняиьской аптечной лавкой и три раза посещал Чэньцзягоу, затратив в совокупности на обучение 18 лет; другие говорят, что он был батраком в семье Чэнь Дэху и, притворившись, тайно обманом выучился тайцзицюань, однако, не подлежит сомнению тот факт, что стиль Ян происходит от Чэнь Чансина.

Согласно передаче, представитель 14-го поколения (одного с Чэнь Чансином) Чэнь Юбэнь изменил изначальную форму; современники назвали его стиль «Синьцзя» – «Новой основой», а также прозвали такую манеру «Сяоцзя» - «Малой основой». Его ученик Чэнь Цинпин научил У Юйсяна, У Юйсян создал тайцзицюань стиля У. Благодаря этому Чэнь Юбэнь и Чэнь Цинпин также стали широко известны. Поэтому то, что называется «Новой и Старой основами», это и есть указание на эти две разновидности тайцзицюань. Первоначально передаваемый в Чэньцзягоу тайцзицюань – в большинстве своём это и есть передаваемая Чэнь Чансином «Старая основа». Так вплоть до представителя 17-го поколения истинной школы тайщицюань, правнука Чэнь Чансина- мастера Чэнь Факэ, передавалась изначальная «Старая основа» Чэнь Чансина. В 1928 году Чэнь Факэ уехал в Пекин преподавать воинское искусство и преподавал форму в 83 движения. Это была именно «Старая основа» Чэнь Чансина – я не слышал, чтобы говорили, что он изменил форму. После его смерти (1957), в начале 60 годов его сын, преемник стиля в 18-м поколении, Чэнь Чжаокуй приехал передавать свое' искусство в Шанхай, и я лично слышал, как он говорил, что преподаст «83 позиции старой основы Чэнь Чансина».

Однако внук Чэнь Факэ Чэнь Сяован, который с рождения жил лишь в Чэньцзягоу, никогда не изучал тайцзицюань у Чэнь Факэ. Он выучил в Чэньцзягоу у двоюродного дяди Чэнь Чжаопэя форму из 75-ти позиций. Однако, тем не менее, в 1985 году он написал книгу «Передаваемый в поколениях тайцзицюань стиля Чэнь» и выдал форму Чжаопэя в 75 позиций за традиционную чэньскую «Старую основу». В 1973 году Чэнь Чжаокуй отправился в Чэньцзягоу для преподавания формы в 83 позиции, и местные учителя (включая Чэнь Сяована) стали называть форму Чэнь Факэ «Новой основой», чтобы продемонстрировать, что исходящие от них 75 позиций являются старой истинной основой тайцзицюань. Однако для этого форму в 75 позиций из книги «Передаваемый в поколениях тайцзицюань стиля Чэнь» нельзя считать доказательной базой «Старой основы» Чэнь Чансина, поэтому всё это очень спорно. Чэньцзягоу является родиной тайцзицюань, место это старое, однако местный современный стиль вовсе не обязательно является старым, потому как то, что преподавал в 1928 году в Пекине внук Чэнь Чансина Учитель Чэнь Факэ, это и есть «Старая основа» Чэнь Чансина в 83 позиции. Когда в 1981 году я приехал в Чэньцзягоу, то от заведующего школой тайцзицюань Чэнь Босяня и ещё нескольких старожилов я услышал несколько истинных фраз. Они сказали:

"Ныне распространяемая в Чэньцзягоу якобы старая основа в 75 форм на самом деле является новой (изменённой и упрощённой) формой, а то, что теперь называют «Новой основой», это и есть то, что Чэнь Факэ передавал в Чэньцзягоу до 1928 года, т.е. традиционная «Старая основа» Чэнь Чансина в 83 позиции!"

В качестве иллюстрации сказанного приведём фотографии позиций Чэнь Факэ и Чэнь Чжаопэя. Внимательный взгляд сразу сможет оценить различия:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: