Особенности религиозных взглядов в эпоху Просвещения




Введение

Тема исследования: «Тема религии и общества в трудах французских просветителей».

Актуальность исследования вопроса в частности обуславливается значительным вкладом французских просветителей в развитие идей естественного права и общественного договора в концепцию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, гражданских прав, обязанностей государства перед народом и права народа на свержение государственной власти.

Французское Просвещение до сих пор остается символом сопротивления религиозной нетерпимости. Это сопротивление само не отличалось терпимостью и шло под вольтеровским лозунгом «Раздавите гадину!». Однако следует заметить, что в таком положении вещей были во многом виновны французские светские и духовные власти, в ответ на появление в стране свободомыслящих писателей просто запретившие критиковать религию под страхом смертной казни (1745 год).

В отличие от Англии, где между собой боролись крупные конфессии, Франция была почти исключительно католической страной с небольшим числом кальвинистских общин. Для французских мыслителей вопрос о терпимости к другим конфессиям стоял ничуть не острее, чем вопрос об отношении к безрелигиозным гражданам.

Степень разработанности проблемы. Анализом религиозных и общественных взглядов французских просветителей занимались такие ученые, как Л.П.Карсавин, П.М.Бицилли, А.Я.Гуревич, М.Блок, Ж.Дюби, Я.Буркхардт, Э.Гарен, Л.М.Баткин, Р.И.Хлодовский, А.Х.Горфункель и др.

Цель: исследовать тему религии и общества в трудах французских просветителей.

Задачи:

1. Изучить проблемы социологии религии;

2. Выявить основные идеи французский просветителей;

3. Исследовать этические концепции французского Просвещения о религии и обществе.

Объектом исследования является период в культурной истории Западной Европы, а именно эпоха Просвещения.

Предметом же исследования стало творчество наиболее ярких философов — мыслителей этого периода в разрезе соотношения вопросов религии и общества.

К методологическим основаниям исследования можно отнести: единство сравнительно-исторического, историко-типологического, феноменологического, культурно-исторического и текстологического методов анализа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Факторы способствующие становление эпохи французского Просвещения

Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения

Особенности мышления Просвещения идет от гуманизма Ренессанса и в социнианства, а также деизма, сформировавшегося в Англии в XVII веке.

Философские системы, которые во второй половине XVII столетия начали выдвигать иные идеи на смену прежней философской науке (ДЕКАРТ, ЛОКК, ЛЕЙБНИЦ), также по-своему подготовили почву для эпохи Просвещения. Новые открытия и теории в области естествознания (Ньютон) и правоведения (ГРОЦИЙ, ПУФЕНДОРФ) способствовали формированию новых концепций, которые в течение XVIII века постепенно становятся общепринятыми. В области богословия определенным образом подобному развитию способствовал пиетизм.

Исторически оптимизм Просвещения обуславливался тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами объясняет тот пафос, с каким просветители воевали против метафизики.

В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т. Ридом, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. Кант. Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Джон Локк (1632–1704), друг И. Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. Основное сочинение Локка «Опыт о человеческом разуме» содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями.

 

Особенности религиозных взглядов в эпоху Просвещения

В это период (с конца 16 до середины 19вв.) происходят значительные изменения во взаимоотношениях между философией и религией. Философия подготавливает почву для самостоятельного существования, а роль религии ослабевает, и начинают доминировать светские концепции, опирающиеся на человеческий разум. Это связано с тем, что возрастают потребности экономического развития европейских государств, с связи с чем увеличивается потребность в эмпирических данных, их систематизации и изучении причинно-следственных связей. Естествознание стремится к познанию действительности, которого не давала религиозная вера. Выявляются конкретные факты в разнообразных областях человеческой деятельности через обращение к чувственному познанию. Через систематизацию развивается теоретическое мышление, на основе чего создается новая картина мира. Это подрывает монополию богословия на объяснение происхождения мира.

Материалистические предпосылки для научного объяснения явлений заложил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он рассматривал философию как науку о реальном мире, которая опирается на опытное познание, а не как просто созерцание мира[1]. Он предлагает определить место и роль науки и философии в жизни человека по-новому. Человек может подчинить себе природу для собственного Благополучия с помощью науки. Это его слова «Знание-сила» стали крылатыми.

Кроме того, Бэкон является родоначальником современной экспериментальной науки и английского материализма. Его философию можно назвать эмпирической, она опирается на опыт и эксперимент, которые являются основой формирования нового научного метода. Бэкон предложил индуктивный метод познания, который заключался в постепенном обобщении фактов, которые наблюдались с помощью опыта. Суть эмпирического метода заключалась в обязательном использовании при анализе эмпирических фактов человеческого разума. Путь к истине идет через непрерывное и постепенное обобщение частных фактов к более общим положениям, а от них затем к общим аксиомам. Бэкон – сторонник двойственности истины. Божественную истину он не отрицает, но у философии есть право на свою истину.

Рене Декарт (1596-1650) французский мыслитель, который утвердил право человеческого «Я», мышления человека на самостоятельное существование, которое ни от чего не зависит, в том числе и от Бога. Человеческий разум – это субстанция, ни от кого, ни от чего не зависимая. Без человеческого мышления ничего не может существовать. Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт не отвергает право религии на существование, но отрицает право Бога и религии быть началом философствования. Гегель говорил о том, что Декарт дал философии совершенно новое направление. Это было рационально мыслимое направление, где мысль начинала с самой себя. Предшествующее философствование, исходящее из авторитета церкви, было отвергнуто. Философия получила преимущества перед богословием в том, что человеческий разум, мыслящее «Я», человеческое сознание стали исходным в области познания мира.[2]

Французские мыслители-просветители 18 в. сделали Бога, религию, ритуалы церкви объектом критики впервые в истории общественно-политической мысли. Они поставили под сомнение право религии на существование. Богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и в том, что сдерживали развитие человека и выступали средоточием зла на земле. Рассмотрим некоторые идеи и высказывания французских мыслителей-просветителей.

У истоков критики религии и церкви стоял Жан Мелье (1664--1739) - французский философ-материалист, большую часть своей жизни проработал священником в сельской местности. В отличие от Лютера и Кальвина, подвергавших критике необходимость существования церковного клира или некоторых церковных обрядов, Ж.Мелье отвергает основные догматы католической веры, само изложение церковной истории. Он критикует содержание Библии так, как до него никто этого не делал. Он показал несостоятельность содержавшихся в ней сведений о явлениях Бога людям[3]. Мелье увидел в божественных деяниях, свидетельствующих о могуществе Христа, различные вариации мифов, существовавших до появления Библии. Также он подвергнул критике пророчества, заявленные в Ветхом и Новом заветах, которые оказались нереализованными. Мелье рассматривает учение церкви о сотворении мира Богом и показывает, что имеется много доказательств, не подтверждающих существование Бога. Творец всего - природа. Мелье считает более разумным и естественным объяснение мира и всего в нем образующегося через всевозможные комбинации материи. Мелье осуждает служителей церковного культа за поддержку с помощью веры в Бога грабительской политики правителей по отношению к народу. Эти мысли он выражает в его «Завещании», ставшим достоянием общества только после смерти философа. Он обещает открыть крестьянам глаза «на те нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас есть, имели несчастье родиться и жить, на заблуждения, которые я сам имел неприятную обязанность поддерживать». Мелье не только отрицал христианство, но и право на существование других религий. Он утверждал, что «всякий культ и поклонение богам» - это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство». [4]

Идеи Мелье получили дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей, таких как, Дени Дидро (1713-1784) и Гольбаха (1723-1789). Они дают всестороннюю критику и самой религии, и ее проповедников. Они подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность и делают первую в истории общественной мысли попытку объяснить ее земное происхождение. Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков только Евангелий, из которых в дальнейшем сами богослужители отлучили пятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Кроме того Дидро утверждает, что составление и написание текста Священного писания было делом рук не божественных, а человеческих. По мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди». Дидро представлялись бессмысленными утверждения теологов о существовании души без тела, ее бессмертии, существование загробного мира. Он утверждалматериалистическое понимание сознания как свойства высокоорганизованной материи. Таким образом, Дени Дидро отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи.

Гольбах, критикуя Ветхий завет, подобно другим мыслителям, в частности Спинозе, выражает сомнение, что Моисей действительно являлся автором первых пяти книг Библии - Пятикнижия. В этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются города, которых не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея». На основании этих фактов делается вывод, что «произведения, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время».[5]

Все творчество Вольтера проникнуто антицерковными настроениями. Он не отрицал религии как таковой, но требовал религиозной свободы. Считая, что в основе всех видов познания лежит опыт, Вольтер делает из этого вывод, что человек по природе своей общественное существо, что общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: