Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине




Тема 1. Особенности философского знания. Место философии в системе духовной

культуры

Цель:

Понять причину возникновения и сущность философии как формы сознания, необходимость изучения ее как дисциплины вуза, помогающей сформировать целостное мировоззрение. (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Что такое философия.

2. Время появления философии.

3. Причины возникновения философии.

4. Философия - ядро мировоззрения.

Вопросы для самоподготовки:

1. Охарактеризовать первый опыт систематизации знаний в творчестве Гомера и Гесиода.

2. Показать разложение первобытного синкретизма и выделение философии как формы сознания.

3. Раскрыть стихийный материализм и стихийную диалектику Ионийской философии.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: дискуссии;

дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.

Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.

Литература по теме:

Автор: Батурин В. К., Назв.: Философия науки. Учебное пособие, Место изд.: Москва, Изд.: Юнити-Дана, Год издания: 2012г. // ЭБС

Список полезных Интернет-ресурсов:

  • eLibrary. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/
  • Философский портал philosophy.ru https://www.philosophy.ru
  • Библиотека Ихтика https://ihtik.lib.ru/
  • Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru

Тема 2. Особенности античной философии

Цель:

Выявление специфики античной философии (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Философия Аристотеля

2. Философия Платона

3. Философия Сократа и софистов

Вопросы для самоподготовки:

1. Школы досократиков.

2. Жизнь и творчество Сократа.

3. Царство идей Платона.

4. Философские воззрения Аристотеля.

5. Философские школы эллинизма.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: эссе;

В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии?

дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.

Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.

Литература по теме:

Назв.: Философия. Учебник для вузов, Место изд.: Москва, Изд.: Академический Проект, Год издания: 2011г. // ЭБС

Список полезных Интернет-ресурсов:

  • Философский портал philosophy.ru https://www.philosophy.ru
  • Библиотека Ихтика https://ihtik.lib.ru/
  • Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru

 

Тема 3. Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Цель:

Выявление специфики средневековой философии (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Сравнительная характеристика Философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

3. Что такое катафатическая и апофатическая теология Дионисия Ареопагита.

2. Природа спора об универсалиях.

Вопросы для самоподготовки:

Средневековая философия: патристика и схоластика.

2. Верую ибо абсурдно.

3. Философия - служанка теологии.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: контрольная работа;

1. Объяснить термины: теоцентризм, креационизм, трансцендентное, имманентное, универсалия, пантеизм.

2. Раскрыть смысл учения о вечности и времени Августина.

3. Показать нарастание рационального знания периода схоластики на примере философии Аквината.

4. Раскрыть содержание учения Альберта Великого о существовании универсалий до вещей, в самих вещах и после вещей.

 

дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.

Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.

Литература по теме:

1. Автор: Зотов, А. Ф., Миронов, В. В., Разин, А. В., Назв.: Философия: учеб. для студ. нефилос. спец., Место изд.: М., Изд.: Проспект, Год издания: 2013г.

Список полезных Интернет-ресурсов:

  • Библиотека Якова Кротова https://www.krotov.info/
  • "Вехи" https://www.vehi.net/
  • Философская библиотека Средневековья https://antology.rchgi.spb.ru/index.html

 

 

Тема 4. Философия Нового времени

Цель:

выявление специфики и изучение идей философии Нового времени, анализ основных положений эмпиризма и рационализма, формирование представления об онтологических и гносеологических взглядах представителей субъективного идеализма, знакомство с основоположниками теории общественного договора (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Особенности развития философии Нового времени. Основные проблемы философии данного периода

2. Эмпиризм Ф. Бэкона

3. Рационализм Р.Декарта

4. Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли и Д.Юма

5. Социально-политические взгляды философов XVII в.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Ф.Бэкон. "Новый Органон". Мысли о знании и науке.

2. Философия Беркли и ее критики.

3. Проблема морали в философии Юма.

4. "Я мыслю, следовательно, существую" — основа рационализма картезианской философии.

5. Субстанция и Бог в философии Спинозы.

6. Великие энциклопедисты Франции.

7. Критика Локком учения о врожденных идеях.

8. Теории общественного договора в Новое время.

9. Проблема метода в философии Нового времени.

10. Понятие субстанции у Р. Декарта и Б. Спинозы.

11. Монадология Г. Лейбница.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: доклад;

1. Основные идеи теории знания, изложенные в работе Ф.Бэкона "Великое восстановление наук".

2. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка ("Опыт о человеческом разуме").

3. Антропология и социальное учение Т.Гоббса в работах "О человеке" и "Левиафан".

4. Рационализм Р.Декарта. Методология ("Рассуждение о методе").

5. Картезианский принцип очевидности и достоверности. Проблема материальной субстанции ("Метафизические рассуждения").

6. Основные идеи в работе Б.Спинозы "Этика".

7. Философские воззрения Г.В.Лейбница в работах "Монадология" и "Новые опыты о человеческом знании".

8. Трактовка бытия и критерии существования в "Трактате о началах человеческого знания" Дж.Беркли.

9. Д.Юм: принципы образования знания ("Трактат о человеческой природе").

10. Действительность по Д.Юму. Теория аффектов ("Трактат о человеческой природе").

 

дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.

Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.

Литература по теме:

Автор: Петров В. П., Назв.: Философия. Курс лекций: учебник, Место изд.: Москва, Изд.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Год издания: 2012г. // ЭБС

Список полезных Интернет-ресурсов:

  • eLibrary. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/
  • Философский портал philosophy.ru https://www.philosophy.ru
  • Библиотека Ихтика https://ihtik.lib.ru/

Тема 5. Западноевропейская философия XIX-XX вв.

Цель:

выявление специфики и изучение основных идей современной западной философии, определение ее вклада в развитие философской мысли, анализ ее влияние на духовную культуру общества в целом и общественное сознание отдельных научных сообществ в частности (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Особенности развития европейской философии

2. Основные положения диалектического материализма как философии марксизма.

3. Материалистическое понимание истории. Теория отчуждения.

4. Позитивизм. Исторические стадии («первый» позитивизм, «второй» - эмпириокритицизм, неопозитивизм). Основные идеи и представители

5. Возникновение и сущность «философии жизни». Учение Ф.Ницше как источник «философии жизни»

6. Зарождение философии психоанализа. Основные понятия учения З.Фрейда, К.-Г Юнга

7. Феноменология как метод анализа чистого сознания. Основополагающие идеи Э.Гуссерля

8. Философская герменевтика как «практика философского мышления» Х.-Г. Гадамер

9. Экзистенциализм. Основные проблемы, разрабатываемые представителями этого направления

10. Религиозная философия: неотомизм, христианский эволюционизм

Вопросы для самоподготовки:

  1. Каковы основные положения философии прагматизма?
  2. Каковы основные положения феноменологии Э. Гуссерля? Охарактеризуйте понятия интенциональности и феноменологической редукции.
  3. Как Вы полагаете, может ли философия быть строгой и точной наукой?
  4. Что такое экзистенциализм? Каковы его основные принципы?
  5. Каковы основные идеи и принципы неопозитивизма? Назовите основных представителей неопозитивизма.
  6. Что такое герменевтика? И как соотносятся между собой герменевтика Ф. Шлейермахера и онто-герменевтика М. Хайдеггера?
  7. Каковы основные особенности постмодернистской философии?
  8. Истина, познание и нравственность в философии Шопенгауэра.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;

1. Классическая и постклассическая философия: линии преемственности и противостояния.

2. Сциентизм и антисциентизм в сознании современного общества.

3. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция.

4. Критический рационализм К.Поппера.

5. И.Лакатос: модель развития науки.

6. Концепция науки Т.Куна. Критика кумулятивизма.

7. Методологический анархизм П.Фейерабенда.

8. Учение о коллективном бессознательном К.-Г.Юнга.

9. Концепция социального характера Э.Фромма. Модус бытия и модус обладания.

10. Понимание как универсальная проблема (Г.-Г.Гадамер, Э.Бетти).

11. Экзистенциальная философия М.Хайдеггера.

12. Философия К.Ясперса. Представление об «осевой эпохе».

13. Проблема «подлинного» существования в философии экзистенциализма.

14. Французский экзистенциализм: особенности, проблемы, представители.

15. Основные темы философии А.Камю.

16. Философия структурализма: основные идеи и подходы.

17. Философия постмодернизма: характерные особенности.

 

дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.

Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.

Литература по теме:

Автор: Петров В. П., Назв.: Философия. Курс лекций: учебник, Место изд.: Москва, Изд.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Год издания: 2012г. // ЭБС

Список полезных Интернет-ресурсов:

  • Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы https://sbiblio.com/biblio/
  • Библиотека Максима Мошкова https://lib.ru/
  • Библиотека Гумер https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?mode=author

 

Тема 6. Русская философия: история и современность

Цель:

выявление специфики и изучение основных идей русской философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Зарождение русской философии, ее особенности (XI- XVII вв.)

2. Философская мысль русского Просвещения (XVIII в.)

3. Идейно-философская борьба 30-40 гг. XIX в.

4. Почвенничество. Теории культурно-исторических типов и «византинизма»

5. Проникновение марксистской философии в Россию, ее развитие (Плеханов Г.В., Ленин В.И.)

6. Русская философия всеединства (основные положения философии В.С.Соловьева)

7. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А.Бердяева

8. Русский космизм (философия «Общего дела» Н.Ф.Федорова)

9. Соборность как основополагающая категория социальной философии С.Л. Франка

10. Евразийство: социальная философия и историософия

11. Основные проблемы марксистской философии XX века.

12. Современное состояние философской науки в России.

 

Вопросы для самоподготовки:

Как вы понимаете утверждение Хайдеггера, что метафизическое отношение к миру присуще природе человека, который способен внутри собственного мышления рассуждать о сущем как таковом?

2. Как решает Демокрит проблему о соотношении бытия и небытия, поставленную элеатами?

3. Кто первый использовал понятие бытия в своих построениях? Как им была решена проблема соотношения бытия и мышления?

4. Каковы 4 смысла бытия, выделяемые Аристотелем?

5. Что такое материя?

6. В чем суть материалистической онтологии?

7. Каковы 2 варианта объективно-идеалистической онтологии?

8. Что такое монизм, дуализм, плюрализм?

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: контрольная работа;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: