Ситуационные задачи для разбора на занятии.




Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.

Тема: 9. Биоритмология. Задаватели ритмов.

Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний по биоритмологии.

Задачи: 1. Изучить временные параметры организма и его систем.

2. Рассмотреть внешние задаватели времени.

3. Изучить биоритмы – эндогенные осцилляции.

4. Рассмотреть связь времязадавателей с биоритмами.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: понятие ритм, режим труда и отдыха, некоторые биоритмы.

2) после изучения темы: понятие о цикличности процессов в организме, внешние и внутренние задаватели ритмов.

Студент должен уметь: определять свой хронобиологический тип.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Тестовый контроль.

2. Беседа по теме занятия.

  • Временные параметры организма и его систем. Синхронизация работы различных систем.
  • Внешние задаватели времени. Характер и особенности задавателей ритмов и реагирующих на них функций.
  • Биоритмы – эндогенные осцилляции. Связь времязадавателей с биоритмами.
  • Результаты устранения или изменения времязадавателей.

Практическая работа.

«Определение хронобиологического типа».

Цель работы: определить свой хронобиотип, с помощью предлагаемого теста (Московченко О.Н., 1999)

Ход работы: При выполнении тестового задания придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.

2. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.

3. На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.

4. Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Выбрать необходимо только один ответ.

5. На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.

1. Когда Вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами (выберите только одну клеточку)?

 

5.00 5.30 6.00 6.30 7.00 7.30 8.00 8.30 9.00 9.30 10.00 10.30 11.00 11.30  
                                                           
                                                           

 
 
 
3
 

 

 

2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами (выберите только одну клеточку)? Часы суток:

 

20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30  
                                                         
                                                         

 
 
3
 
 

 

 

3. Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время:

Совсем независим……....4 В большой степени зависим ……2

Иногда зависим…………3 Полностью зависим ……………..1

4. Как легко Вы встаете утром при обычных условиях:

Очень тяжело ………......1 Сравнительно легко……………...3

Относительно тяжело….2 Очень легко…………………….....4

5. Как Вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания:

Большая вялость………..1 Относительно деятелен………….3

Небольшая вялость……..2 Очень деятелен…………………...4

6. Какой у Вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса:

Совсем нет аппетита……1 Сравнительно хороший аппетит...3

Слабый аппетит…………2 Очень хороший аппетит ………....4

7. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания:

Очень усталым…………..1 Относительно бодр………………3

Небольшая усталость……2 Очень бодр………………….........4

8. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда Вы ложитесь спать по сравнению с Вашим обычным временем отхода ко сну:

Всегда или почти всегда в обычное время…….4

Позднее обычного менее чем на 1 час…………3

На 1 –2 часа позднее обычного…………………2

Позднее обычного больше чем на 2 часа ……...1

9. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?

Мне это время очень благоприятно…………….4

Для меня это время относительно приемлемо…3

Мне будет относительно трудно………………...2

Мне будет очень трудно………………………….1

10. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать? (выберите только одну клеточку). Часы суток:

 

20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30  
                                                         
                                                         

 
 
3
 
 

 

 

11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня Вашей работоспособности. Какой из четырех данных сроков Вы выберете, если Вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?

8.00-10.00……………..6

11.00-13.00……………4

15.00-17.00……………2

19.00-21.00……………0

12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень Вашей усталости?

Очень усталый………………...5 Относительно усталый………..3

Слегка усталый………………..2 Совсем не усталый…………….0

13. Какие-то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для Вас время. Какой из четырех указанных возможных вариантов будет соответствовать вашему состоянию?

Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать………………4

Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать……….3

Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю……………..2

Я просыпаюсь позднее, чем обычно……………………………………...1

14. Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у Вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей Вы выберете?

Сплю сразу после ночной работы………………………………………….1

Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю………………………..2

Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю………………………..3

Полностью высыпаюсь перед ночной работой…………………………...4

15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы Вы выберете, если у Вас полностью свободный график дня и Вы можете руководствоваться только личными чувствами?

8.00-10.00………………4

11.00-13.00……………..3

15.00-17.00……………..2

19.00-21.00……………..1

16. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как Вас будет устраивать это время?

Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме………………………..1

Буду в относительно хорошей форме……………………………………….2

Через некоторое время буду в плохой форме……………………………....3

Нет, это время меня не устраивает……………………………………….….4

17. Представьте, что Вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для Вас интереснее и приносила большее удовлетворение (перечеркнуть крестиком пять клеточек).

 

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
                                                   
                                                   

 
 
 
 
 
 

Часы суток:_____________ (при подсчете берется большее цифровое значение).

 

18. В какой час суток Вы чувствуете себя «на высоте» (выберите только одну клеточку)? Часы суток:

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23  
                                                   
                                                   

 
 
 
 
 
 

 

19. Иногда говорят: «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу Вы себя относите?

Четко к утреннему типу – «Жаворонок»……………..6

Скорее к утреннему типу, чем к вечернему………….4

Индифферентный тип – «Голубь»……………………3

Скорее к вечернему типу, чем к утреннему………….2

Четко к вечернему типу – «Сова»…………………….0

 

Результаты: Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологичскому типу вы относитесь: «Голубь», «Сова», или «Жаворонок».
«Жаворонок» четко выраженный тип 69 баллов
Слабо выраженный утренний тип 59–69 баллов
«Голубь» индифферентный тип 42–58 баллов
Слабо выраженный вечерний тип 31–41 балл
«Сова» сильно выраженный тип 31 балл

Выводы: Подводится итог о существовании хронобиологических типов.

Практическая работа.

«Определение длительности индивидуальной минуты».

Цель работы: Определить длительность индивидуальной минуты.

Ход работы: Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2-3 раза. Средний показатель заносится в протокол. Определите длительность ИМ в начале и в конце занятия.

Результаты: Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими по таблице. Сделайте вывод о соответствии длительности ИМ возрастной норме и о степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.

 

Примечание:

Р1 - достоверность различий детских величин по сравнению со взрослыми;

Р2 - достоверность межполовых различий.

 

Выводы: Подводится итог о соответствии величины вашей ИМ половозрастной норме и об адаптивных возможностях организма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: