Подготовка к проверке исполнения законов в воспитательных колониях




РАЗДЕЛ IV. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

 

Подготовка к проверке исполнения законов в воспитательных колониях

 

Проверка предполагает глубокое знание проверяющим прокурором действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных актов, регулирующих условия и порядок отбывания наказания. Ей должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающихся тенденций состояния преступности, нарушений режима в воспитательных колониях (ВК), основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля, данными, имеющимися в комиссиях по делам несовершеннолетних, жалобами, заявлениями, ходатайствами и обращениями осужденных, другой информацией).

Определив объект проверки, прокурор должен наметить план ее проведения, который может включать следующие пункты:

1) перечень основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание для получения вывода о состоянии законности;

2) сроки проведения проверки, количество и состав участников, распределение между ними вопросов, подлежащих проверке;

3) привлечение к проверке соответствующих компетентных специалистов различных профилей (здравоохранения, образования, санитарного и пожарного надзора, охраны труда и техники безопасности и др.);

4) перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам, должностным лицам ВК по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов;

5) подготовка итоговой справки или докладной записки.

Не следует перегружать план мероприятиями, не соответствующими объективным возможностям их выполнения.

Важным элементом подготовки к проведению проверок является определение основных вопросов, что в значительной мере зависит от имеющейся у прокурора информации, послужившей основанием для проверки. Перед проверкой следует определить виды документации и другие источники, позволяющие получить необходимые сведения о возможных нарушениях закона. Общий перечень вопросов, включаемых в план проверки, необходимо разделить по отдельным направлениям.

В зависимости от характера проверки прокурор поручает администрации ВК подготовить нужные ему сведения. Началу проверки предшествует ознакомление с общей обстановкой в ВК и фактическим выполнением предложений, ранее данных прокурором, по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона. Целесообразно ознакомиться с книгой инспекторских замечаний и предложений, справками ведомственных целевых проверок, статистической отчетностью и другой документацией. Полученная таким образом информация поможет провести проверку более целенаправленно и сконцентрировать усилия на тех участках, где нарушения законности наиболее вероятны.

Проверку ВК рекомендуется начать с обхода жилых, коммунально-бытовых и производственных объектов, в котором участвуют должностные лица учреждения, дающие прокурору пояснения по возникающим вопросам. В первую очередь проверяется соблюдение законности в дисциплинарном изоляторе.

Прокурор должен быть доступен осужденным и готовым рассмотреть любое ходатайство или обращение, связанное с нарушением их прав и законных интересов. По просьбе осужденных организуется их личный прием. При желании осужденного побеседовать с прокурором наедине такую возможность ему нужно предоставить.

Одной из предпосылок решения задач воспитания подрастающего поколения является решительная борьба с преступностью и иными правонарушениями, которая ведется на основе сочетания мер общего и специального предупреждения, включающих применение уголовного наказания. Наиболее серьезной мерой наказания, применяемой в исключительных случаях к несовершеннолетним, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, является лишение свободы. Пребывание в воспитательной колонии, с одной стороны, является средством изоляции подростка, представляющего повышенную общественную опасность, а с другой - обеспечивает систематическое, целенаправленное воздействие на него системой организованных воспитательных и режимных мероприятий.

Между тем как показывают практика и статистические данные по несовершеннолетним, отбывшим наказание в воспитательных колониях, число лиц, вновь совершивших преступления, среди них велико. Это свидетельствует о серьезных недостатках в деятельности воспитательных колоний и о недостаточной эффективности надзора за исполнением этого вида наказания в отношении несовершеннолетних.

Результат работы в воспитательных колониях во многом предопределяются точным исполнением требований закона о порядке и условиях отбывания наказания в виде лишения свободы. Гарантом соблюдения законности в этих учреждениях выступает прокурорский надзор, основными формами реализации которого являются проверка исполнения законов администрацией ВК, выявление допущенных нарушений, принятие исчерпывающих мер к их устранению.

Надзор за соблюдением законности в ВК по своим формам и метода характеризуется некоторыми особенностями, вытекающими из специфик правового регулирования функционирования этих учреждений и лиц, содержащихся в них.

В соответствии со ст. 132 УИК РФ условия отбывания наказания строятся на основе прогрессивной (ступенчатой) системы, которая, предусматривая перевод несовершеннолетних осужденных из одних условий содержания в другие (в зависимости от поведения), стимулирует их исправление. Осужденные, отбывающие наказание в ВК, содержатся в более щадящих условиях по сравнению с осужденными, отбывающими наказание в исправительных колониях. Они имеют право на расход средств, находящихся на их, лицевых счетах, как правило, в больших размерах, на разрешение большего количества свиданий, на получение без ограничения посылок, передач и бандеролей. Осужденные данной категории подвергаются меньшим ограничениям в правах.

В ВК особое внимание уделяется организации коллектива несовершеннолетних, учебно-воспитательному процессу, включающему правовое; трудовое и физическое воспитание, социальной защите несовершеннолетних, участию общественных объединений в этой работе.

Проверки состояния законности в ВК могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. Внеплановые проверки проводятся в связи с поступлением в прокуратуру сведений о нарушениях законов.

Проверки также подразделяются на комплексные, предполагающие охват широкого круга вопросов, связанных с исполнением наказания, и целевые.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что наиболее часто надзор за соблюдением законности осуществляется комплексно. Необходимость проверки соблюдения администрацией ВК большого числа! правовых актов нередко приводит к тому, что многие из них проверяются формально, не вскрываются причины выявленных нарушений, в результате чего многие важные вопросы состояния законности остаются вне поля зрения прокурора.

В этой связи рекомендуется наряду с надзором за исполнением законов в деятельности ВК в целом, независимо от сигналов о нарушениях, чаще практиковать проверки соблюдения законности по отдельным, наиболее важным направлениям работы (к примеру, о соответствии общеобразовательного и профессионального обучения осужденных требованиям закона, о соблюдении прав осужденных, о подготовке осужденных к освобождению, о мерах, способствующих их социальной адаптации).

Подготовка к проверке исполнения законов в ВК предполагает знание прокурором положений Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, трудового и др. законодательств России, постановлений Правительства РФ, международных договоров, а также нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минюста России и ФСИН России.

После изучения соответствующего нормативного и аналитического материала прокурору следует определить предмет и задачи проверки.

Статья 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к предмету прокурорского надзора, в частности, относит: законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС); соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.

Под законностью нахождения лиц в учреждениях, исполняющих наказание (в данном случае в ВК), следует понимать: законность помещения в эти учреждения; законность содержания в них, включая меры по обеспечению безопасности осужденных, режима отбывания наказания, применения мер поощрения и взыскания, оставления в ВК лиц, достигших 18-летнего возраста, перевода в участки, функционирующие как колонии общего режима и т.д., соблюдение сроков содержания, законность освобождения.

Основанием исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, как и любого другого, является обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу.

Основанием перевода осужденного в специальные участки, функционирующие как колонии общего режима, и освобождения осужденных от наказания является соответствующее определение или постановление суда, а перевода осужденных, достигших возраста 21 года, в исправительную колонию общего режима - постановление начальника колонии (ч. 3 ст. 140 УИК РФ).

Основанием оставления в ВК лиц, достигших 18-летнего возраста, до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21

да в целях закрепления результатов исправления, завершения образования

ли профессиональной подготовки, является постановление начальника ВК,

санкционированное прокурором (ч. 1 и 3 ст. 139 УИК РФ).

Порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы определяется нормами УИК РФ, закрепляющими как общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (раздел 4 УИК РФ), так и специальными (глава 17 УИК РФ «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях»).

Условия содержания осужденных в ВК указываются в нормах УИК РФ, определяющих условия отбывания наказания, приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, свидания осужденных, получение ими посылок, передач, бандеролей, переписку, телефонные разговоры, выезды за пределы ИУ, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и т.д.

Задачами проверки являются осуществление надзора за: обоснованностью назначения судом осужденному данного вида ИУ

(ВК);

обоснованностью помещения его в соответствующие условия отбывания наказания;

законностью оставления лиц, достигших 18-летия в ВК или перевода в изолированные участки, функционирующие как колонии общего режима;

законностью освобождения от наказания и своевременностью перевода в исправительную колонию общего режима;

соблюдением требования закона о раздельном содержании в ВК различных категорий осужденных;

соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечения их прав, свобод, законных интересов;

законностью применения к ним администрацией ВК мер поощрения и

взыскания.

Ряд более конкретных задач определен в вышеуказанном приказе Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19.

Определив предмет и задачи проверки, прокурор должен наметить план ее проведения, который может включать следующее:

перечень основных вопросов, на которые необходимо сосредоточить внимание для получения вывода о состоянии законности.

сроки проведения проверки исполнения законов, количество и состав участников, распределение между ними вопросов, подлежащих проверке;

список привлекаемых к проверке соответствующих компетентных специалистов разных профилей (здравоохранения, образования, санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, инженерно- технических работников, охраны труда и техники безопасности и др.);

перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам и должностным лицам ВК, а также регионального управления по исполнению наказаний для подготовки необходимых справок, сведений и иных материалов и документов;

пункт (раздел) о подготовке итоговой справки или докладной записки. Непосредственно проверку рекомендуется начать с обхода жилых, производственных помещений, а также школы, профессионально-технического училища, столовой, медико-санитарной части, баннопрачечного комплекса и других коммунально-бытовых помещений, дисциплинарного изолятора и т.д. В обходе должны участвовать должностные лица ВК для представления прокурору пояснений по возникающим вопросам. В первую очередь проверяется законность содержания лиц в дисциплинарном изоляторе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: