Билет 1
1. Сущность образовательного процесса его задачи, структура.
Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса. Виды планирования образовательного процесса. Стратегическое, тактическое, оперативное планирование. Условия успешного планирования
Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Они выступают комплексно.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности (формирование знаний, умений и навыков).
Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие:речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. "Обучение ведет за собой развитие" – Л. С. Выготским.
Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении.
Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.
Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:
|
1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.
2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности (проявление высокой активности).
3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.
4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.(П.К. Анохин).
5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Российский исследователь Коджаспирова Г.М. выделяла следующие закономерности педагогического процесса:
1) зависимость обучения и воспитания от общественных потребностей и условий
2) единство обучения, воспитания, образования и развития личности
3) взаимосвязь развития коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе
4) взаимосвязь целей, содержания, методов и форм обучения
5) взаимосвязь между педагогических воздействием и активностью личности
ПРИНЦИПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- Принцип гуманизации педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека.
- Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и природой, в которой живет ребенок, ее развитием и изменениями.
|
- Принцип субъектности — развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.
- Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. И связан, прежде всего, с именем немецкого педагога А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры, нации, общества, страны, региона).
- Принцип доступности. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.
- Принцип наглядности. Я. А. Коменский считал этот принцип "золотым правилом дидактики", предлагая все что возможно предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них.
- Принцип систематичности и последовательности.
К. Д. Ушинский считал, что только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.
|
- Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством.
Активно и сознательно осуществляемая учебно-познавательная деятельность помогает учащимся овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. С этой целью учитель на занятиях использует разнообразные методы, приемы и средства работы, направленные на развитие интереса и потребности в овладении знаниями, использует развивающие технологии обучения. Реализация этого принципа во многом определяется ролью и позицией учителя (воспитателя) в учебно-воспитательном процессе.
- Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития.
На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет, насколько интересен и важен он для ученика.
- Связь теории с практикой и с жизнью
Принцип выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности.
- Единство знаний и поведения
Этот принцип вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.
- Положительный эмоциональный фон педагогического процесса
Этот принцип выступает как бы итоговым, обобщающим принципом. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса.
Все принципы целостного педагогического процесса между собой взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Планирование состоит из трех видов: перспективное планирование, этапное планирование, краткосрочное планирование. Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
Общий план работы в общеобразовательных учреждениях (школах) - составляется при участии зам. директора, врача школы, преподавателя.
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план. Перспективное планирование учебно-тренировочного процесса обеспечивается не только созданием и введением в действие унифицированных программ, охватывающих широкие массы населения.
Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:
- перспективное;
- перспективно-календарное;
- календарное.
Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлению своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.
В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.
Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.
Такое планирование имеет ряд преимуществ:
- в таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности)
- вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.
Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегическихзадач.
Тактическое планирование означает уточнение,коррекцию, дополнение, одним словом,конкретизацию стратегии.
Оперативное планирование- это составление планов на небольшой промежуток времени для решения текущих, промежуточных задач.
Условия успешного планирования:
- это объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательногопроцессавДОО;
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получитьпланируемый результат.
- постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей, темперамента, чертхарактера,взглядов,привычекдетей;
- умение диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивовиинтересовдетей;
- своевременное выявление и устранение причин, мешающихребенкувдостижениицели; сочетаниевоспитанияссамовоспитанием;
- опора на активность, развитие инициативы, самодеятельностидетей.
2. Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Педагогическое общение и сотрудничество как формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Способы и формы взаимодействия педагога-психолога с другими субъектами образовательного процесса. Затруднения и конфликты в педагогической деятельности. Профилактика конфликтов в образовании.
Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося.
А.Н.Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива"
И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
Степанов: «пед.общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе»
Платонов: «пед.общение – взаимодействие субъектов, в кот-м происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, де-ю, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами д-ти»
Стиль педагогического общения и стиль деятельности тесно взаимосвязаны. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. А.К. Маркова и Л.М. Митина выделяют следующие стили:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.
Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС)
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Педагогическое взаимодействие – более широкое понятие, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение».Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Работа по предотвращению конфликтов может проводиться по четырем основным направлениям:
· создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое).
· оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников.
· устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов.
· блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
Подводя итоги по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:
- специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.
- межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация и т.д.
- профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Профилактика конфликтного поведения в школе может быть в виде тренингов, которые социальный педагог проводит с учениками. Разнообразные игры на сплочение коллектива, совместная деятельность как учебная, так и внеучебная.
3. Приведите пример использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста, испытывающими трудности в общении со сверстниками. Опишите приемы работы в избранной арт-терапевтической технике.
Фрагмент занятия по методике Л.Д. Лебедевой
Цель: коррекция избирательного мутизма детей 4-7 лет.
Материал: кусочки ткани различной фактуры и цвета в форме равностороннего треугольника (сторона ребра 8 см), резиновые колечки для укрепления ткани на пальце в виде косынки, плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы.
Проведение: каждому ребенку необходимо выбрать один из предложенных ему лоскутков ткани. Закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальчике левой руки. Внимательно рассмотреть забавную куколку. Затем закрыть глаза и представить лицо, которое бы точно выражало характер придуманного героя. Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый и т.п. Ведущий: «Нарисуйте подходящее по размерам и выражению лицо, вырежьте его ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно нарисовать и вырезать одежду». Активизировать процесс вербального общения на этом этапе всегда удается с помощью так называемого фоторобота. Ведущий делает из ткани собственную куклу большого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Для того чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов одной детали (глаза, брови, рот, др.). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. Выбранные черты наклеиваются на бумагу. К общению также побуждает и подбор имени для куклы. Следующим шагом в работе с детьми является придумывание истории. Ведущий: «Придумайте историю, которую кукла обязательно хотела бы рассказать, чтобы удивить окружающих. Если для вашего маленького спектакля необходимы другие персонажи, вы можете сделать еще одну или несколько куколок. Обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли. Ну, а если хочется поделиться секретом, то его лучше рассказать кому-нибудь «на ушко».
После этого каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. Кукла (без лица), если захочет, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос и т.д.
Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес у маленьких упрямцев, и они с удовольствием включаются в общение. И даже самые «закоренелые» молчуны сдаются, если говорить нужно в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т.п. Например, двум, трем желающим предлагают спрятаться за занавес. Затем
кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные пытаются отгадать, чей это голос.
Таким образом, создаются условия, побуждающие к общению, в том числе и тех детей, которые первоначально отказывались участвовать в вербальной коммуникации группы. У ребенка появляется возможность «подправить» ощущение неудовлетворенности собой, если оно возникло на занятии.
Билет 2
1. Проблемы целостности педагогического процесса.