Проверка законности содержания несовершеннолетних осужденных начинается с ознакомления с их личными делами. Прокурор должен убедиться в наличии на каждого осужденного вступившего в законную силу приговора суда, который является основанием для содержания несовершеннолетнего в колонии.
В случаях истечения определенного приговором суда срока лишения свободы, отмены приговора суда с прекращением дела производством, наличия решения суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью, а также применения к осужденному помилования или амнистии - прокурор обязан немедленно освободить лицо из ВК.
При выявлении утраты приговора или его части прокурор должен выяснить ее причины, затребовать у администрации ВК информацию о мерах, предпринятых для восстановления судебного решения.
Важным аспектом надзора является качество подготовки документов, характеризующих осужденного. Зачастую они составляются формально, в них не содержится обоснования выводов администрации о степени исправления тех или иных осужденных.
Часть 1 статьи 73 УИК РФ содержит принципиальное положение, согласно которому осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, где они проживали или были осуждены. В исключительных случаях: по состоянию здоровья осужденных, для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
|
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (ч. 2 ст. 73 УИК РФ).
Проверяя законность содержания осужденного в ВК, расположенном не по месту его жительства (осуждения), необходимо установить, было ли связано его направление в данное учреждение с исключительными обстоятельствами, указанными в ст. 73 УИК РФ (состояние здоровья; обеспечение личной безопасности; отсутствие исправительного учреждения соответствующего вида; невозможность размещения осужденных в имеющейся ВК), а также имелось согласие осужденного на перевод.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 УИК РФ, осужденные должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. Если имел место перевод осужденного из одной ВК в другую, то осуществляя надзор за соблюдением этого требования закона, прокурор устанавливает; связан ли перевод осужденного в данную ВК с болезнью осужденного, обеспечением его личной безопасности, реорганизацией (ликвидацией) ВК или другими исключительными обстоятельствами; имеются ли документы, подтверждающие наличие перечисленных обстоятельств.
|
Нарушение требований ст. 73 и 81 УИК РФ является основанием для постановки вопроса о направлении осужденного для отбывания наказания по месту жительства (осуждения) или в ВК, где он ранее содержался. Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое определен Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 1 декабря 2005 г.
№ 235.
Как указывалось, условия отбывания наказания несовершеннолетних осужденных дифференцируются в пределах одного учреждения и могут быть изменены в зависимости от их поведения. Поскольку перевод из одних условий содержания в другие предполагает существенное изменение правового положения осужденных, решения начальника ВК, который согласно ч. 9 ст. 132 УИК РФ производит такие переводы, должны обязательно стать предметом прокурорского внимания. Предоставление осужденным улучшенных (облегченных и льготных) условий, как и их отмена, должно быть обосновано наличием характеризующих осужденного фактических обстоятельств.
В ходе проверки прокурор изучает личные дела на всех осужденных, которым предоставлены либо отменены улучшенные условия содержания. Особое внимание при этом должно быть уделено практике перевода осужденных на льготные условия содержания и их отмене. В этих целях необходимо ознакомиться с соответствующими приказами начальника ВК, с журналами учета водворенных в дисциплинарный изолятор.
В случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания закон (ч. 10 ст. 132 УИК РФ) предоставляет ему право обжаловать такое решение. Прокурору следует выяснить наличие таких жалоб, порядок их рассмотрения, а также решения, принимаются ли по ним меры реагирования и какие.
|
Особенно тщательно необходимо проверять соблюдение сроков содержания осужденных в ВК и освобождения от основного наказания.
Срок лишения свободы исчисляется в соответствии с требованиями ст. 72 УК РФ в месяцах и годах. При замене наказаний или сложении наказаний, а также при зачете наказания он может исчисляться в днях. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца. Так, если приговором суда установлено, что срок наказания в 1 год исчисляется с 15 мая 2007 г., то оканчивается он 14 мая 2008 г., а срок наказания в один год и шесть месяцев окончится соответственно 12 ноября 2008 г.
Отбывание лишения свободы на определенный срок прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом (ч. 1 ст. 173 УИК РФ).
Освобождение по отбытии наказания производится в первой половине последнего дня срока наказания, а по другим основаниям - в день поступления в ВК соответствующих документов. Если документы получены после окончания рабочего дня, освобождение производится утром следующего дня. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается в предвыходной или предпраздничный день.
Проверяя соблюдение требований закона об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, прокурор обращает внимание на сроки фактически отбытого наказания, установленные в ст. 93 и 80 УК РФ, на наличие в личном деле документов, положительно характеризующих осужденного, а при освобождении от наказания в связи с болезнью - на документальное подтверждение наличия у осужденного тяжелой болезни или инвалидности.
В соответствии со ст. 79, 93 УК РФ любой осужденный может быть освобожден условно - досрочно, если судом будет признано, что он не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и фактически отбыл положенную по закону часть наказания. Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе непосредственно обратиться через администрацию ВК в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В этом случае администрация ВК обязана не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства направить его вместе с характеристикой в суд (ст. 175 УИК РФ).
В целях обеспечения принятия судом законного решения прокурор проверяет обоснованность выводов администрации ВК о поведении осужденного за весь период отбывания наказания и объективность данной ему характеристики. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении повторное внесение в суд соответствующего ходатайства может иметь место не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения судом такого решения. В то же время отказ суда в условно-досрочном освобождении не препятствует внесению в суд представления о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 175 УИК РФ).
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» утвердило:
Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью;
Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Согласно Правилам медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России. Осужденные направляются на медицинское освидетельствование лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими частями уголовно-исполнительной системы, а также лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования его здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения.
Осужденный, претендующий на освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, должен быть в доступной форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования.
Копия медицинского заключения направляется осужденному не позднее 3 дней со дня вынесения заключения, о чем делается отметка в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных. Правила предусматривают, что отказ в направлении осужденного на медицинское освидетельствование осужденный или его законный представитель могут обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изучая личные дела лиц, отбывших наказание или освобожденных от отбывания наказания досрочно, прокурор помимо проверки правильности исчисления сроков наказания устанавливает, выполнены ли администрацией ВК требования ст. 180 и 181 УИК РФ в части: уведомления соответствующих органов и учреждений об освобождении осужденных в целях оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве; обеспечения освобождаемых одеждой, деньгами, продуктами питания (постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.1997 № 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания»).
Паспорт и другие документы выдаются освобождаемому на руки, о чем в личном деле осужденного делается соответствующая отметка. Порядок работы администрации ИУ по подготовке осужденных к освобождению установлен приказом Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».