Материально-техническое обеспечение дисциплины. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




а) основная литература:

(1-5 наименований)

Иванов В. П. Общая и медицинская экология: учебник для студ. мед. вузов. Рек. УМО / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова; под ред. В. П. Иванова.— Ростов-н/Д: Феникс, 2010.— 508 с.

б) дополнительная литература:

(5-10 наименований)

1. Келлер А.А. Медицинская экология / РЭА;РГО;Под ред.А.А.Келенра.— СПб: Petroc, 1999.— 256 с.

2. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. М.: ООО „Издательство СпецЛит“, 2011. – 267 с.

3. Экология человека. Под ред. А.И. Григорьева. М.: «ГЭОТАР. - Медиа», 2008. – 376 с.

4. Гигиена, санология, экология: учебное пособие. Под ред. Л. В. Воробьевой. СПб.: СпецЛит, 2011.- 157 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

г) карта обеспеченности литературой (см. Приложение № 1)

Дисциплина: «Экология ».

По направлению: 060101.65 Лечебное дело

Институт/факультет: Медицинский институт

Форма обучения: очная.

Блок дисциплин: С2.В.ОД.3

 

Список литературы Количество экземпляров Число студентов на начало учебного года Количество экземпляров на 1 студента
а) основная литература
Иванов В. П.Общая и медицинская экология: учебник для студ. мед. вузов. Рек. УМО / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова; под ред. В. П. Иванова.— Ростов-н/Д: Феникс, 2010.— 508 с.      
       
б) дополнительная литература
Келлер А.А. Медицинская экология / РЭА;РГО;Под ред.А.А.Келенра.— СПб: Petroc, 1999.— 256 с.      
Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. М.: ООО „Издательство СпецЛит“, 2011. – 267 с.      
Экология человека. Под ред. А.И. Григорьева. М.: «ГЭОТАР. - Медиа», 2008. – 376 с.      
Гигиена, санология, экология: учебное пособие. Под ред. Л. В. Воробьевой. СПб.: СпецЛит, 2011.- 157 с.      

Составитель, преподавател: Доровских Г.Н.

Заведующий кафедрой ______________ ФИО

Дата составления карты «___» _____________ 201_ г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ _____________________ Ф.И.О.

 

«____» _____________ 201_ г.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционная аудитория с мультимедиа-проектором и ноутбуком, лаборатория № 118, оборудование необходимое для проведения практического занятия.

1. Библиотечный фонд университета

2. Компьютерный класс с выходом в Интернет;

3. Мультимедийное оборудование для чтения лекций-презентаций (ноутбук, проектор, экран);

4. Видеофильмы.

5. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

6. Образцы природных объектов;

7. Приборы;

8. Средства измерения;

9. Наборы реактивов для реализации методик оценки состояния окружающей среды;

10. Конституция, Законы и Кодексы Российской Федерации об охране окружающей среды и рациональном природопользовании;

11. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра безопасности жизнедеятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫДИСЦИПЛИНЫ

Экология

Направление подготовки

Лечебное дело

Квалификация (степень) выпускника

 

Специалист

Форма обучения

Очная

 

 

Сыктывкар 2014

 

1. Методические указания и материалы к лекциям:

Лекция № 1

ТЕМА: Введение в предмет. Основные понятия экологии.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию основных знаний по экологии. Изучить предмет и объекты экологии. Рассмотреть глобальные экологические проблемы экологии человека. Изучить роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

· Предмет и объекты экологии.

· Глобальные экологические проблемы экологии человека.

· Актуальность научных исследований экологии человека в оптимизации окружающей среды. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека.

· Современные направления исследований в области экологии человека.

ВЫВОДЫ:

1. Экология – это наука о связях, поддерживающих устойчивость жизни в окружающей среде. Жизнь – самое сложное явление в окружающем нас мире.

2. Центральным ее ядром является общая экология с четырьмя основными подразделениями, соответствующими изучению связей на разных уровнях организации жизни: аутэкология, или экология организмов, популяционная экология, биоценология и экосистемная экология. Популяционную и биоценотическую экологию часто объединяют под общим названием «синэкология», так как общая их задача – изучение совместной жизни организмов. Существует большое поле частной экологии, изучающей специфику взаимоотношений со средой у разных групп организмов (экология растений, животных, грибов, микроорганизмов и более дробно – птиц, насекомых, рыб и т. п.).

3. Экологическое мышление становится необходимым для решения самых насущных задач нашей жизни. В связи с этим современная экология далеко вышла за рамки чисто академической учебной дисциплины. Необходимость экологического и природоохранительного обучения и воспитания подрастающего поколения очевидна. В международной сфере работают специальные комиссии ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие организации, задачей которых является пропаганда и внедрение экологических подходов в разные сферы практической деятельности человека. Основная цель международных усилий – предотвратить грозящий человечеству экологический кризис и, используя экологические законы, обеспечить дальнейшее развитие и благополучие общества.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

  1. Предмет и объекты экологии.
  2. Глобальные экологические проблемы экологии человека.
  3. Актуальность научных исследований экологии человека в оптимизации окружающей среды.
  4. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека.
  5. Современные направления исследований в области экологии человека.

Литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: «Дрофа», 2004.

 

Лекция № 2

ТЕМА: Гидросфера. Атмосфера.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию системы теоретических знаний о гидросфере и атмосфере. Изучить структурную и функциональную организацию гидросферы. Рассмотреть воздействие стихийных бедствий на здоровье человека. Изучить метеорологию как науку об атмосфере. Химический состав атмосферного воздуха.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

· Структурная и функциональная организация гидросферы. Вода и жизнь.

· Возникновение гидросферы. Круговорот воды на Земле. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Экология человека и водная среда обитания.

· Воздействие стихийных бедствий.

· Метеорология – наука об атмосфере. Химический состав атмосферного воздуха. Озон. Ливни. Ураганы, тайфуны, тропические циклоны. Смерчи.

ВЫВОДЫ:

1. Вода как среда обитания имеет ряд специфических свойств, таких, как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей и др. Водоемы и отдельные их участки различаются, кроме того, солевым режимом, скоростью горизонтальных перемещений (течений), содержанием взвешенных частиц. Для жизни придонных организмов имеют значение свойства грунта, режим разложения органических остатков и т. п. Поэтому наряду с адаптациями к общим свойствам водной среды ее обитатели должны быть приспособлены и к разнообразным частным условиям. Обитатели водной среды получили в экологии общее название гидробионтов. Они населяют Мировой океан, континентальные водоемы и подземные воды. В любом водоеме можно выделить различные по условиям зоны.

2. В океане и входящих в него морях различают прежде всего две экологические области: толщу воды – пелагиаль и дно – бенталь. В зависимости от глубины бенталь делится на сублиторальную зону – область плавного понижения суши до глубины примерно 200 м, батиальную – область крутого склона и абиссальную зону – область океанического ложа со средней глубиной 3–6 км. Еще более глубокие области бентали, соответствующие впадинам океанического ложа, называют ультраабиссалью. Кромка берега, заливаемая во время приливов, называется литоралью. Выше уровня приливов часть берега, увлажняемая брызгами прибоя, получила название супралиторали.

3. Свойства среды во многом определяют пути адаптации ее обитателей, их образ жизни и способы использования ресурсов, создавая цепи причинно-следственных зависимостей. Так, высокая плотность воды делает возможным существование планктона, а наличие парящих в воде организмов – предпосылка для развития фильтрационного типа питания, при котором возможен и сидячий образ жизни животных. В результате формируется мощный механизм самоочищения водоемов биосферного значения. В нем участвует огромное количество гидробионтов, как бентосных, так и пелагиальных, от одноклеточных простейших до позвоночных животных. По расчетам, вся вода в озерах умеренного пояса пропускается через фильтрационные аппараты животных от нескольких до десятков раз в течение вегетационного сезона, а весь объем Мирового океана профильтровывается в течение нескольких суток. Нарушение деятельности фильтраторов различными антропогенными воздействиями создает серьезную угрозу в поддержании чистоты вод.

4. Наземно-воздушная среда – самая сложная по экологическим условиям. Жизнь на суше потребовала таких приспособлений, которые оказались возможными лишь при достаточно высоком уровне организации растений и животных.

5. Низкая плотность воздуха определяет его малую подъемную силу и незначительную спорность. Обитатели воздушной среды должны обладать собственной опорной системой, поддерживающей тело: растения – разнообразными механическими тканями, животные – твердым или, значительно реже, гидростатическим скелетом. Кроме того, все обитатели воздушной среды тесно связаны с поверхностью земли, которая служит им для прикрепления и опоры. Жизнь во взвешенном состоянии в воздухе невозможна.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

  1. Структурная и функциональная организация гидросферы. Вода и жизнь.
  2. Возникновение гидросферы. Круговорот воды на Земле. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Экология человека и водная среда обитания.
  3. Воздействие стихийных бедствий.
  4. Метеорология – наука об атмосфере. Химический состав атмосферного воздуха.
  5. Озон. Ливни. Ураганы, тайфуны, тропические циклоны. Смерчи.

Литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: «Дрофа», 2004.

 

 

Лекция № 3

ТЕМА: Литосфера и биосфера.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию системы теоретических знаний о литосфере и биосфере. Изучить земную кору, горные породы, горы и долины, камни и песок. Рассмотреть значение рек в формировании рельефа. Изучить структуру биосферы, круговорот веществ в природе. Изучить пищевые цепи и сети, иерархию уровней организации биосферы. Рассмотреть среду обитания человека, биологические основы общественной жизни людей.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Земная кора, горные породы. Горы и долины. Камни и песок.
  2. Значение рек в формировании рельефа. Землетрясение. Вулканы. Ледник. Пустыни. Берега морей и океанов. Земное тяготение.
  3. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Пищевые цепи и сети. Иерархия уровней организации биосферы.
  4. Человек как биологический вид. Среда обитания человека.
  5. Биологические основы общественной жизни людей.

ВЫВОДЫ:

1. Почва представляет собой рыхлый тонкий поверхностный слой суши, контактирующий с воздушной средой. Несмотря на незначительную толщину, эта оболочка Земли играет важнейшую роль в распространении жизни. Почва представляет собой не просто твердое тело, как большинство пород литосферы, а сложную трехфазную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, и поэтому в ней складываются чрезвычайно разнообразные условия, благоприятные для жизни множества микро– и макроорганизмов. В почве сглажены температурные колебания по сравнению с приземным слоем воздуха, а наличие грунтовых вод и проникновение осадков создают запасы влаги и обеспечивают режим влажности, промежуточный между водной и наземной средой. В почве концентрируются запасы органических и минеральных веществ, поставляемых отмирающей растительностью и трупами животных. Все это определяет большую насыщенность почвы жизнью.

2. Многие виды гетеротрофных организмов в течение всей жизни или части жизненного цикла обитают в других живых существах, тела которых служат для них средой, существенно отличающейся по свойствам от внешней. Использование одними живыми организмами других в качестве среды обитания – очень древнее и широко распространенное в природе явление.

3. Биосферой В. И. Вернадский назвал ту область нашей планеты, в которой существует или когда-либо существовала жизнь и которая постоянно подвергается или подвергалась воздействию живых организмов.

4. Всю совокупность организмов на планете В. И. Вернадский назвал живым веществом, рассматривая в качестве его основных характеристик суммарную массу, химический состав и энергию.

5. Косное вещество, по В. И. Вернадскому, – это совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют.

6. Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов. Это источник чрезвычайно мощной потенциальной энергии (каменный уголь, битумы, известняки, нефть). После образования биогенного вещества живые организмы в нем малодеятельны.

7. Особой категорией является биокосное вещество. В. И. Вернадский писал, что оно «создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других». Организмы в биокосном веществе играют ведущую роль. Биокосное вещество планеты – это почвы, кора выветривания, все природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества.

8. Биосфера, таким образом, – это та область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества. С современных позиций биосферу рассматривают как наиболее крупную экосистему планеты, поддерживающую глобальный круговорот веществ.

9. Более 99 % энергии, поступающей на поверхность Земли, составляет излучение Солнца. Эта энергия растрачивается в громадном большинстве физических и химических процессов в гидросфере, атмосфере и литосфере: перемешивании воздушных и водных масс, выветривании, испарении, перераспределении веществ, растворении минералов, поглощении и выделении газов и т. п.

10. Основой самоподдержания жизни на Земле являются биогеохимические круговороты. Процессы созидания органического вещества, аккумулирующего энергию, и противоположные процессы его разложения с высвобождением этой энергии одинаково необходимы для существования жизни. Все доступные для живых организмов химические соединения в биосфере имеют предел. Исчерпаемость пригодных для усвоения химических веществ часто тормозит развитие тех или иных групп организмов в локальных участках суши или океана.

11. На протяжении более двух миллиардов лет биосфера формировалась исключительно деятельностью прокариотов. Они полностью изменили геохимическую обстановку на Земле: сформировали кислородную атмосферу, очистили ее от токсических вулканических газов, связали и перевели в карбонатные породы огромное количество СO2, изменили солевой состав океана и сформировали громадные месторождения железных руд, фосфоритов и других ископаемых.

12. Формирование окислительной атмосферы повлекло за собой бурное развитие эукариотической жизни, энергетика которой основана на процессе дыхания. Очевидно, что эукариотная жизнь тесно связана с аэробной средой, подготовленной для нее прокариотами. Первые аэробные организмы могли возникнуть довольно рано в составе цианобактериальных сообществ, которые, по выражению палеонтологов, были своего рода «кислородными оазисами» в анаэробной среде.

13. Человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями. Масштабы и формы этих связей неуклонно росли от локального использования отдельных видов растений и животных до практически полного вовлечения живого покрова планеты в жизнеобеспечение современного промышленно развитого общества.

14. В. И. Вернадский в первой половине нашего века предвидел развитие биосферы в ноосферу – сферу разума. Определяя сегодняшний этап развития биосферы и населяющего ее человеческого общества, можно сказать, что в биосферных явлениях технологические и вообще антропогенные процессы будут играть все возрастающую роль.

15. Задача современного естествознания – разработать такую систему мероприятий, которая обеспечила бы функционирование биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на нашей планете.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

  • Земная кора, горные породы. Горы и долины. Камни и песок.
  • Значение рек в формировании рельефа. Землетрясение. Вулканы. Ледник. Пустыни. Берега морей и океанов. Земное тяготение.
  • Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Пищевые цепи и сети. Иерархия уровней организации биосферы.
  • Человек как биологический вид. Среда обитания человека. Биологические основы общественной жизни людей.

Литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: «Дрофа», 2004.

 

 

Лекция № 4

ТЕМА: Общие принципы адаптации. Адаптация к действию низких и высоких температур.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию системы теоретических знаний по адаптации. Изучить понятие об адаптации и акклиматизации человека. Рассмотреть общие закономерности адаптивного процесса. Изучить механизмы образования адаптивных черт и временную динамику адаптивных типов. Изучить биологическую характеристику адаптации к действию низкой температуры.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Адаптогенные факторы.
  2. Гипотеза адаптивных типов населения. Механизмы образования адаптивных черт и временная динамика адаптивных типов.
  3. Биологическая характеристика адаптации к действию низкой температуры. Специфические и неспецифические факторы региона. Синдром полярного напряжения. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий.

ВЫВОДЫ:

1. Условия – это такие факторы, к которым организмы вынуждены приспосабливаться, но повлиять на них обычно не могут. Один и тот же фактор среды может быть ресурсом для одних и условием для других видов. Например, свет – жизненно необходимый энергетический ресурс для растений, а для обладающих зрением животных – условие зрительной ориентации. Вода для многих организмов может быть и условием жизни, и ресурсом.

2. Приспособления организмов к среде носят название адаптации. Под адаптациями понимаются любые изменения в структуре и функциях организмов, повышающие их шансы на выживание.

3. Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает и саму возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Адаптации возникают и развиваются в ходе эволюции видов.

4. Основные механизмы адаптации на уровне организма: 1) биохимические –проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества; 2) физиологические – например, усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов; 3) морфо-анатомические – особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни; 4) поведенческие – например, поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т. п.; 5) онтогенетические – ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.

5. Экологические факторы среды оказывают на живые организмы различные воздействия, т. е. могут влиять как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях; как модификаторы, вызывающие морфологические и анатомические изменения организмов; как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

  • Понятие об адаптации и акклиматизации человека.
  • Общие закономерности адаптивного процесса.
  • Специфическая и неспецифическая адаптация. Адаптогенные факторы.
  • Гипотеза адаптивных типов населения.
  • Механизмы образования адаптивных черт и временная динамика адаптивных типов.
  • Биологическая характеристика адаптации к действию низкой температуры. Специфические и неспецифические факторы региона.
  • Синдром полярного напряжения. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий.

Литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: «Дрофа», 2004.

 

 

Лекция № 5

ТЕМА: Конституция. Расы. Среда обитания. Экология и здоровье человека.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию системы теоретических знаний о типах конституций человека. Изучить типы конституции человека. Рассмотреть учение о конституции человека. Способствовать формированию системы теоретических знаний об основных расах. Изучить взаимосвязь типов конституций и рас. Рассмотреть интеллектуальное развитие, интеллектуальную деятельность в различных экологических условиях. Рассмотреть понятие о здоровом образе жизни. Изучить организацию охраны здоровья населения.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Учение о конституции человека. Типы конституции человека.
  2. Конституция человека и среда обитания. Конституция и расы.
  3. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях.
  4. Иммунологические проблемы. Понятие о здоровом образе жизни. Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.
  5. Экология человека. Антропогенные факторы. Понятия «здоровье», «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность».
  6. Влияние наркотиков, алкоголя и курения на здоровье человека. Смертность населения. Факторы здорового и нездорового образа жизни.

ВЫВОДЫ:

1. Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

2. Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Среди них выделяют абиотические и биотические, антропогенные.

3. Абиотические факторы – температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

4. Биотические факторы – это формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир – составная часть среды каждого живого существа.

5. Взаимные связи организмов – основа существования биоценозов и популяций; рассмотрение их относится к области син-экологии.

6. Антропогенные факторы – это формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.

7. Природная среда сейчас сохранилась лишь там, где она не была доступна людям для ее преобразования. Урбанизированная или городская среда — это искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в природе и способный существовать только при постоянном обновлении.

8. Социальная среда сложно интегрируется с любой окружающей человека средой и все факторы каждой из сред «тесно взаимосвязаны между собой и испытывают объективные и

субъективные стороны "качества среды жизни"».

9. С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие тенденции: 1) процесс акселерации; 2) нарушение биоритмов; 3) аллергизация населения; 4) рост онкологической заболеваемости и смертности; 5) рост доли лиц с избыточным весом; 6) отставание физиологического возраста от календарного; 7) «омоложение» многих форм патологии; 8) абио- логическая тенденция в организации жизни и др.

10. Сохранение здоровья или возникновение болезни — это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов окружающей среды. Познание этих сложных взаимодействий явилось основой для возникновения профилактической медицины и ее научной дисциплины — гигиены.

11. «Валеология — теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских и парамедицинских технологий». Предмет валеологии — индивидуальное здоровье человека, его механизмы, главным объектом ее является здоровый человек, а основной задачей — разработка и реализация методов и способов, которые позволили бы управлять здоровьем человека таким образом, чтобы он не стал больным, т. е. объектом традиционной медицины.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

  • Учение о конституции человека. Типы конституции человека.
  • Конституция человека и среда обитания.
  • Мониторинг физического и полового развития.
  • Конституция и расы. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях.
  • Иммунологические проблемы. Понятие о здоровом образе жизни. Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

Литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: «Дрофа», 2004.

 

 

Лекция № 6

ТЕМА: Биоритмология. Время и функции организма.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию системы теоретических знаний по биоритмологии. Изучить временные параметры организма и его систем. Рассмотреть внешние задаватели времени. Изучить биоритмы – эндогенные осцилляции. Рассмотреть связь времязадавателей с биоритмами.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Временные параметры организма и его систем. Синхронизация работы различных систем.
  2. Внешние задаватели времени. Характер и особенности задавателей ритмов и реагирующих на них функций.
  3. Биоритмы – эндогенные осцилляции. Связь времязадавателей с биоритмами. Результаты устранения или изменения времязадавателей.
  4. Относительность понятия о течении времени. Переработка временной информации.
  5. Продолжительность жизни. Паспортный и биологический возраст.

ВЫВОДЫ:

1. Одно из фундаментальных свойств живой природы – цикличность большинства происходящих в ней процессов. Вся жизнь на Земле, от клетки до биосферы, подчинена определенным ритмам. Природные ритмы для любого организма можно разделить на внутренние (связанные с его собственной жизнедеятельностью) и внешние (циклические изменения в окружающей среде).

2. Внутренние циклы – это прежде всего физиологические ритмы организма. Ни один физиологический процесс не осуществляется непрерывно. Ритмичность обнаружена в процессах синтеза ДНК и РНК в клетках, в сборке белков, в работе ферментов, деятельности митохондрий. Определенному ритму подчиняются деление клеток, сокращение мышц, работа желез внутренней секреции, биение сердца, дыхание, возбудимость нервной системы, т. е. работа всех клеток, органов и тканей организма. При этом каждая система имеет свой собственный период. Изменить этот период действием факторов внешней среды можно лишь в узких пределах, а для некоторых процессов совсем нельзя. Такую ритмику называют эндогенной.

3. Основные внешние ритмы имеют геофизическую природу, так как связаны с вращением Земли относительно Солнца и Луны относительно Земли. Под влиянием этого вращения множество экологических факторов на нашей планете, в особенности световой режим, температура, давление и влажность воздуха, атмосферное электромагнитное поле, океанические приливы и отливы и др., закономерно изменяются. Кроме того, на живую природу воздействуют и такие космические ритмы, как периодические изменения солнечной активности.

4. Кроме циклического воздействия абиотических факторов, внешними ритмами для любого организма являются также закономерные изменения активности и поведения других живых существ.

5. Целый ряд изменений в жизнедеятельности организмов совпадает по периоду с внешними, геофизическими циклами. Это так называемые адаптивные биологические ритмысуточные, приливно-отливные, равные лунному месяцу, годичные. Благодаря им самые важные биологические функции организма, такие, как питание, рост, размножение, совпадают с наиболее благоприятным для этого временем суток или года.

6. Адаптивные биологические ритмы возникли как приспособление физиологии живых существ к регулярным экологическим изменениям во внешней среде. Этим они отличаются от чисто физиологических ритмов, которые поддерживают непрерывную жизнедеятельность организмов – дыхания, кровообращения, деления клеток и т.д.

7. Реакция организмов на сезонные изменения длины дня получила название фотопериодизма. Его проявление зависит не от интенсивности освещения, а только от ритма чередования темного и светлого периодов суток.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

  • Временные параметры организма и его систем. Синхронизация работы различных систем.
  • Внешние задаватели времени. Характер и особенности задавателей ритмов и реагирующих на них функций.
  • Биоритмы – эндогенные осцилляции. Связь времязадавателей с биоритмами.
  • Результаты устранения или изменения времязадавателей.
  • Относительность понятия о течении времени. Переработка временной информации.
  • Продолжительность жизни. Паспортный и биологический возраст.

Литература:

Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: «Дрофа», 2004.

 

К практическим занятиям:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: