ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА




Билет 1

1. Сущность образовательного процесса его задачи, структура.

Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса. Виды планирования образовательного процесса. Стратегическое, тактическое, оперативное планирование. Условия успешного планирования

 

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Они выступают комплексно.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности (формирование знаний, умений и навыков).

Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие:речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. "Обучение ведет за собой развитие" – Л. С. Выготским.

 

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности (проявление высокой активности).

3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.(П.К. Анохин).

5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.

7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

 

Российский исследователь Коджаспирова Г.М. выделяла следующие закономерности педагогического процесса:

1) зависимость обучения и воспитания от общественных потребностей и условий

2) единство обучения, воспитания, образования и развития личности

3) взаимосвязь развития коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе

4) взаимосвязь целей, содержания, методов и форм обучения

5) взаимосвязь между педагогических воздействием и активностью личности

ПРИНЦИПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

- Принцип гуманизации педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека.

- Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и природой, в которой живет ребенок, ее развитием и изменениями.

- Принцип субъектности — развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

- Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. И связан, прежде всего, с именем немецкого педагога А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры, нации, общества, страны, региона).

- Принцип доступности. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.

- Принцип наглядности. Я. А. Коменский считал этот принцип "золотым правилом дидактики", предлагая все что возможно предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них.

- Принцип систематичности и последовательности.

К. Д. Ушинский считал, что только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.

- Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством.

Активно и сознательно осуществляемая учебно-познавательная деятельность помогает учащимся овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. С этой целью учитель на занятиях использует разнообразные методы, приемы и средства работы, направленные на развитие интереса и потребности в овладении знаниями, использует развивающие технологии обучения. Реализация этого принципа во многом определяется ролью и позицией учителя (воспитателя) в учебно-воспитательном процессе.

- Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития.

На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет, насколько интересен и важен он для ученика.

- Связь теории с практикой и с жизнью

Принцип выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности.

- Единство знаний и поведения

Этот принцип вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

- Положительный эмоциональный фон педагогического процесса

Этот принцип выступает как бы итоговым, обобщающим принципом. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса.

Все принципы целостного педагогического процесса между собой взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Планирование состоит из трех видов: перспективное планирование, этапное планирование, краткосрочное планирование. Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Общий план работы в общеобразовательных учреждениях (школах) - составляется при участии зам. директора, врача школы, преподавателя.

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план. Перспективное планирование учебно-тренировочного процесса обеспечивается не только созданием и введением в действие унифицированных программ, охватывающих широкие массы населения.

Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

- перспективное;

- перспективно-календарное;

- календарное.

Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлению своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.

Такое планирование имеет ряд преимуществ:

- в таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности)

- вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегическихзадач.

Тактическое планирование означает уточнение,коррекцию, дополнение, одним словом,конкретизацию стратегии.

Оперативное планирование- это составление планов на небольшой промежуток времени для решения текущих, промежуточных задач.

Условия успешного планирования:

- это объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; 
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательногопроцессавДОО; 
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; 
- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получитьпланируемый результат.
- постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей, темперамента, чертхарактера,взглядов,привычекдетей; 
- умение диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивовиинтересовдетей; 
- своевременное выявление и устранение причин, мешающихребенкувдостижениицели;  сочетаниевоспитанияссамовоспитанием; 
- опора на активность, развитие инициативы, самодеятельностидетей.

2. Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Педагогическое общение и сотрудничество как формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Способы и формы взаимодействия педагога-психолога с другими субъектами образовательного процесса. Затруднения и конфликты в педагогической деятельности. Профилактика конфликтов в образовании.

Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося.

А.Н.Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива"

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".

Степанов: «пед.общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе»

Платонов: «пед.общение – взаимодействие субъектов, в кот-м происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, де-ю, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами д-ти»

Стиль педагогического общения и стиль деятельности тесно взаимосвязаны. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. А.К. Маркова и Л.М. Митина выделяют следующие стили:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Педагогическое взаимодействие – более широкое понятие, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение».Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Работа по предотвращению конфликтов может проводиться по четырем основным направлениям:

· создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое).

· оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников.

· устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов.

· блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

Подводя итоги по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:

- специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.

- межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация и т.д.

- профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Профилактика конфликтного поведения в школе может быть в виде тренингов, которые социальный педагог проводит с учениками. Разнообразные игры на сплочение коллектива, совместная деятельность как учебная, так и внеучебная.

3. Приведите пример использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста, испытывающими трудности в общении со сверстниками. Опишите приемы работы в избранной арт-терапевтической технике.

 

Фрагмент занятия по методике Л.Д. Лебедевой

Цель: коррекция избирательного мутизма детей 4-7 лет.

Материал: кусочки ткани различной фактуры и цвета в форме равностороннего треугольника (сторона ребра 8 см), резиновые колечки для укрепления ткани на пальце в виде косынки, плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы.

Проведение: каждому ребенку необходимо выбрать один из предложенных ему лоскутков ткани. Закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальчике левой руки. Внимательно рассмотреть забавную куколку. Затем закрыть глаза и представить лицо, которое бы точно выражало характер придуманного героя. Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый и т.п. Ведущий: «Нарисуйте подходящее по размерам и выражению лицо, вырежьте его ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно нарисовать и вырезать одежду». Активизировать процесс вербального общения на этом этапе всегда удается с помощью так называемого фоторобота. Ведущий делает из ткани собственную куклу большого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Для того чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов одной детали (глаза, брови, рот, др.). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. Выбранные черты наклеиваются на бумагу. К общению также побуждает и подбор имени для куклы. Следующим шагом в работе с детьми является придумывание истории. Ведущий: «Придумайте историю, которую кукла обязательно хотела бы рассказать, чтобы удивить окружающих. Если для вашего маленького спектакля необходимы другие персонажи, вы можете сделать еще одну или несколько куколок. Обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли. Ну, а если хочется поделиться секретом, то его лучше рассказать кому-нибудь «на ушко».

После этого каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. Кукла (без лица), если захочет, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос и т.д.

Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес у маленьких упрямцев, и они с удовольствием включаются в общение. И даже самые «закоренелые» молчуны сдаются, если говорить нужно в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т.п. Например, двум, трем желающим предлагают спрятаться за занавес. Затем

кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные пытаются отгадать, чей это голос.

Таким образом, создаются условия, побуждающие к общению, в том числе и тех детей, которые первоначально отказывались участвовать в вербальной коммуникации группы. У ребенка появляется возможность «подправить» ощущение неудовлетворенности собой, если оно возникло на занятии.

Билет 2

1. Проблемы целостности педагогического процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: