Влияние политической ситуации на видоизменение изначальных форм тайцзицюань.




Итак, можно смело сказать, что до Ян Лучаня искусство тайцзицюань хотя и существовало, но не было широко распрост ранено. Ян Лучань (1799-1872) был первым, кто принёс тайцзицюань из Чэньцзягоу в столицу и стал активно преподавать его правящей злите. Произошло это по различным источникам приблизительно в 1852 году. При этом он поехал в столицу не просто так, а укрываясь от судебного преследования после убийства известного буддийского монаха! Утверждается, что У Юйсян и другие родственники взялись «замять дело» и замяли. Так и попал Ян Лучань сначала к принцам, а потом в им пера горе кую резиденцию. Кто же правил страной в это время? Оказывается, всё та же печально известная маньчжурская императрица Цы Си, разнузданность которой широко общеизвестна. Не случайно она была последней царствующей особой в деспотической линии маньчжурских захватчиков (Пу И не в счёт), ибо как говорит традиция: «За великие злодеяния Небо лишает царственного мандата на управление Поднебесной». Именно притеснителей своего народа и отправился учить Ян Лучань, а ведь он не мог не знать о преступлениях и притеснениях маньчжуров. Чего только стоит принуждение брить лоб и носить косу, за отказ от которых полагалось отсечение головы -и это для свободолюбивых китайцев! Разве случайно, что после свержения ненавистного почти трёхсотлетнего ига вес маньчжуры по линии Цюаиь Ю спешно сменили фамилию на китайскую У Я? Конечно нет, их ненавидели все. Поэтому они постарались раствориться среди китайцев.

Очевидно, преподавание в столь непривычной среде для несущего дух свободы тайцзицюань (сравни: цель даосского тайцзи – достижение высот духа, Чэнь-Чжаобао обеспечение жизнедеятельности своего клана, охрана караванов и развитие тайцзи, Ян -обучение деспотической чужеземной элиты для карьеры при дворе и достижения высокого статуса) вкупе с другими факторами (длинные полы одежды, привычка ходить в императорских покоях с согнутой спиной и т.п.) привело к изменению формы и принципов тайцзицюань и, в конце концов, превратило это искусство в банальную ОФП-гимиастику. К сожалению, тот же самый процесс и с теми же целями мы наблюдаем сегодня и в Чэнь, и в других стилях (но есть, есть исключения!). Когда загнивает дух, тело уже не спасти!

Есть ещё один любопытный факт. В 1928 году, когда в столице безраздельно господствовали представители стиля Ян и манчжурского У, Чэнь Факэ переезжает в Пекин, и с ним встречается лучший старший ученик У Цзяньцюапя – Лю Мусапь (маньчжурский стиль У). Он был блестяще эрудированым знатоком литературы и на тот момент считался очень высоким экспертом в толкающих руках (особенно искусен был в усилии прилипания, стаж его занятий был более 10 лет!). Но когда он попробовал туйшоу с Чэнь Факэ, то был абсолютно беспомощен (см. книгу Хун Цзюньшзна, (стр- 395), пытаясь противопоставить мягкую силу маньчжурского У спирали Чэнь.

Это выглядело так, как будто взрослый играется с трёхлетним ребенком, Лю Мусань даже не мог стоять прямо на ногах. В результате Чэнь Факэ серьёзно повредил руку Лю (она потом болела больше месяца), даже не прилагая особых усилий. Ученики Лю Мусаня было впали в транс от такого мастерства, и с тех пор Лю Мусань стал верным спутником и учеником Чэнь Факэ. Потеряв лучшего ученика, У Цзянцюань в том же году срочно уезжает из Пекина в Шанхай, и тем самым центр маньчжурскою У переносится туда… Перешли к Чэнь Факэ и ученики Ян Чэнфу – Сюй Юйшэн (также учился у сына Ян Лучаня Ян Цзяньхоу, У Цзяньцюаня, Сунь Лутана), Шэнь Цзячжэнь (также у Ян Цзяньхоу), Гу Люсинь (ушел будучи также учеником старшего брата Чэнфу - Ян Шаохоу) (следует добавить, что есть документальные свидетельства о том, что ученики преемника стиля багуачжан у Дун Хайчуаня – Лю Фэнчуня, Ли Цзяньхуа и Сюй Юйшэн также не могли ничего противопоставить мастерству Чэнь Факэ и открыто признавали его превосходство. В 1953 году Чэнь принимает участие во всекитайских спортивных мероприятиях, легко победив более 30-ти мастеров, вызвавших его помериться силами).

Примечательно, что в том же 1928 году и Ян Чэнфу перебирается на юг, начав интенсивное преподавание в Шанхае, Наньцзине, Гуанчжоу и т.п. А ведь до того времени потомки Ян Лучаня и Цюань Ю сидели себе спокойно в столице и не разьезжали по Поднебесной. Ещё в 1914 году, перед закрытием годичной конференции Пекинского исследовательского общества по ф из вое питанию, когда специалисты по ушу всех стилей столицы, такие как Цзи Цзысю, Чжан Цэ, Шан Юньсян, Ван Маочжай (старший брат У Цзяньцюаня, ученик Цюань Ю), Сюй Юйшэн и другие, приняли участие и заключительной демонстрации, со стороны тайцзицюаня выступили с демонстрацией всего двое – Ян Чэнфу и У Цзяньцюань, создавшие гимнастические формы с равномерными оздоровительными движениями. Во всех книгах упоминается факт оздоровительного уклона в развитии формы у Ян Чэнфу и создании оздоровительной формы маньчжурского У У Цзяныдоанем и Ван Маочжаем. Что и привело в 1935 году к оформлению собственного стиля маньчжурского У, ведь до этого потомки Цюань Ю и думать не смели о том, чтобы создать свой стиль, используя стиль Ян. Доказательством этого служит тот факт, что сохранившаяся форма ученика Цюань Ю – Чан Юньтина (1880-1918) в противоположность новосозданной форме содержит много изначальных движений, таких как прыжки и выпуски усилия, которые в основе тождественны своему предку – стилю Чэнь. Несоответствие старой формы Чан Юньтина и нового творения У Цзяньцюаня заставило последователей стиля Чан считать его самостоятельным изначальным направлением…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: