Кафедра Менеджмента, учёта и финансов
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая статистика»
Тема: _Статистический анализ себестоимости продукции
Студент Теребовец С.В., Ми-ЗЭЭ-701,2109 Э17 __________ ________
(Ф.И.О., № группы, номер зачетной книжки) (подпись) (дата)
Руководитель ______________________ ___________ ________
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Зарегистрировано
на кафедре _____Захарова В.А.______ ___________ ________
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Минск 2019
Содержание
Введение. 3
1. Понятие и содержание управления себестоимостью продукции. 5
1.1. Экономическая сущность себестоимости и классификация затрат на производство. 5
1.2. Факторы влияния на уровень динамики себестоимости продукции. 10
2. Статистический анализ себестоимости продукции ЗАО «Проммаш». 18
2.1. Экономическая характеристика ЗАО «Проммаш». 18
2.2. Анализ состава, структуры и динамики себестоимости продукции. 21
3. Резервы и пути оптимизации себестоимости продукции ЗАО «Проммаш». 33
Заключение. 37
Список использованных источников. 39
Приложение 42
Введение
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Конкурентоспособность продукции оказывает заметное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Существуют различные факторы конкурентоспособности продукции, однако следует признать, что одним из важнейших является ее себестоимость.Себестоимость является важнейшим обобщающим показателем, в котором отражаются все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия.Можно с уверенностью сказать, что управление себестоимостью – это управление предприятием в целом и оно должно быть направлено на снижение себестоимости продукции при сохранении или повышении ее качества.
|
В условиях развитой рыночной экономики многие фирмы избирают стратегию лидерства по издержкам с целью достижения конкурентных преимуществ, а в условиях переходной экономики, характеризующейся относительно низкими доходами населения, снижение себестоимости продукции является основным фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятий. Ценовый фактор позволяет предприятиям добиваться конкурентных преимуществ не только на отечественных рынках, но и на зарубежных.
Экономистам, маркетологам, менеджерам предприятий важно научиться производить анализ себестоимости и вырабатывать пути ее снижения.
В экономической литературе тема такого анализа разработана достаточно полно, однако будущему экономисту важно научиться производить анализ с учетом специфики деятельности конкретного предприятия, в связи с чем тема курсовой работы приобретает особую актуальность.
Объектом исследования данной курсовой работы является белорусское предприятие ЗАО «Проммаш».
Предмет исследования - себестоимость продукции предприятия.
Цель курсовой работы – анализ себестоимости продукции ЗАО «Проммаш» и поиск резервов и путей ее снижения.
Задачами данной работы являются:
– Изучение теоретических основ анализа и снижения себестоимости продукции;
- Анализ себестоимости ЗАО «Проммаш» и ее влияния на конкурентоспособность как продукции, так и на финансовые показатели работы предприятия.
- Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции ЗАО «Проммаш».
|
В процессе выполнения курсовой работы использованы в основном учебные пособия белорусских и российских авторов по экономике предприятия,анализу хозяйственной деятельности. Особенной полнотой и ясностью изложения отличается учебник по анализу хозяйственной деятельности, автором которого является Савицкая Г.В. [9]. В целях анализа себестоимости продукции используется методика, изложенная в данном учебнике.
Работа выполнена на основе данных, отраженныхв бизнес-плане ЗАО «Проммаш».
1.Понятие и содержание управления себестоимостью продукции
Экономическая сущность себестоимости и классификация затрат на производство
Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериалыных активов, трудовых ресурсов, а также другие затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция.
Затраты – совокупность расходов овеществленного и живого труда на производство продукта (услуг), имеющих стоимостное выражение. Затраты в предметах труда характеризуются использованными для изготовления продукции объемами сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и энергии и других материальных ресурсов, затраты средств труда –износом основных производственных фондов, затраты в рабочую силу выражаются в заработной плате. Стоимость ресурсов, использованных для изготовления продукции, представляет собой издержки производства. Вместе с тем, ресурсы, использованные для изготовления продукции, не отражают всего объема затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности. Кроме затрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынки.К ним относятся расходы на проведение маркетинговых исследований, организацию рекламы и др. затраты, связанные со сбытом и продвижением продукции на рынки, выраженные в денежной форме, представляют собой издержки реализации продукции.
|
Наряду с издержками производства и реализации продукции предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь относятся на издержки предприятия.
На промышленных предприятиях при анализе уровня динамики издержек производства, изыскание резервов их снижения необходимо различать два вида издержек. Первый – издержки производства и реализации как таковые, т.е. реальные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, расходы на оплату труда работников данного предприятия, амортизационные отчисления, другие расходы и платежи, необходимые для изготовления продукции и продвижение ее на рынок. Это реальные издержки предприятия, величина которых зависит от его деятельности. Второй вид издержек – отчисления и налоги в соответствии с принятой системой налогообложения. Они установлены в фиксированном размере (ставке) и определяются, в основном, по отношению либо к общему объему расходов на оплату труда, либо к общей сумме выручки от реализации товаров [7,с.231].
Реальные издержки предприятия в совокупности с отчислениями и налогами образуют общие издержки предприятия (рисунок 1) или полную себестоимость продукции.
общие издержкиотчисления и налоги, включаемые в издержки в
соответствии с законодательством
реальные издержки предприятия
издержки производстваиздержки реализации
Рисунок 1. Общие издержки предприятия
Затраты на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости.Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценкуиспользованных в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции. Они возмещаются в каждом производственном цикле из выручки от реализации продукции.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяет размер прибыли предприятия, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. Поэтому во всех странах он регламентируется государством. В Республике Беларусь их перечень определён «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Его требование является обязательным для предприятий различных форм собственности и ведомственной подчинённости, что обеспечивает единообразное определение себестоимости продукции как базы исчисления отпускных цен.
Разнообразные виды затрат на производство и реализацию продукции группируются по отдельным признакам, позволяющим создать условия для анализа, планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), управления затратами на производство.
Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).
Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.
В элементах затрат объединяются отдельные однородные расходы независимо от их назначения и места (производственного участка), где они произведены. Основными Положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), предусмотрена группировка затрат по следующим элементам:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Затраты по калькуляционным статьям группируются в зависимости от их назначения и места (производственного участка) их осуществления. Эта классификация применяется при калькулировании себестоимости продукции, составлении плановых и отчетных калькуляций единицы продукции, формировании цен. На предприятиях может использоваться следующая номенклатура калькуляционных статей [10,с. 168]:
- сырье и материалы;
- возвратные отходы (вычитаются);
- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
- топливо и энергия на технологические цели;
- энергия на технологические цели;
- основная заработная плата основных производственных рабочих;
- дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;
- налоги и отчисления, исчисляемые из заработной платы;
- расходы на подготовку и освоение производства;
- расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;
- общепроизводственные расходы;
- общехозяйственные расходы;
- потери от брака;
- прочие производственные расходы;
- коммерческие расходы.
На предприятиях данная номенклатура статей затрат может применяться с учетом специфики их работы. По последовательности формирования различают себестоимость цеховую, производственную и полную. Цеховая себестоимость представляет собой сумму затрат всех цехов на производство продукции. В цеховую себестоимость не включаются общехозяйственные и прочие производственные расходы. Производственная себестоимость – это затраты на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака. Полная себестоимость, помимо производственной себестоимости, включает и внепроизводственные (коммерческие) расходы, т.е. расходы предприятия на реализацию продукции.
Планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции включает определение себестоимости всей продукции (сметы затрат на производство, себестоимости произведенной и реализованной продукции) и себестоимости единицы продукции. Себестоимость всей продукции необходима для определения результатов хозяйственной деятельности, т.е. прибыли (убытка), рентабельности.
Большое значение в экономике играет себестоимость единицы продукции. Исчисление себестоимости единицы продукции играет важную роль при контроле над уровнем затрат, в выявлении и использовании резервов производства, усилении конкурентоспособности продукции и позиций предприятия на рынке.
При калькулировании промышленной продукции применяются различные методы: расчетно-аналитический, нормативный, параметрический, исключения затрат и др. Применение того или иного метода зависит от вида производимой продукции, характера технологического процесса, особенностей перерабатываемого наку, установленному в отраслевых методических рекомендациях.