Тема 1. Особенности философского знания. Место философии в системе духовной
культуры
Цель:
Понять причину возникновения и сущность философии как формы сознания, необходимость изучения ее как дисциплины вуза, помогающей сформировать целостное мировоззрение. (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Что такое философия.
2. Время появления философии.
3. Причины возникновения философии.
4. Философия - ядро мировоззрения.
Вопросы для самоподготовки:
1. Охарактеризовать первый опыт систематизации знаний в творчестве Гомера и Гесиода.
2. Показать разложение первобытного синкретизма и выделение философии как формы сознания.
3. Раскрыть стихийный материализм и стихийную диалектику Ионийской философии.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: дискуссии;
дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.
Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.
Литература по теме:
Автор: Батурин В. К., Назв.: Философия науки. Учебное пособие, Место изд.: Москва, Изд.: Юнити-Дана, Год издания: 2012г. // ЭБС
Список полезных Интернет-ресурсов:
- eLibrary. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/
- Философский портал philosophy.ru https://www.philosophy.ru
- Библиотека Ихтика https://ihtik.lib.ru/
- Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru
Тема 2. Особенности античной философии
Цель:
Выявление специфики античной философии (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Философия Аристотеля
2. Философия Платона
3. Философия Сократа и софистов
Вопросы для самоподготовки:
1. Школы досократиков.
2. Жизнь и творчество Сократа.
3. Царство идей Платона.
4. Философские воззрения Аристотеля.
5. Философские школы эллинизма.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: эссе;
В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии?
дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.
Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.
Литература по теме:
Назв.: Философия. Учебник для вузов, Место изд.: Москва, Изд.: Академический Проект, Год издания: 2011г. // ЭБС
Список полезных Интернет-ресурсов:
- Философский портал philosophy.ru https://www.philosophy.ru
- Библиотека Ихтика https://ihtik.lib.ru/
- Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru
Тема 3. Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения
Цель:
Выявление специфики средневековой философии (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Сравнительная характеристика Философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
3. Что такое катафатическая и апофатическая теология Дионисия Ареопагита.
2. Природа спора об универсалиях.
Вопросы для самоподготовки:
Средневековая философия: патристика и схоластика.
2. Верую ибо абсурдно.
3. Философия - служанка теологии.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: контрольная работа;
1. Объяснить термины: теоцентризм, креационизм, трансцендентное, имманентное, универсалия, пантеизм.
2. Раскрыть смысл учения о вечности и времени Августина.
3. Показать нарастание рационального знания периода схоластики на примере философии Аквината.
4. Раскрыть содержание учения Альберта Великого о существовании универсалий до вещей, в самих вещах и после вещей.
дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.
Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.
Литература по теме:
1. Автор: Зотов, А. Ф., Миронов, В. В., Разин, А. В., Назв.: Философия: учеб. для студ. нефилос. спец., Место изд.: М., Изд.: Проспект, Год издания: 2013г.
Список полезных Интернет-ресурсов:
- Библиотека Якова Кротова https://www.krotov.info/
- "Вехи" https://www.vehi.net/
- Философская библиотека Средневековья https://antology.rchgi.spb.ru/index.html
Тема 4. Философия Нового времени
Цель:
выявление специфики и изучение идей философии Нового времени, анализ основных положений эмпиризма и рационализма, формирование представления об онтологических и гносеологических взглядах представителей субъективного идеализма, знакомство с основоположниками теории общественного договора (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Особенности развития философии Нового времени. Основные проблемы философии данного периода
2. Эмпиризм Ф. Бэкона
3. Рационализм Р.Декарта
4. Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли и Д.Юма
5. Социально-политические взгляды философов XVII в.
Вопросы для самоподготовки:
1. Ф.Бэкон. "Новый Органон". Мысли о знании и науке.
2. Философия Беркли и ее критики.
3. Проблема морали в философии Юма.
4. "Я мыслю, следовательно, существую" — основа рационализма картезианской философии.
5. Субстанция и Бог в философии Спинозы.
6. Великие энциклопедисты Франции.
7. Критика Локком учения о врожденных идеях.
8. Теории общественного договора в Новое время.
9. Проблема метода в философии Нового времени.
10. Понятие субстанции у Р. Декарта и Б. Спинозы.
11. Монадология Г. Лейбница.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: доклад;
1. Основные идеи теории знания, изложенные в работе Ф.Бэкона "Великое восстановление наук".
2. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка ("Опыт о человеческом разуме").
3. Антропология и социальное учение Т.Гоббса в работах "О человеке" и "Левиафан".
4. Рационализм Р.Декарта. Методология ("Рассуждение о методе").
5. Картезианский принцип очевидности и достоверности. Проблема материальной субстанции ("Метафизические рассуждения").
6. Основные идеи в работе Б.Спинозы "Этика".
7. Философские воззрения Г.В.Лейбница в работах "Монадология" и "Новые опыты о человеческом знании".
8. Трактовка бытия и критерии существования в "Трактате о началах человеческого знания" Дж.Беркли.
9. Д.Юм: принципы образования знания ("Трактат о человеческой природе").
10. Действительность по Д.Юму. Теория аффектов ("Трактат о человеческой природе").
дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.
Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.
Литература по теме:
Автор: Петров В. П., Назв.: Философия. Курс лекций: учебник, Место изд.: Москва, Изд.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Год издания: 2012г. // ЭБС
Список полезных Интернет-ресурсов:
- eLibrary. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/
- Философский портал philosophy.ru https://www.philosophy.ru
- Библиотека Ихтика https://ihtik.lib.ru/
Тема 5. Западноевропейская философия XIX-XX вв.
Цель:
выявление специфики и изучение основных идей современной западной философии, определение ее вклада в развитие философской мысли, анализ ее влияние на духовную культуру общества в целом и общественное сознание отдельных научных сообществ в частности (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Особенности развития европейской философии
2. Основные положения диалектического материализма как философии марксизма.
3. Материалистическое понимание истории. Теория отчуждения.
4. Позитивизм. Исторические стадии («первый» позитивизм, «второй» - эмпириокритицизм, неопозитивизм). Основные идеи и представители
5. Возникновение и сущность «философии жизни». Учение Ф.Ницше как источник «философии жизни»
6. Зарождение философии психоанализа. Основные понятия учения З.Фрейда, К.-Г Юнга
7. Феноменология как метод анализа чистого сознания. Основополагающие идеи Э.Гуссерля
8. Философская герменевтика как «практика философского мышления» Х.-Г. Гадамер
9. Экзистенциализм. Основные проблемы, разрабатываемые представителями этого направления
10. Религиозная философия: неотомизм, христианский эволюционизм
Вопросы для самоподготовки:
- Каковы основные положения философии прагматизма?
- Каковы основные положения феноменологии Э. Гуссерля? Охарактеризуйте понятия интенциональности и феноменологической редукции.
- Как Вы полагаете, может ли философия быть строгой и точной наукой?
- Что такое экзистенциализм? Каковы его основные принципы?
- Каковы основные идеи и принципы неопозитивизма? Назовите основных представителей неопозитивизма.
- Что такое герменевтика? И как соотносятся между собой герменевтика Ф. Шлейермахера и онто-герменевтика М. Хайдеггера?
- Каковы основные особенности постмодернистской философии?
- Истина, познание и нравственность в философии Шопенгауэра.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
1. Классическая и постклассическая философия: линии преемственности и противостояния.
2. Сциентизм и антисциентизм в сознании современного общества.
3. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция.
4. Критический рационализм К.Поппера.
5. И.Лакатос: модель развития науки.
6. Концепция науки Т.Куна. Критика кумулятивизма.
7. Методологический анархизм П.Фейерабенда.
8. Учение о коллективном бессознательном К.-Г.Юнга.
9. Концепция социального характера Э.Фромма. Модус бытия и модус обладания.
10. Понимание как универсальная проблема (Г.-Г.Гадамер, Э.Бетти).
11. Экзистенциальная философия М.Хайдеггера.
12. Философия К.Ясперса. Представление об «осевой эпохе».
13. Проблема «подлинного» существования в философии экзистенциализма.
14. Французский экзистенциализм: особенности, проблемы, представители.
15. Основные темы философии А.Камю.
16. Философия структурализма: основные идеи и подходы.
17. Философия постмодернизма: характерные особенности.
дается информация о содержании выбранной формы контроля. Например, если реферат – то тематика рефератов, если РГР – то вариант задания и т.д.
Независимо от выбора видов контроля самостоятельной работы, курсовая работа входит в состав курса, если это предусмотрено учебным планом.
Литература по теме:
Автор: Петров В. П., Назв.: Философия. Курс лекций: учебник, Место изд.: Москва, Изд.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Год издания: 2012г. // ЭБС
Список полезных Интернет-ресурсов:
- Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы https://sbiblio.com/biblio/
- Библиотека Максима Мошкова https://lib.ru/
- Библиотека Гумер https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?mode=author
Тема 6. Русская философия: история и современность
Цель:
выявление специфики и изучение основных идей русской философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-3, ОПК-4)
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Зарождение русской философии, ее особенности (XI- XVII вв.)
2. Философская мысль русского Просвещения (XVIII в.)
3. Идейно-философская борьба 30-40 гг. XIX в.
4. Почвенничество. Теории культурно-исторических типов и «византинизма»
5. Проникновение марксистской философии в Россию, ее развитие (Плеханов Г.В., Ленин В.И.)
6. Русская философия всеединства (основные положения философии В.С.Соловьева)
7. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А.Бердяева
8. Русский космизм (философия «Общего дела» Н.Ф.Федорова)
9. Соборность как основополагающая категория социальной философии С.Л. Франка
10. Евразийство: социальная философия и историософия
11. Основные проблемы марксистской философии XX века.
12. Современное состояние философской науки в России.
Вопросы для самоподготовки:
Как вы понимаете утверждение Хайдеггера, что метафизическое отношение к миру присуще природе человека, который способен внутри собственного мышления рассуждать о сущем как таковом?
2. Как решает Демокрит проблему о соотношении бытия и небытия, поставленную элеатами?
3. Кто первый использовал понятие бытия в своих построениях? Как им была решена проблема соотношения бытия и мышления?
4. Каковы 4 смысла бытия, выделяемые Аристотелем?
5. Что такое материя?
6. В чем суть материалистической онтологии?
7. Каковы 2 варианта объективно-идеалистической онтологии?
8. Что такое монизм, дуализм, плюрализм?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: контрольная работа;