Теоретический блок вопросов:
1. Генезис философского знания. Мифология и философия.
2. Миф как объект философской рефлексии.
3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
4. Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.
5. Философия Древней Индии.
6. Философия Древнего Китая.
7. Античная философия (общая характеристика).
8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
9. Софисты и Сократ. Метод Сократа.
10. Философия Платона. Притча о пещере.
11. Учение Платона об идеальном государстве.
12. Атомистика Демокрита.
13. Метафизика Аристотеля.
14. Философские школы эпохи эллинизма (неоплатононизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
15. Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепции.
16. Философские учения эпохи Возрождения.
17. Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон).
18. Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р.Декарт).
19. Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.
20. Философия И.Канта
21. Метод и система Г. Гегеля.
22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
23. Философские воззрения К. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
24. Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.
25. Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм).
26. Основы философской герменевтики.
27. Психоаналитическая антропология З.Фрейда и неофрейдизм (Э. Фромм).
28. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
29. Русская философия XIX в.: западники и славянофилы.
30. Общая характеристика русской философии XX в.
31. Философская система В.С. Соловьева.
32. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский
33. Вопрос о сущности техники в философии ХХ в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
34. Принципы и категории онтологии.
35. Понятие материи в философии и науке.
36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
37. Идея развития в философии.
38. Исторические формы диалектики.
39. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
40. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
41. Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное.
42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
43. Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание.
44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание.
45. Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
46. Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
47. Методология и методы научного познания.
48. Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
49. Общество как целостная система. Структура общества.
50. Духовная жизнь общества.
51. Специфика социального познания.
52. Общественное сознание.
53. Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
54. Личность и общество.
55. Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
56. Общественный прогресс и его критерии.
57. Глобальные проблемы современности.
58. Проблема ценностей в философии.
59. Проблема смысла жизни в философии.
Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):
Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, - будь это вода, апейрон или воздух:
а) Анаксимандр;
б) Эмпедокл;
в) Протагор;
г) Фалес;
д) Анаксимен.
Какие идеи иудаизма не имели большого влияния на процесс формирования христианства?
а) о мессии, божьем посланнике;
б) о необходимости обрезания;
в) о принципиальной непознаваемости бога;
г) о богоизбранном еврейском народе;
д) о греховности человеческого рода.
Исторической личностью считали Иисуса Христа:
а) гностики;
б) манихеи;
в) неоплатоники;
г) фарисеи;
д) саддукеи.
Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения не дали в своем произведении «Против христиан»:
а) Порфирий;
б) Прокл;
в) Плотин;
г) Юлиан Отступник;
д) Маркион.
К апологетам принято относить:
а) Юстина Мученика;
б) Ямвлиха;
в) Татиана;
г) Цельса;
д) Афиногора.
В важнейшем догмате христианского монотеизма, догмате о троичности единого бога - дух святой:
а) некоторыми исследователями рассматривался как заимствование христианами учения гностиков о плероме;
б) ассоциировался с Логосом;
в) религиоведами истолковывался в качестве модификации ближневосточных религиозных представлений о богине-матери;
г) в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери;
д) представал абстрактным выражением Бога-отца, начиная с Филона Александрийского.
Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что:
а) обосновывал тезис о нематериальности бога, его совершенстве и вечности;
б) доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия;
в) писал о сотворении богом - еще до сотворения мира - бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человеческих душ), которые обладают свободой воли (свободой выбора);
г) доказывал творение мира богом «из ничего»;
д) рассматривал бога-отца, бога-сына и святого духа как последовательные эманации верховного бога.
К отцам церкви, деятельность которых характеризуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в IV в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), относятся:
а) св. Иероним Блаженный;
б) Григорий Назианзин;
в) Василий Великий, епископ Кессарийский;
г) Григорий Нисский;
д) Амвросий Медиоланский.
Аврелий Августин написал следующие произведения:
а) «Шестоднев»;
б) «О блаженной жизни»;
в) «Исповедь»;
г) «О Граде Божием»;
д) «Гортензий».
Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия понимание отношений бога и мира строится на:
а) эманационизме;
б) пантеизме;
в) эволюционизме;
г) креационизме;
д) панпсихизме.
На воззрения Иоанна Скота Эриугены оказали решающее влияние:
а) Максим Исповедник;
б) Амвросий Медиоланский;
в) Псевдо-Дионисий;
г) Алкуин;
д) Мани.
Основные цели схоластики:
а) создать философский метод по изучению природного мира;
б) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу;
в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
г) сформулировать основы социальной философии;
д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.
Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал:
а) против платоновского реализма;
б) за платоновский реализм;
в) против понятия общих субстанций;
г) за то, что существуют единичные вещи;
д) за то, что универсалии не являются речью.
К произведениям Фомы Аквинского не относятся:
а) «О Граде Божием»;
б) «Сумма теологии»;
в) «О предопределении»;
г) «О божественном единстве и троичности»;
д) «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян».
Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:
а) схоласты недостаточно хорошо знают греческий и арабский языки для правильного постижения древней философии;
б) они недостаточно знают математику, которая является основой наук;
в) схоластический метод - это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты;
г) схоласты не используют мистический метод познания;
д) они недостаточно используют аллегорический смысл Библии.
В «Сумме теологии» Фомы Аквинского содержится пять доказательств существования бога, среди которых такие:
а) все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого. Бог - это уникальное совпадение случайности и необходимости;
б) все в мире направлено к некоей цели, имеет смысл и полезность. Бог - это высшее разумное существо, которое видит глобальную цель и все направляет к ней;
в) в мире существует ряд действующих причин. Но некоторые причины порождают сами себя. Бог существует независимо от каких бы то ни было причин;
г) все в мире движется, и бог является «первым двигателем» мира;
д) все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог - наивысшая степень качества.
Выдающимися работами Пьетро Помпонации являются:
а) «О бессмертии души»;
б) «О достоинстве человека»;
в) «О причинах явлений природы»;
г) «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении»;
д) «О собственном незнании и незнании других».
Основополагающими произведениями Я. Беме являются:
а) «Наставления в христианской вере»;
б) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»;
в) «О тройственной жизни человека»;
г) «К христианскому дворянству немецкой нации»;
д) «О трех принципах».
С точки зрения Я. Беме, человек является:
а) идеальным совершенством, реализуемым не на земле, а в царстве Божием;
б) микрокосмом, единством божественного и природного;
в) полным ничтожеством, просветляемым святым духом и спасаемым по воле божией;
г) «малым богом», сочетающим в себе единство телесного и духовного;
д) противоречивым сочетанием добра и зла.
За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католической инквизиции. Его выдающимися трудами являются:
а) «О скрытом боге»;
б) «О причине, принципе и едином»;
в) «О бесконечности, вселенной и мирах»;
г) «О сущности вещей согласно их собственным принципам»;
д) «О монадах, числе и форме».
Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов:
а) Лейбниц;
б) Спиноза;
в) Ф. Бэкон;
г) Декарт;
д) Шеллинг.
К основным произведениям Ф. Бэкона относятся:
а) «Новая Элоиза»;
б) «Новый Органон»;
в) «Великое Восстановление Наук»;
г) «Новая Атлантида»;
д) «Великое Делание».
В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит следующие правила достижения истинного познания:
а) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности познания;
б) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на несколько частей для лучшего разрешения;
в) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию;
г) свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступеням, к более сложному;
д) в расчетах соблюдать меру, понимая, что в любом случае всего не предусмотришь.
Основными линиями картезианства не являются:
а) окказионализм;
б) янсенизм;
в) реализм;
г) сенсуализм;
д) номинализм.
По Лейбницу, понятие развития может быть охарактеризовано как:
а) внутреннее изменение монад, происходящее в соответствии с целевыми (финальными) причинами;
б) постоянный процесс возникновения или гибели монад;
в) постоянное изменение в телах, являющихся соединением монад, в соответствии с действующими причинами;
г) божественная сила, воздействующая извне на отдельную монаду или их группы (источник развития);
д) активная сила, которой обладает каждая монада (источник развития).
По Монтескье, «дух законов» составляют все указанные отношения, вместе взятые:
а) климат страны;
б) религиозные убеждения;
в) состав почв и территория;
г) трудовая деятельность;
д) моральные принципы.
Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает:
а) социальное равенство;
б) отсутствие частной собственности;
в) наличие имущественного права;
г) свободный труд;
д) справедливый правитель.
По мысли Гердера, человек - «наивысшая возможность земного устройства», он стоит на границе царства природы и царства гуманности. В понятие «гуманности» Гердер включал:
а) подчинение власти инстинкта;
б) сострадание к другим;
в) стремление к познанию бога;
г) совершенствование разума;
д) отказ от связи с природой.
В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части:
а) Феноменология духа;
б) Логика (Малая логика);
в) Наука логики;
г) Философия природы;
д) Философия духа.
Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются:
а) выдающиеся деятели истории и культуры;
б) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов;
в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни;
г) выдающиеся религиозные деятели, исполняющие данную им в откровении волю бога;
д) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа».
Для Фейербаха религия - это:
а) вид знания и форма просвещения;
б) сущность человека;
в) проявление невежества;
г) способ самопознания;
д) реакционная утопия.
По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) - это сила:
а) разумная и целенаправленная;
б) бессознательная, слепая и дикая;
в) свободная и могучая;
г) ограниченная и слабая;
д) единственная и безосновная.
Согласно Э.фон Гартману, наш мир - наилучший из миров, поскольку он:
а) самый справедливый и прекрасный;
б) полон горестей и страданий;
в) эволюционирует к совершенству;
г) способен к самоуничтожению;
д) движется к цели наивысшего развития сознания.
С точки зрения Г. Риккерта, существует два основных научных метода, которые могут быть одновременно названы так:
а) естествознания и истории;
б) номотетический и идеографический;
в) аналитический и синтетический;
г) генерализующий и индивидуализирующий;
д) повторяющихся явлений и однократных явлений.
Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:
а) Р. Авенариус;
б) О. Конт;
в) Г. Спенсер;
г) Э. Мах;
д) Д. Милль.
В экзистенциализме физическое время - это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистенциальное связано с такими понятиями, как:
а) бесконечность;
б) судьба;
в) решимость;
г) заброшенность;
д) безнадежность.
Согласно философии А. Бергсона, жизнь представляет собой:
а) соединение материи и духа;
б) напряженный «жизненный порыв»;
в) первоначальную и подлинную реальность;
г) реальность, имеющую пространственный характер;
д) метафизический космический творческий процесс.
К «вечным» философским вопросам не относятся:
а) Каковы точные размеры Вселенной?
б) Из каких элементов состоит живая клетка?
в) Кто есть человек?
г) Какова родословная славян?
д) Как произошел мир?
В философии миф - это:
а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;
б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;
в) фантастический рассказ, предание;
г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;
д) сказка, выдумка, заведомый обман.
Философское рассмотрение религии - это:
а) вера в бога;
б) учение о боге и сверхъестественном;
в) мировоззрение, основанное на вере в бога;
г) особый вид духовно-практической деятельности, нацеленный на постижение высшего, абсолютного;
д) единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной иерархии.
Философские направления, относящиеся к идеализму, отличаются тем, что признают следующие положения:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц;
б) мир является некой духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания;
в) мир создан богом и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей - это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
Философские направления, которые можно назвать атеистическими:
а) первый позитивизм;
б) марксизм;
в) французский экзистенциализм;
г) постмодернизм;
д) философия жизни.
Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются:
а) онтология;
б) метафизика;
в) социальная философия;
г) антропология;
д) философия истории.
К философским методам познания относятся:
а) диалектический;
б) структурно-функциональный;
в) синергетический;
г) герменевтический;
д) феноменологический.
Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие:
а) открытие клетки;
б) создание гелиоцентрической системы мира;
в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;
г) теория тепловой смерти Вселенной;
д) теория бессознательного.
Согласно ряду современных научных гипотез, человек - это природный мутант, который сформировался благодаря:
а) вспышке близкой Сверхновой звезды;
б) инверсиям геомагнитного поля;
в) постепенному эволюционному процессу;
г) ледниковому периоду;
д) экстремальному тепловому стрессу.
«Идеальное» по представлениям Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова и М.А. Лифшица - это:
а) синоним сознания;
б) явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида;
в) процесс объективизации или овеществления мыслительных форм;
г) определенное состояние материи мозга;
д) объективные пределы совершенства (завершенности) природных и социальных вещей и процессов.
В современной философии человек рассматривается как:
а) раб божий и червь земной;
б) главная тайна мироздания;
в) космобиопсихоинформационное существо;
г) венец природы;
д) микрокосм общества.
Человек отличается от животных:
а) разумом;
б) физиологией;
в) умением использовать орудия труда;
г) социокультурной средой обитания;
д) духовно-нравственной эволюцией.
Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого существа в философии включается в понятие:
а) объект;
б) человек;
в) индивидуальность;
г) личность;
д) субъект.
Личность в философии понимается как:
а) синоним понятий «индивид», «человек»;
б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
г) совокупность физических и духовных способностей отдельного человека;
д) социальный «срез» индивидуальности, социальная «маска».
Бессознательное в философии - это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, нетождественное психическому;
в) фундаментальная часть психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
а) научное;
б) обыденно-практическое;
в) игровое;
г) философское;
д) мифологическое.
Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами:
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;
г) физическая жизнь;
д) истина.
«Понимание» в современном направлении герменевтики рассматривается как:
а) диалог текстов;
б) приобщение к смыслу человеческой деятельности;
в) сама человеческая деятельность;
г) смыслообразование;
д) общение вне «стихии языка».
«Общество» в современной философии представляется как:
а) неотделимая часть природы, подчиняющаяся только ее законам;
б) система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культурой;
в) объективная реальность, одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, собственными законами и направленностью развития;
г) сознание и воля людей, объединенных общими стремлениями и интересами;
д) ассоциация мыслящих существ, преобразующих мир в процессе совместной трудовой деятельности, обусловленной наличием языка.
В экономической сфере жизни общества материальное производство решает следующие задачи:
а) создает материальную базу существования общества;
б) непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы и т.д.);
в) способствует развитию философского знания;
г) определяет уровень развития духовно-нравственной сферы жизни общества;
д) определяет политические процессы.