В ч. 1 ст. 82 УИК РФ устанавливается порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Эти требования закона обусловливают необходимость при осуществлении надзора добиваться того, чтобы в практической деятельности наряду с требованиями о выполнении осужденными своих обязанностей администрация ВК реально обеспечивала соблюдение установленного законом порядка отбывания лишения свободы, а также прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных.
В процессе проверки устанавливается: приняты ли со стороны администрации ВК достаточные меры по обеспечению охраны осужденных по внешнему периметру колонии; способна ли действующая система охраны эффективно предупреждать и пресекать побеги осужденных, групповые неповиновения и массовые беспорядки; обеспечено ли предотвращение проникновения на объекты этих учреждений запрещенных предметов, а также лиц, не имеющих права на посещение ВК.
Проверяя выполнение администрацией ВК требований закона о надзоре за осужденными как важного средства профилактики правонарушении с их стороны, прокурор должен оценить полноту обеспечения надзора в ночное и дневное время на различных объектах ВК.
Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утверждена приказом Минюста РФ от 23.06.2005 № 95.
|
Для того чтобы сделать вывод о соответствии режима отбывания наказания предписаниям закона, прокурору необходимо прежде всего проанализировать в сравнении с предшествующим аналогичным периодом данные о правонарушениях среди осужденных и выяснить, почему они стали возможными, оценить эффективность принимаемых администрацией учреждения мер по предупреждению преступлений и иных антиобщественных проявлений.
Необходимая для анализа информация содержится в статистической отчетности колонии:
сведения о преступности (форма 16-ИУ);
сведения о дисциплинарной практике (форма 15-ИУ);
книга учета заявлений и сообщений о преступлениях;
материалы оперативно-розыскной деятельности, служебных расследований по фактам правонарушений и иных чрезвычайных происшествий;
журналы рапортов приема-сдачи дежурств, учета информации для оперативных дежурных.
Для выяснения полноты регистрации правонарушений и выявления возможных случаев их сокрытия от учета следует ознакомиться с протоколами заседаний самодеятельных организаций (советов коллективов ВК), на которых обсуждались проступки осужденных, с карточками индивидуального изучения осужденных с персональным учетом поощрений и взысканий, с материалами личных дел. В этих же целях рекомендуется просмотреть записи в журнале приема осужденных в медицинской части, выяснив, проводятся ли расследования обстоятельств причинения осужденным телесных повреждений. Полученные сведения следует сопоставить с официальными статистическими данными о регистрации нарушений режима и преступлений. Нельзя проходить мимо таких фактов, когда в целях создания видимости благополучия часть совершенных преступлений администрация относит к разряду предотвращенных и в отчетности не указывает. Назначение осужденным, у которых были изъяты наркотические средства, мер взыскания без соответствующего процессуального оформления данного факта может рассматриваться как сокрытие преступлений.
|
При анализе состояния преступности требуется тщательно разобраться в причинах совершения тяжких преступлений и побегов, проверить дела о нераскрытых преступлениях, а также обоснованность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.
В плане профилактики правонарушений особое место занимает работа по предупреждению поступления к осужденным запрещенных к использованию в ВК предметов. В процессе проверки законности проводимых досмотров и обысков прокурор устанавливает:
1) проводятся ли обыски в жилых и производственных помещениях при возвращении в зону осужденных, пользующихся правом передвигаться без конвоя, перед проведением свиданий и после них, при возвращении осужденных из производственной зоны в жилую;
2) правильно ли ведется учет изъятых предметов и ценностей (в актах изъятия должны быть указаны количество изъятого, родовые признаки предметов, размеры колюще-режущих предметов, место изъятия, необходимые подписи);
3) как определяется их дальнейшая судьба (уничтожаются или сдаются на хранение);
4) проводятся ли проверки по фактам обнаружения у осужденных денег, спиртных напитков, наркотических веществ, колюще-режущих предметов;
|
5) перекрываются ли каналы их поступления в ВК;
6) принимаются ли меры к лицам, изобличенным в передаче осужденным запрещенных предметов.
При проверках необходимо особое внимание уделять на факты использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (п. 1.2 приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19). Если огнестрельное оружие применялось, то необходимо проверить, докладывалось ли о каждом таком случае применения сотрудниками ВК в течение 24 часов с момента его применения непосредственному начальнику, уведомлялся ли прокурор и составлялся ли соответствующий акт (ч. 8 и ч. 9 ст. 31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В случае применения физической силы и специальных средств также необходимо выяснить, докладывалось ли об этом в каждом случае такого применения непосредственному начальнику, как требуется по закону (п. 3 ч. 4 ст. 28 названного закона).
Если выяснится, что имели место случаи ранения или смерти осужденных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия, то необходимо установить сообщалось ли начальниками колоний об этом прокурору (ч. 6 ст. 28 данного Закона). В подобных случаях прокурор обязан произвести тщательную проверку с выездом на место. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором при ознакомлении с заключением и материалами служебного расследования либо устанавливается в ходе расследования уголовного дела. При обнаружении в действиях и решениях должностных лиц колоний нарушений прав осужденных, прокурор обязан в полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания должностных лиц, виновных в нарушениях законов (пп. 1.2 и 1.5 приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19).
Прокурору необходимо знать, что запрещено применять спецсредства, газовое и огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане (ч. 5 ст. 30 и ч. 7 ст. 31 указанного выше Закона).
Проверяя, как осуществляется дифференциация условий отбывания наказания несовершеннолетними осужденными в зависимости от их поведения (глава 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях» УИК РФ), прокурору необходимо проверить законность предоставления осужденным улучшенных условий отбывания наказания (а равно и их отмену), а также обоснованность наличием характеризующих поведение осужденного фактических обстоятельств.
В ходе проверки особое внимание должно быть обращено на осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях в воспитательных колониях. Это несовершеннолетние, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания (п. 1 ч. 2 ст. 132 УИК РФ). В этих целях прокурору необходимо ознакомиться с соответствующими приказами и распоряжениями администрации колонии.
Особенно тщательно должны проверяться:
сроки пребывания осужденного в следственном изоляторе. В случае недопущения им нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу (п. 2 ч. 2 ст. 132 УИК РФ);
обоснованность отбывания наказания в строгих условиях осужденными за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшими лишение свободы. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания (ч. 3 ст. 132 УИК РФ);
сроки пребывания в карантинном отделении колонии, и засчитываются ли они в срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в обычных или строгих условиях (ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 132 УИК РФ).
Если в процессе проверки прокурором установлены осужденные, которые при добросовестном отношении к труду и учебе и отсутствии взысканий за нарушения порядка отбывания наказания не были переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные, то он принимает меры к их переводу в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 132 УИК РФ. Кроме этого следует проверить нет ли среди осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, лиц, которых для подготовки к освобождению необходимо перевести в льготные условия отбывания наказания (ч. 5 ст. 132 УИК РФ). Если таковые имеются, то мерами прокурорского реагирования необходимо восстановить законность.
Путем сверки сведений спецчасти, приказов и распоряжений администрации колонии прокурор может выявить среди осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях, лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и принять меры к их переводу в строгие условия отбывания наказания (ч. 6 и ч. 7 ст. 132 УИК РФ). Помимо этого, важно выявить осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, но не переведенных в обычные условия отбывания наказания. При этом необходимо помнить, что повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания (ч. 8 ст. 132 УИК РФ). Если обнаружится, что не выполнены требования указанных норм, прокурор должен обязать администрацию немедленно это сделать.
Следует проверить, соблюден ли порядок принятия решений о переводе, установленный ч. 9 ст. 132 УИК РФ: перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником ВК по представлению учебно-воспитательного совета колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.
При проверке прокурору необходимо акцентировать внимание на выполнение администрацией колонии таких условий отбывания лишения свободы, как количество предоставляемых осужденным краткосрочных и длительных свиданий в год, ежемесячное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также учитывать факт отмены ограничения на количество посылок, передач и бандеролей (ст. 133 УИК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что могут иметь место случаи получения посылок, передач и денег осужденными, не имеющими родственников, и, таким образом, формирования лидерами преступных группировок так называемого «общака».
Не менее важно при проверке прокурору знать, выполняются ли требования ст. 113 - 117, 134 - 137 УИК РФ о применении мер поощрения и взыскания, а также статьи 138 УИК РФ, в которой определены три категории должностных лиц воспитательной колонии, применяющих меры поощрения и взыскания к осужденным. В случае выявления фактов необоснованного и не вызванного необходимостью применения мер взыскания к осужденным прокурору надлежит строго взыскивать с соответствующих должностных лиц и применять меры к восстановлению законности, незамедлительно пресекать случаи неоправданного предоставления осужденным дополнительных льгот.
Особое внимание следует уделить проверке обоснованности применения таких мер поощрения, как предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в сопровождении сотрудников (п. «а» ст. 134 УИК РФ), а также выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников (п. "б" ст. 134 УИК РФ).
При ознакомлении с дисциплинарной практикой необходимо выяснить обоснованность: водворения осужденного в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу (п. «б» ст. 136 УИК РФ); использования начальником колонии или лицом, его заменяющим, права досрочного освобождения из дисциплинарного изолятора в порядке поощрения (ч. 3 ст. 137 УИК РФ). При обходе камер изолятора прокурору необходимо опросить содержащихся там осужденных, выслушать имеющиеся жалобы и принять по ним соответствующие решения. Кроме этого, важной составляющей проверки является изучение документов, на основании которых осужденные содержатся в изоляторе, а также заключения врача о состоянии здоровья наказанных и замечаний, вносимых медработниками в журнал санитарного контроля. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона, а лиц, незаконно водворенных в дисциплинарный изолятор, немедленно освободить своим постановлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 139 УИК РФ в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в ВК до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. А поскольку оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по постановлению начальника колонии, санкционированному прокурором (ч. 3 ст. 139 УИК РФ), необходимо при проверке ознакомиться с личными делами тех осужденных, которые оставлены или могут быть оставлены в ВК в ближайшее время, а в беседе с представителями администрации, учителями школы, преподавателями ПТУ уточнить обоснованность такого решения. В ходе проверки обоснованности перевода отрицательно характеризующихся осужденных, достигших возраста 18 лет, для дальнейшего отбывания наказания в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима (при его наличии), или в исправительную колонию общего режима (ч. 1 ст. 140 УИК РФ) внимание прокурора должно быть обращено на личность осужденного, которого перевели или собираются перевести. При этом прокурору необходимо обратить внимание на причины поведения осужденного, не является ли, в частности, оно реакцией на незаконное обращение с ним сотрудников ВК (оскорбления, побои, принуждение к выполнению непредусмотренных работ и т.п.).
Согласно ст. 13 УИК РФ осужденному гарантируется право на личную безопасность. В случае поступления от него соответствующего заявления или по собственной инициативе начальник ВК обязан перевести осужденного в безопасное место либо принять иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
Прокурор проверяет наличие заявлений такого рода и законность мер, принятых по ним администрацией ВК.
Для обеспечения личной безопасности осужденных могут использоваться камеры дисциплинарных изоляторов. Перевод осужденного в камеру производится по постановлению начальника учреждения на срок не свыше 30 суток. В экстренных случаях перевод осуществляется по решению оперативного дежурного, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни он может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа. Подобная мера безопасности рассматривается как крайняя мера и применятся, если другие способы не дают результата. Необходимо также учитывать, что угроза осужденному должна быть реальной, а его обращение о помещении в безопасное место не преследовало иной цели. Перевод осужденного в другую ВК может быть осуществлен в случае, когда иным способом устранить угрозу его безопасности не представляется возможным.
Прокурору необходимо выяснить законность и обоснованность нахождения осужденных вне охраняемой зоны учреждения. Путем сверки сведений спецчасти и записей в журнале учета лиц, отсутствующих в ВК, уточняется число осужденных, которым разрешены: краткосрочные выезды (ст. 97 УИК РФ), передвижения без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ), проживание на льготных условиях за пределами колонии (ч. 4 ст. 133 УИК РФ).
На основе изучения личных дел прокурор выясняет:
насколько обоснованно принимаются решения о предоставлении осужденным выездов за пределы ВК (наличие документов, подтверждающих исключительные личные обстоятельства; соблюдение графика выезда осужденных на время ежегодного оплачиваемого отпуска);
соблюдаются ли при этом ограничения, установленные законом в отношении некоторых категорий осужденных, перечисленных в ч. 3 ст. 97 УИК РФ, а также срок рассмотрения заявлений осужденных о предоставлении им краткосрочных выездов (ч. 5 ст. 97 УИК РФ);
оформляются ли приказы о разрешении выезда осужденным.
При этом следует иметь в виду, что решения такого рода администрацией ВК принимаются самостоятельно, без согласования с прокурором.
Законность предоставления осужденным права передвижения без конвоя устанавливается по материалам их личных дел путем проверки соблюдения требований, определенных ст. 96 УИК РФ. В отношении осужденных, допустивших нарушения Правил внутреннего распорядка ВК, а также в случае изменения характера работ, выполняемых осужденными, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника ВК.
Прокурор должен проверить наличие соответствующего постановления начальника ВК в отношении каждого осужденного, проживающего за пределами колонии, и соблюдение требований ч. 4 ст. 133 УИК РФ.
Во время посещения магазина в колонии прокурор устанавливает, соблюдается ли запрет на продажу некоторых продуктов питания и предметов первой необходимости, предусмотренный Правилами внутреннего распорядка ВК.
В соответствии со ст. 14 УИК РФ осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания, в связи с чем служителям культа разрешено посещение ВК. Прокурор должен установить, приглашаются ли по просьбе осужденных священнослужители, не препятствует ли администрация осужденным совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культа и религиозной литературой, не ущемляются ли права верующих разных конфессий, а также атеистов.