Примерный перечень контрольных заданий к промежуточной аттестации.




Теоретический блок вопросов:

1. Генезис философского знания. Мифология и философия.

2. Миф как объект философской рефлексии.

3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.

4. Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.

5. Философия Древней Индии.

6. Философия Древнего Китая.

7. Античная философия (общая характеристика).

8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.

9. Софисты и Сократ. Метод Сократа.

10. Философия Платона. Притча о пещере.

11. Учение Платона об идеальном государстве.

12. Атомистика Демокрита.

13. Метафизика Аристотеля.

14. Философские школы эпохи эллинизма (неоплатононизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

15. Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепции.

16. Философские учения эпохи Возрождения.

17. Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон).

18. Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р.Декарт).

19. Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

20. Философия И.Канта

21. Метод и система Г. Гегеля.

22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

23. Философские воззрения К. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.

24. Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.

25. Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм).

26. Основы философской герменевтики.

27. Психоаналитическая антропология З.Фрейда и неофрейдизм (Э. Фромм).

28. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.

29. Русская философия XIX в.: западники и славянофилы.

30. Общая характеристика русской философии XX в.

31. Философская система В.С. Соловьева.

32. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский

33. Вопрос о сущности техники в философии ХХ в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.

34. Принципы и категории онтологии.

35. Понятие материи в философии и науке.

36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.

37. Идея развития в философии.

38. Исторические формы диалектики.

39. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.

40. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.

41. Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное.

42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

43. Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание.

44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание.

45. Понятие субъекта и объекта в гносеологии.

46. Структура научного знания. Проблема роста научного знания.

47. Методология и методы научного познания.

48. Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.

49. Общество как целостная система. Структура общества.

50. Духовная жизнь общества.

51. Специфика социального познания.

52. Общественное сознание.

53. Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

54. Личность и общество.

55. Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.

56. Общественный прогресс и его критерии.

57. Глобальные проблемы современности.

58. Проблема ценностей в философии.

59. Проблема смысла жизни в философии.

Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):

Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, - будь это вода, апейрон или воздух:

а) Анаксимандр;

б) Эмпедокл;

в) Протагор;

г) Фалес;

д) Анаксимен.

Какие идеи иудаизма не имели большого влияния на процесс формирования христианства?

а) о мессии, божьем посланнике;

б) о необходимости обрезания;

в) о принципиальной непознаваемости бога;

г) о богоизбранном еврейском народе;

д) о греховности человеческого рода.

Исторической личностью считали Иисуса Христа:

а) гностики;

б) манихеи;

в) неоплатоники;

г) фарисеи;

д) саддукеи.

Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения не дали в своем произведении «Против христиан»:

а) Порфирий;

б) Прокл;

в) Плотин;

г) Юлиан Отступник;

д) Маркион.

К апологетам принято относить:

а) Юстина Мученика;

б) Ямвлиха;

в) Татиана;

г) Цельса;

д) Афиногора.

В важнейшем догмате христианского монотеизма, догмате о троичности единого бога - дух святой:

а) некоторыми исследователями рассматривался как заимствование христианами учения гностиков о плероме;

б) ассоциировался с Логосом;

в) религиоведами истолковывался в качестве модификации ближневосточных религиозных представлений о богине-матери;

г) в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери;

д) представал абстрактным выражением Бога-отца, начиная с Филона Александрийского.

Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что:

а) обосновывал тезис о нематериальности бога, его совершенстве и вечности;

б) доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия;

в) писал о сотворении богом - еще до сотворения мира - бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человеческих душ), которые обладают свободой воли (свободой выбора);

г) доказывал творение мира богом «из ничего»;

д) рассматривал бога-отца, бога-сына и святого духа как последовательные эманации верховного бога.

К отцам церкви, деятельность которых характеризуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в IV в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), относятся:

а) св. Иероним Блаженный;

б) Григорий Назианзин;

в) Василий Великий, епископ Кессарийский;

г) Григорий Нисский;

д) Амвросий Медиоланский.

Аврелий Августин написал следующие произведения:

а) «Шестоднев»;

б) «О блаженной жизни»;

в) «Исповедь»;

г) «О Граде Божием»;

д) «Гортензий».

Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия понимание отношений бога и мира строится на:

а) эманационизме;

б) пантеизме;

в) эволюционизме;

г) креационизме;

д) панпсихизме.

На воззрения Иоанна Скота Эриугены оказали решающее влияние:

а) Максим Исповедник;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Псевдо-Дионисий;

г) Алкуин;

д) Мани.

Основные цели схоластики:

а) создать философский метод по изучению природного мира;

б) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу;

в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

г) сформулировать основы социальной философии;

д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.

Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал:

а) против платоновского реализма;

б) за платоновский реализм;

в) против понятия общих субстанций;

г) за то, что существуют единичные вещи;

д) за то, что универсалии не являются речью.

К произведениям Фомы Аквинского не относятся:

а) «О Граде Божием»;

б) «Сумма теологии»;

в) «О предопределении»;

г) «О божественном единстве и троичности»;

д) «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян».

Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:

а) схоласты недостаточно хорошо знают греческий и арабский языки для правильного постижения древней философии;

б) они недостаточно знают математику, которая является основой наук;

в) схоластический метод - это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты;

г) схоласты не используют мистический метод познания;

д) они недостаточно используют аллегорический смысл Библии.

В «Сумме теологии» Фомы Аквинского содержится пять доказательств существования бога, среди которых такие:

а) все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого. Бог - это уникальное совпадение случайности и необходимости;

б) все в мире направлено к некоей цели, имеет смысл и полезность. Бог - это высшее разумное существо, которое видит глобальную цель и все направляет к ней;

в) в мире существует ряд действующих причин. Но некоторые причины порождают сами себя. Бог существует независимо от каких бы то ни было причин;

г) все в мире движется, и бог является «первым двигателем» мира;

д) все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог - наивысшая степень качества.

Выдающимися работами Пьетро Помпонации являются:

а) «О бессмертии души»;

б) «О достоинстве человека»;

в) «О причинах явлений природы»;

г) «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении»;

д) «О собственном незнании и незнании других».

Основополагающими произведениями Я. Беме являются:

а) «Наставления в христианской вере»;

б) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»;

в) «О тройственной жизни человека»;

г) «К христианскому дворянству немецкой нации»;

д) «О трех принципах».

С точки зрения Я. Беме, человек является:

а) идеальным совершенством, реализуемым не на земле, а в царстве Божием;

б) микрокосмом, единством божественного и природного;

в) полным ничтожеством, просветляемым святым духом и спасаемым по воле божией;

г) «малым богом», сочетающим в себе единство телесного и духовного;

д) противоречивым сочетанием добра и зла.

За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католической инквизиции. Его выдающимися трудами являются:

а) «О скрытом боге»;

б) «О причине, принципе и едином»;

в) «О бесконечности, вселенной и мирах»;

г) «О сущности вещей согласно их собственным принципам»;

д) «О монадах, числе и форме».

Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов:

а) Лейбниц;

б) Спиноза;

в) Ф. Бэкон;

г) Декарт;

д) Шеллинг.

К основным произведениям Ф. Бэкона относятся:

а) «Новая Элоиза»;

б) «Новый Органон»;

в) «Великое Восстановление Наук»;

г) «Новая Атлантида»;

д) «Великое Делание».

В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит следующие правила достижения истинного познания:

а) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности познания;

б) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на несколько частей для лучшего разрешения;

в) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию;

г) свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступеням, к более сложному;

д) в расчетах соблюдать меру, понимая, что в любом случае всего не предусмотришь.

Основными линиями картезианства не являются:

а) окказионализм;

б) янсенизм;

в) реализм;

г) сенсуализм;

д) номинализм.

По Лейбницу, понятие развития может быть охарактеризовано как:

а) внутреннее изменение монад, происходящее в соответствии с целевыми (финальными) причинами;

б) постоянный процесс возникновения или гибели монад;

в) постоянное изменение в телах, являющихся соединением монад, в соответствии с действующими причинами;

г) божественная сила, воздействующая извне на отдельную монаду или их группы (источник развития);

д) активная сила, которой обладает каждая монада (источник развития).

По Монтескье, «дух законов» составляют все указанные отношения, вместе взятые:

а) климат страны;

б) религиозные убеждения;

в) состав почв и территория;

г) трудовая деятельность;

д) моральные принципы.

Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает:

а) социальное равенство;

б) отсутствие частной собственности;

в) наличие имущественного права;

г) свободный труд;

д) справедливый правитель.

По мысли Гердера, человек - «наивысшая возможность земного устройства», он стоит на границе царства природы и царства гуманности. В понятие «гуманности» Гердер включал:

а) подчинение власти инстинкта;

б) сострадание к другим;

в) стремление к познанию бога;

г) совершенствование разума;

д) отказ от связи с природой.

В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части:

а) Феноменология духа;

б) Логика (Малая логика);

в) Наука логики;

г) Философия природы;

д) Философия духа.

Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются:

а) выдающиеся деятели истории и культуры;

б) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов;

в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни;

г) выдающиеся религиозные деятели, исполняющие данную им в откровении волю бога;

д) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа».

Для Фейербаха религия - это:

а) вид знания и форма просвещения;

б) сущность человека;

в) проявление невежества;

г) способ самопознания;

д) реакционная утопия.

По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) - это сила:

а) разумная и целенаправленная;

б) бессознательная, слепая и дикая;

в) свободная и могучая;

г) ограниченная и слабая;

д) единственная и безосновная.

Согласно Э.фон Гартману, наш мир - наилучший из миров, поскольку он:

а) самый справедливый и прекрасный;

б) полон горестей и страданий;

в) эволюционирует к совершенству;

г) способен к самоуничтожению;

д) движется к цели наивысшего развития сознания.

С точки зрения Г. Риккерта, существует два основных научных метода, которые могут быть одновременно названы так:

а) естествознания и истории;

б) номотетический и идеографический;

в) аналитический и синтетический;

г) генерализующий и индивидуализирующий;

д) повторяющихся явлений и однократных явлений.

Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

а) Р. Авенариус;

б) О. Конт;

в) Г. Спенсер;

г) Э. Мах;

д) Д. Милль.

В экзистенциализме физическое время - это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистенциальное связано с такими понятиями, как:

а) бесконечность;

б) судьба;

в) решимость;

г) заброшенность;

д) безнадежность.

Согласно философии А. Бергсона, жизнь представляет собой:

а) соединение материи и духа;

б) напряженный «жизненный порыв»;

в) первоначальную и подлинную реальность;

г) реальность, имеющую пространственный характер;

д) метафизический космический творческий процесс.

К «вечным» философским вопросам не относятся:

а) Каковы точные размеры Вселенной?

б) Из каких элементов состоит живая клетка?

в) Кто есть человек?

г) Какова родословная славян?

д) Как произошел мир?

В философии миф - это:

а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;

б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;

в) фантастический рассказ, предание;

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

д) сказка, выдумка, заведомый обман.

Философское рассмотрение религии - это:

а) вера в бога;

б) учение о боге и сверхъестественном;

в) мировоззрение, основанное на вере в бога;

г) особый вид духовно-практической деятельности, нацеленный на постижение высшего, абсолютного;

д) единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной иерархии.

Философские направления, относящиеся к идеализму, отличаются тем, что признают следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц;

б) мир является некой духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания;

в) мир создан богом и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей - это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

Философские направления, которые можно назвать атеистическими:

а) первый позитивизм;

б) марксизм;

в) французский экзистенциализм;

г) постмодернизм;

д) философия жизни.

Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются:

а) онтология;

б) метафизика;

в) социальная философия;

г) антропология;

д) философия истории.

К философским методам познания относятся:

а) диалектический;

б) структурно-функциональный;

в) синергетический;

г) герменевтический;

д) феноменологический.

Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие:

а) открытие клетки;

б) создание гелиоцентрической системы мира;

в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;

г) теория тепловой смерти Вселенной;

д) теория бессознательного.

Согласно ряду современных научных гипотез, человек - это природный мутант, который сформировался благодаря:

а) вспышке близкой Сверхновой звезды;

б) инверсиям геомагнитного поля;

в) постепенному эволюционному процессу;

г) ледниковому периоду;

д) экстремальному тепловому стрессу.

«Идеальное» по представлениям Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова и М.А. Лифшица - это:

а) синоним сознания;

б) явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида;

в) процесс объективизации или овеществления мыслительных форм;

г) определенное состояние материи мозга;

д) объективные пределы совершенства (завершенности) природных и социальных вещей и процессов.

В современной философии человек рассматривается как:

а) раб божий и червь земной;

б) главная тайна мироздания;

в) космобиопсихоинформационное существо;

г) венец природы;

д) микрокосм общества.

Человек отличается от животных:

а) разумом;

б) физиологией;

в) умением использовать орудия труда;

г) социокультурной средой обитания;

д) духовно-нравственной эволюцией.

Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого существа в философии включается в понятие:

а) объект;

б) человек;

в) индивидуальность;

г) личность;

д) субъект.

Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;

г) совокупность физических и духовных способностей отдельного человека;

д) социальный «срез» индивидуальности, социальная «маска».

Бессознательное в философии - это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, нетождественное психическому;

в) фундаментальная часть психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами:

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

«Понимание» в современном направлении герменевтики рассматривается как:

а) диалог текстов;

б) приобщение к смыслу человеческой деятельности;

в) сама человеческая деятельность;

г) смыслообразование;

д) общение вне «стихии языка».

«Общество» в современной философии представляется как:

а) неотделимая часть природы, подчиняющаяся только ее законам;

б) система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культурой;

в) объективная реальность, одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, собственными законами и направленностью развития;

г) сознание и воля людей, объединенных общими стремлениями и интересами;

д) ассоциация мыслящих существ, преобразующих мир в процессе совместной трудовой деятельности, обусловленной наличием языка.

В экономической сфере жизни общества материальное производство решает следующие задачи:

а) создает материальную базу существования общества;

б) непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы и т.д.);

в) способствует развитию философского знания;

г) определяет уровень развития духовно-нравственной сферы жизни общества;

д) определяет политические процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: