МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий
Кафедра безопасности жизнедеятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
Направление подготовки
060101.65 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
Очная
Сыктывкар 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Утверждаю:
Руководитель основной
образовательной программы
_________________ Ф.И.О.
«_____» __________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
Направление подготовки
Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
О чная
Блок дисциплин С2.В.ОД.3
Семестр 3
Всего учебных занятий – 72 часа, 2 зач. ед.
В том числе:
Аудиторные – 48 час, из них:
Лекции – 12 часов, 2 зач. ед
Лабораторные занятия – 36 часов.
Самостоятельная работа – 24 часа.
Интерактивные и активные – 8 часов
Форма текущего контроля – контрольная работа;
Промежуточный контроль – зачет.
Сыктывкар 2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления 060101.65 Лечебное дело
|
Составитель рабочей программы: профессор Г.Н. Доровских
Сведения о рецензентах (внешняя рецензия):
Зам. директора по учебной работе
Коми филиала ГБОУ ВПО
Кировская ГМА Минздравсоцразвития России,
к.х.н., доцент Е.И.Казакова
Доцент кафедры биологии СыктГУ, к.б.н.,
доцент А.А.Мищенко
Рабочая программа утверждена
на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности Института социальных технологий
Протокол заседания № 1 от «18» сентября 2014 г.
Заведующий кафедрой к.пед.н., доцент ___________________ Новикова И.Д.
Аннотация дисциплины
В настоящее время экологические проблемы по своему общественному значению вышли на одно из ведущих мест в мире. В результате активной деятельности человека происходит изменение сложившихся в течение тысячелетий естественных систем и резкое ухудшение состояния природы.
При изучении курса необходимо объяснить студентам закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, структуру и функционирование надорганизменных биосистем, особенности биосферных процессов и глобальные проблемы окружающей среды. Особое внимание следует обратить на экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, а также на основы экологического права, профессиональную ответственность и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Данный курс синтезирует материалы различных наук – биологии, физики, химии, геологии, экономики, истории, юридических дисциплин, обеспечивая связь с другими дисциплинами рабочего учебного плана.
|
Курс включает два раздела: первый – знакомит студентов с основными понятиями классической экологии, дает представление об окружающей среде, структуре и функционировании надорганизменных биосистем, характеризует биосферные процессы; второй – показывает необходимость рационального природопользования и охраны природных ресурсов, методы сохранения биосферы и пути преодоления современного экологического кризиса.
Рассматриваемые в ходе изучения курса темы позволят студентам не только сформировать представления о закономерностях взаимоотношения организмов со средой обитания, но и расширить у молодых специалистов экологическое мировоззрение на основе экологической культуры и твердого убеждения о необходимости решения экологических проблем.
Общие вопросы экологии. Предмет и задачи экологии как науки. Возникновение и развитие экологии. Методы экологии. Биосфера. Многообразие растительного и животного мира. Границы биосферы, ее структура и функции. Потоки энергии в биосфере. Биоэкология. Аутэкология (экология особей). Экологические факторы и их классификация. Абиотические факторы и их воздействие на организмы. Биотические факторы. Лимитирующий фактор. Закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда. Экологические функции почв. Биотоп. Опасность сокращения биологического разнообразия и способы сохранения биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, нацпарки). Демэкология (экология популяций). Вид, ареал вида. Популяции и их характеристики. Динамика численности популяции. Синэкология (экология сообществ). Экосистема и ее компоненты. Развитие экосистемы. Пищевые цепи и сети. Экология человека. Человек и среда его обитания. Антропоэкосистемы. Общественное здоровье и его уровни. Образ жизни и качество жизни населения. Рост народонаселения Земли. Возможность перенаселения. Закономерности изменения смертности и рождаемости. Демографический переход и его причины. Прогнозы дальнейшего изменения численности населения Земли. Ограниченность природных ресурсов, необходимых для человечества. Возобновимые и невозобновимые ресурсы; ресурсы и резервы. Загрязнение окружающей среды, как результат интенсификации производства продуктов потребления. Глобальный экологический кризис и задача сохранения условий для устойчивого развития человечества. Экологическое законодательство: Конституция. Закон об охране окружающей природной среды. Экономические и организационные методы уменьшения нежелательных последствий человеческой деятельности. Экологический аудит.
|
- Цели освоения дисциплины:
Цель освоения учебной дисциплины «Экология» состоит в овладении фундаментальными знаниями о единстве и закономерностях взаимодействия природы и человека.
Задачами освоения дисциплины являются:
- формирование осознания ответственности за состояние окружающей среды и за последствия действий человека по отношению к ней, что составляет основу экологического мышления.
- формирование системы мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии психического и соматического здоровья с действием факторов среды обитания.
- дать знания и умения для решения профессиональных задач, для участия в разработке научно-обоснованных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.
Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Экология» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин (С2.В.ОД.3).
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1) « Гистология, эмбриология, цитология»
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов
Умения: давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур
Навыки: микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий
2) «Биология»
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человек ______
Умения: работать с увеличительной техникой (микроскпопами)
Навыки: микроскопирования
Изучение данной дисциплины направлено на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:
1. профилактической;
2. диагностической;
3. лечебной;
4. реабилитационной;
5. психолого-педагогической;
6. организационно-управленческой;
7. научно-исследовательской