Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.




Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения.

Личностный характер обучения состоит в том, что: 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.

Важной характеристикой целостного процесса обучения является единство преподавания и учения. Обучение существует тогда и только тогда, когда два эти процесса осуществляются параллельно и связанно друг с другом.

Преподавание – обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, инструктирование, стимулирование, коррекцию и контроль.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это, прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

2. Психологическое просвещение как направление деятельности педагога-психолога.

Цель и задачи психологического просвещения. Формы психологического просвещения. Участие психолога в педагогических советах. Психологическое просвещение педагогов. Участие психолога в родительских собраниях. Индивидуальная работа с родителем. Взаимодействие педагога-психолога с родителями и педагогами.

Основная цель психологического просвещения – формирование и повышение психологической культуры детей, родителей, педагогов, администрации.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:
1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
2) информирование населения по вопросам психологического знания;
3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
4) профилактика дидактогений (ятрогений).

 

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией).

Средства психологического просвещения подразделяются на: 1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ); 2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок

Психологическая служба - это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие помощь участникам образовательного процесса.Этические принципы призваны обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; сохранение доверия между психологом и клиентом; укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в других странах мира. (Этический кодекс)
1. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности.
3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса.
4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследований.
5. ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫПСИХОЛОГИИ Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, руководствуясь принципом «не навреди».
7. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе (До 16 лет, согласие родителей).

9. ПРИНЦИП МОРАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ЭФФЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХОЛОГА Психолог должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно.

Наглядные формы психологического просвещения

Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как "Санитарный листок", "Санитарный бюллетень".В первую очередь они несут информационно-просветительную нагрузку и лишь во вторую способствуют оформлению интерьера кабинета.

Плакат, специальная витрина.

Памятка. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр.

Беседа - один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Виды беседы - сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты". Методика проведения беседы может быть разнообразной в зависимости от условий, опыта психолога, его знания проблемы, умения варьировать степень своего участия и участия слушателей.

Формы беседы также различны:

- рассказывает лектор и изредка обращается к слушателям (неактивная форма);

- объявляет проблему, вокруг которой будет идти обсуждение, слушатели высказывают свое мнение, при этом важно не только дать оценку (правильно или неправильно, хорошо или плохо), главное - обосновать свои доводы, только правильное обоснование может привести к самостоятельно сделанным правильным выводам;

- в процессе работы искусственно создается ситуация, допускающая категоричные возражения или одобрения, что вызывает активную и оперативную реакцию со стороны слушателей;

- по договоренности со слушателями с целью участия всех в обсуждении данной проблемы одна часть слушателей задает вопросы, другая отвечает, и наоборот;

- одна часть слушателей называет конкретные ситуации, другая часть обосновывает, насколько приведенные примеры ситуаций соответствуют проблеме или вопросу.

Беседу индивидуальную проводят в процессе работы с клиентом. Является она и эффективной формой реализации задач психологического просвещения в практической психологии образования. Собственно любое общение психолога с клиентом в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей выполняет функции просвещения. Обычно это не планируемый заранее формальный вариант психологического просвещения.

Тема беседы вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Главное требование к любому конкретному варианту беседы - соблюдение этико-педагогического такта.

Беседа групповая. В работе практического психолога образования такая беседа может быть осуществлена в классе на классных часах, на педагогическом совете или родительском собрании. Это уже планируемый вариант психологического общения психолога с группой клиентов (учащихся, родителей, педагогов и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: