Текст переведен по изданию: Bertholds und Bernolds Chroniken // Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters, Bd. 14. Darmstadt. 2002




Комментарии

177. 4 апреля 1081 г.

178. На Троицу 23 мая 1081 г.

179. В Оксенфурте 6 августа 1081 г.

180. Германа фон Сальм (ум. 1088 г. 28 сент.) – младшего сына Гизельберта, графа Люксембурга.

181. 10 августа 1081 г.

182. Хёхштадт-на-Айше – город в Баварии, между гг. Эрланген и Бамберг.

183. 26 декабря 1081 г.

184. Боницо – епископ Сутри в 1078? – 1086? гг.

185. Тиволи.

186. Отто фон Нортхайм. Он умер 11 января 1083 г.

187. 28 мая 1083 г.

188. 3 июня 1083 г.

189. Бернольд путает праздничное богослужение Виберта в соборе св. Петра (24 июня) с его интронизацией 24 марта 1084 г.

190. Хериберт – епископ Модены в 1056? – 1092? гг.

191. Константин – епископ Ареццо в 1063? – 1095? гг.

192. Гизульф II (ум. после 1088 г.) – князь Салерно в 1042 – 1076 гг.

193. См. Григорий VII, Регистр, IХ, 29.

194. В начале июля 1083 г.

195. По Ламберту один из самых влиятельных советников Генриха IV и один из тех пяти советников, которые были отлучены с 1073 по 1075 гг.

196. Т.е. Виберта.

197. Санта-Мария ди Форкасси, возле Сутри на Кассиевой дороге.

198. 11 ноября 1083 г.

199. Одо I – епископ Остии в 1080 – 1088 гг. С 1088 г. по 1099 г. – папа Урбан II.

200. Гуго – архиепископ Лионский в 1082 – 1106 гг., папский легат во Франции.

201. 20 – 22 ноября 1083 г.; см. Регистр, IХ, 35а.

202. Стефан I Святой (ум. 1038 г. 15 авг.) – король Венгрии в 1000 – 1038 гг. (в 997 – 1000 гг. – герцог).

203. Он был женат на Юдифи (Софье), сестре Генриха IV.

204. Владислав I (Ласло I) Святой (р. 1048 г. ум. 1095 г. 20 июня) – сын Белы I; король Венгрии в 1077 – 1095 гг.

205. Деяния, 1, 25.

206. 2 Петр, 2, 22.

207. Бернольд был монахом св. Власия (Блазия) с 1085 по 1091 гг.

208. Бернольд был монахом монастыря Всех Святых (Аллерхайлиген) в Шаффхаузене с 1091 г. и до самой смерти.

209. В Леонине, возле собора св. Петра.

210. Зигфрид II (ум. 1096 г. 11 мая) – епископ Аугсбурга в 1077 – 1096 гг. Сторонник императора.

211. Вигольд – епископ Аугсбурга в 1077 – 1088 гг. Сторонник папы.

212. 17 февраля 1084 г.

213. Матильда Фландрская. Она умерла 2 ноября 1083 г.

214. Юдифи (Софье).

215. 1 Кор., 7, 5.

216. Алексей I Комнин – император Византии в 1081 – 1118 гг.

217. Роберт Гвискар – норманнский герцог Апулии и Калабрии в 1059 – 1085 гг.

218. 21 марта 1084 г.

219. 31 марта 1084 г.

220. 29 июня 1084 г.

221. В битве при Сорбарии 2 июля 1084 г.

222. Эберхарда, епископа Пармы в 1072/74 – 1085 гг.

223. Бертольд фон Рейнфельден – сын Рудольфа, герцог Швабии в 1079 – 1090 гг.

224. В Майнце в начале октября 1084 г.

225. Вециль (Вецело) (ум. 1088 г. 8 авг.) – архиепископ Майнцский в 1084 – 1088 гг. Сторонник императора.

226. Пелагий I, Письмо к патрицию Иоанну (JK 983).

227. Иннокентий I, Письмо 17 (JK 303), гл. 3; Лев I, Письмо 156, гл. 5; Григорий I, Регистр, IV, 20.

228. 18 мая 1085 г.

229. 24 июня 1082 г.

230. См. Григорий VII, JL 5271.

231. Епископ Отто был отлучён от церкви ещё в 1080 г.

232. Гебхард III фон Церинген (ум. 1110 г. 12 окт.) – епископ Констанца в 1084 – 1110 гг.

233. 6 января 1085 г.

234. В Герштунгене.

235. 21 января 1085 г., или 20 января, согласно сообщению Анналиста Саксона и Магдебургских анналов.

236. См. Псевдоисидор, Вступление, гл. 6.

237. Удо (ум. 1114 г. 19 окт.) – епископ Хильдесхайма в 1079 – 1114 гг.

238. Дитрих II фон Катленбург.

239. 20 апреля 1085 г.

240. Гебхард фон Хельфенштейн (ум. 1088 г. 15 июня) – архиепископ Зальцбурга в 1060 – 1088 гг.

241. Гартвиг (ум. 1102 г. 17 июня) – архиепископ Магдебурга в 1079 – 1102 гг.

242. Адальберон фон Ламбах (ум. 1090 г. 6 окт.) – епископ Вюрцбурга в 1045 – 1088 гг. Активный сторонник папы Григория VII.

243. Адальберт II – епископ Вормсский в 1070 – 1107 гг.

244. Вигольд. См. выше, прим. 211.

245. Матфей, 10, 24.

246. Норберт фон Гогенварт (ум. 1088 г. 26 янв.) – епископ Кура в 1079 – 1088 гг.

247. Софьи.

248. Гуго Белый (ум. после 1098 г.) – кардинал-пресвитер св. Климента, а впоследствии кардинал-епископ Палестрины.

249. Иоанн II – епископ Порто в 1057? – 1089? гг.

250. Пётр II – кардинал-пресвитер св. Хрисогона, канцлер пап Александра II и Григория VII, а с 1084 г. – также антипапы Климента III.

251. Бурхард IV (ум. 1107 г. 12 апр.) – епископ Базеля в 1072 – 1107 гг.

252. Рюдигер фон Гусман (ум. 1090 г. 23 февр.) – епископ Шпейера в 1075 – 1090 гг.

253. На вторую неделю после Пасхи.

254. 2 Пар., 19, 6.

255. Деяния, 1, 25. – Имеется в виду их смерть.

256. Гандульф – епископ Реджо в 1065 – 1085 гг.

257. Тедальд (ум. 1085 г. 25 мая) – архиепископ Миланский в 1075 – 1085 гг.

258. Предположительно, один из вассалов маркграфини Матильды, которые отпали от неё в 1081 г.

259. Маркграф в Тоскане, которому Генрих IV пожаловал в 1081 г. Сполето и Камерино.

260. В Модене – Бенедикт (1085 – после 1107 гг.), в Реджо – Хериберт (1085 – 1092 гг.), а в Пистойе – Пётр (1085 – 1104? гг.).

261. Под руководством Экберта II, маркграфа Мейсенского.

262. Герман II (ум. 1083 г.) – пфальцграф Лотарингии, дядя Германа фон Сальма.

263. 5 апреля 1086 г.

264. 17 июля 1086 г.

265. 29 июня 1086 г.

266. С 6 июля по 11 августа 1086 г.

267. К Плейхфельду (на северо-восток от Вюрцбурга), где и произошла битва.

268. 11 августа 1086 г.

269. В 1081 г. в битве при Хёхштадте.

270. Гизельберт – аббат св. Власия в 1068 – 1086 гг.

271. Удо – аббат св. Власия в 1086 – 1100 гг.

272. Конрад фон Лютцельбург.

273. 28 февраля – 6 марта 1087 г.

274. Виктор III (Дезидерий) был римским папой с 24 мая 1086 г. по 16 сент. 1087 г. Аббатом Монтекассино, а также кардиналом-пресвитером св. Цецилии он был в 1058 – 1087 гг.

275. 9 мая 1087 г.

276. Т.е. «у Мучеников».

277. 6 октября 1087 г.

278. Алексея I Комнина.

279. Герман – епископ Пассау в 1085 – 1087 гг. Сторонник императора.

280. Альтман.

281. Он умер 16 сентября 1087 г. в Монтекассино.

282. Экберта II Брауншвейгского, который был маркграфом Мейсена в 1068 – 1090 гг.

БЕРНОЛЬД

ХРОНИКА

BERNOLDI CHRONICON

1088 г. Рождество Господне король Герман праздновал в Саксонии, где и граф Экберт дал знать, что стремится к королевской власти; но напрасно, ибо князья королевства не пожелали его поддержать, мало того, ещё теснее примкнули к господину королю.

Бертольд 283, выдающийся наставник, весьма сведущий в священном писании, в доброй старости и исполненный дней, отошёл к Господу 12 марта.

В эти же времена пизанцы, генуэзцы и многие другие из Италии вражески напали на африканского царя, язычника, и, разграбив его землю, самого его загнали в какое-то укрепление и заставили впредь платить дань апостольскому престолу.

Герцог Вельф отвоевал город Аугсбург 284, захватив похитителя тамошнего епископства Зигфрида. Гуго, граф Эгисхайма 285, вторгся в Эльзас, уже давно занятый врагами, и попытался отвоевать его для себя.

Жители Меца совершенно изгнали из города Бруно 286, похитителя этого престола, и под присягой подтвердили, что впредь не примут более никого, кроме законного пастыря 287, который в это время удерживался в плену в Тоскане.

В Саксонии благочестивой памяти Бурхард, епископ Хальберштадтский, весьма упорный в деле святого Петра, – увы! – был убит; но нет никакой разницы, лихорадка ли, меч ли отправляет нас к Господу. Отошёл же он к Господу 6 апреля.

А ересиарх Виберт всё ещё не перестал нападать на апостольский престол, да и император Генрих не желал прекращать его застарелую тиранию против верных святого Петра, которых, однако, не мог победить.

В Риме кардиналы-епископы и прочие католики из духовенства и народа 12 марта поставили 161-м папой Отто, епископа Остийского, замечательного и благочестием, и образованностью, и дали ему имя Урбан II 288; а тот на следующий день, отправив письма ко всем католикам, объявил всем о своём рукоположении и сообщил, что во всём будет следовать по стопам своего предшественника, благочестивой памяти папы Григория.

Вигольд, епископ Аугсбургский, после отвоевания своего города и пленения лжеепископа Зигфрида, который его сверг, окончил свои дни 289. Хециль, вернейший вассал святого Петра и фогт монастыря Пресвятой Марии в Рейхенау, построил в собственном владении монастырь в честь святого Георгия, в котором и сам, наконец, став монахом, отошёл к Господу 1 июня.

В это время один ученик ересиарха Виберта, а именно, лжеепископ Вормсский 290, который занял этого престол не посвящённый, но проклятый раскольниками, образумился, наконец, и, вернувшись к католической церкви, оставил епископство и предался покаянию в монастыре Хиршау. Точно так же, как и другой ученик этого Виберта, я имею в виду лжеепископа Мецкого 291, который ещё три года назад, движимый раскаянием, оставил [своё] епископство, которое тут же не менее святотатственно занял Бруно, о котором мы упоминали выше. Ибо он вступил в должность при помощи раскольников, в то время как ещё жив был законный пастырь этого престола Герман, который предпочёл скорее католически удерживаться в плену, чем почитаться епископом в расколе.

Гебхард, достопочтенной памяти архиепископ Зальцбургский, выдающийся в деле святого Петра, который имел обыкновение публично громить раскольников и словесно, и письменно, был унесён из этого мира 15 июня, оставив католиков в великой печали. Бернгард, учитель школы в Констанце, образованнейший муж, весьма горячий в деле святого Петра, отошёл к Господу в Саксонии в монашеском звании. Лжеепископы Вецело Майнцский 292 и Мейнхард Вюрцбургский 293, выдающиеся среди раскольников образованностью и заблуждением, несчастным, но не достойным сожаления образом ушли в своё место без церковного причастия.

Саксы, отпав от верности святого Петра, вновь приняли Генриха, от которого многократно отрекались; из-за этого Герман, католический король, ушёл от них в Лотарингию; там малое время спустя он вступил на путь всякой плоти 294 в 1088 году от воплощения Господнего, в 7-й год своего правления, 12-го индикта, и был с честью погребён в своей отчизне, в Меце.

Саксы вновь восстали против Генриха по наущению маркграфа Экберта и, отняв у него королевские инсигнии, заставили его постыдно бежать, бросив осаду одного укрепления 295 на какой-то горе; там в ходе двухдневной осады они принуждали его к признанию отлучения и к поискам примирения. Итак, добившись мира на этих условиях, он удалился, но не отступил от обычной тирании.

Эккехард, аббат Рейхенау, хотя и не слишком благочестивый, но под конец всё же, как говорят, живший весьма похвально, окончил свои дни 296; ему наследовал Ульрих 297.

1089 г. В канун Рождества Господнего маркграф Экберт, укреплённый некоторыми духовными лицами, вместе с немногими рыцарями мужественно напал на Генриха и всё его войско и заставили его обратиться в весьма постыдное бегство, бросив осаду одной его крепости, где тот собирался праздновать Рождество. В ходе этого нападения со стороны Генриха в плен были взяты Лиемар, архиепископ Бременский, и граф Бертольд, а Лозаннский не столько епископ 298, сколько антихрист, который хотел храбро сражаться, был убит. Сам же Генрих, потеряв королевские инсигнии, едва вырвался из рук преследователей; бежав таким образом, он, наконец, добрался до Бамберга в Тюрингии и там был вынужден без всякой славы отмечать праздник. А маркграф Экберт, почти бескровно овладев своей крепостью и вражеским лагерем, а многих также захватив в плен и убив, не переставал возносить благодарность Богу и святому Петру, постановив впредь примкнуть к ним с ещё более чистой верностью.

Герман, епископ Мецкий и католик, после долгого плена вернулся в своё епископство и был многими охотно принят; Бруно же, безрассудного похитителя этого епископства, все презирали. Ведь самому Генриху он был сильно не по нраву за свои постыднейшие нравы, хотя тот и продал ему некогда это епископство. Итак, под давлением этой необходимости названный Бруно был вынужден оставить епископство и уйти обратно в католическую партию, к своему отцу, графу Адальберту 299.

Господин папа Урбан находился в эти времена в Риме, на острове, который расположен между двумя мостами; 18 апреля он направил достопочтенному Гебхарду, епископу Констанцскому, декреталию, в которой жаловал ему епископскую власть над духовенством и народом острова Рейхенау, кроме монахов, и предоставил также право ставить там от его лица аббата; он должен был также заботиться о назначении епископов в Аугсбург и Хур. Он, собственно, во всей Швабии, Баварии, Саксонии и других соседних областях передал названному епископу и достопочтенному Альтману, епископу Пассау, свои полномочия, чтобы подлежащие осуждению назначения они осуждали, а подлежащие одобрению одобряли. Приговор об анафеме, вынесенный его предшественником, папой Григорием, он также подтвердил с тем различием, чтобы на первом месте считать преданным анафеме Равеннского ересиарха вместе с королём Генрихом; на втором месте, их приверженцев, которые содействовали им оружием, деньгами, советом и послушанием, а также получили от них или от их сторонников церковные должности или звания; на третьем же месте он поместил тех, кто вступал с ними в общение, и, хотя не отлучил их от церкви, но заявил, что они настолько запятнали себя недозволенным общением, что не должны быть приняты обратно в католическое сообщество без разрешения и покаяния; а именно, все, которые общались с отлучёнными посредством приветствия, поцелуя, беседы, совместной трапезы и даже не ведая того. Поставленным же в отлучении, но рукоположенным некогда епископами католически, а не посредством симонии, он разрешил остаться в полученном чине без возведения в сан, если этого, по-видимому, настоятельно требует их честность и церковная выгода. Некоторым он разрешал также быть возведёнными в ещё большие чины, но очень редко и по величайшей необходимости.

А ересиарх Виберт и его приверженцы на стороне их короля Генриха не переставали совершать проклятые назначения и жаловали их своим сторонникам только за очень большие деньги. Вследствие этого зло отлучения настолько распространилось в это время, что католикам едва удавалось остаться незапятнанными от общения с ними. В германских землях в католическом общении оставались четыре епископа, а именно, Вюрцбургский, Пассауский, Вормсский и Констанцский, а также Мецкий епископ, и прочие католики при их ободрении с самого начала противостояли раскольникам.

Гуго, граф фон Эгисхайм, неутомимый вассал святого Петра, но чересчур доверявший лжеепископу Страсбургскому 300, был убит 4 сентября слугами этого епископа в его спальне, после того как расположился на ночь вместе с ним. Боницо, благочестивой памяти епископ Сутрийский, но уже давно изгнанный оттуда из-за верности святому Петру, был, наконец, после многих пленений, мучений и изгнаний принят католиками Пьяченцы в качестве епископа; но раскольники этого места увенчали его мученичеством, после того как выкололи ему глаза и отрубили почти все члены 301.

В Швабии граф Отто 302, бесстыднейший прелюбодей, отлучённый за прелюбодеяние Констанцским епископом, был самым постыдным образом обезглавлен по Божьему приговору вассалами графа Людвига 303, с чьей женой он при его жизни сочетался публичным браком самым нечестивым образом. Его люди похоронили его в монастыре, построенном в его имении 304, но [его тело] по приказу епископа Констанцского было выброшено оттуда и, как записано, обречено на ослиное погребение 305. Его вассалы также растащили его богатства, и как аллодом его, так и феодом завладели не его наследники, но чужаки, согласно тому, что предсказано в проклятиях Иуды: «И чужие да расхитят труды его» 306. Так во всяком случае он и после своей смерти и в погребении, и в расхищении своих богатств самым очевидным образом показал, сколь действенен приговор об отлучении, который он получил.

В Италии благороднейшая герцогиня Матильда, дочь маркграфа Бонифация и вдова герцога Готфрида, выходит замуж за герцога Вельфа 307, сына герцога Вельфа, не столько из-за невоздержанности, сколько ради послушания римскому понтифику, а именно, чтобы тем сильнее можно было помогать святой римской церкви против раскольников. А те тут же решили напасть на её мужа; но, поскольку они не могли ему противостоять, то благодаря посредничеству его супруги добились от него перемирия до самой Пасхи 308. Названный король Генрих сильно печалился по поводу этого брака; вновь предприняв поход в Саксонию, он был вынужден вернуться без всякой чести.

Пётр, благочестивой памяти епископ Альбанский, весьма ревностный в деле святого Петра, отошёл к Господу 309. Он – тот Пётр, который посредством испытания огнём доказал, что Пётр из Павии, похититель Флорентийского епископства, виновен в симонии, вследствие чего святая церковь впредь называла его «Огненным». Ибо он, уверенно войдя в огромный костёр, прошёл сквозь него без всякого вреда, так что хоть пламя и развевало его одежды, оно всё же никоим образом не повредило ни им, ни ему самому. Вследствие этого названный Пётр из Павии был низложен папой Александром, а второй Пётр, тогда монах беднейшего монастыря, возведён в епископы Альбано. Ибо он был такой святости, твёрдости и веры, что с ним в его время вряд ли кто мог сравниться. Итак, уйдя из этой жизни, он оставил католиков в великой печали.

Господин папа Урбан созвал генеральный собор 115 епископов 310 и апостольской властью утвердил церковные установления своих предшественников. А ересиарх Виберт был постыдно изгнан римлянами и вынужден под присягой обещать, что не посмеет более занимать апостольский престол 311. Но долговременный раздор в королевстве между католиками и раскольниками начал уже мало по малу сходить на нет, так что они считали уже более разумным не вести между собой войну, но заключить мир. Поэтому герцоги и графы, верные святому Петру, провели переговоры с Генрихом и самым твёрдым образом обещали ему свою помощь и поддержку в обретении престола, если он решится оставить ересиарха Виберта и посредством католического пастыря вернуться в церковное общение. Он сам, правда, не слишком возражал против этого условия, если бы с ним в этом пожелали согласиться его князья, а именно, епископы, которые не сомневались, что их должны будут низложить вместе с Вибертом, так как они на его стороне получили посвящение, вернее проклятие. Итак, они со своей стороны решительно отговорили его от того, чтобы примириться со святой матерью церковью.

Господин папа через своих легатов снял отлучение с императора Константинопольского 312; он также получил письмо Филиппа 313, короля Франции, обещавшего ему должное подчинение.

1090 г. В Баварии верные святого Петра обрели уже такую силу против раскольников, что поставили в Зальцбургском архиепископстве католического архиепископа 314; благочестивейший епископ Пассау и легат папы Урбана тут же торжественно посвятил его вместе с епископами Вюрцбургским и Фрейзингским 315.

Герман, благочестивой памяти епископ Мецкий, и Бертольд, герцог Швабии, в мае месяце окончили свои дни в верности святому Петру 316, оставив католиков в великой печали, а раскольников – в радости. Сестра названного герцога, королева Венгрии, также умерла в этом месяце 317. Со стороны же отлучённых внезапной смертью унесён был Лиутольд 318, герцог Каринтии, как раз после того как он вопреки божеским и человеческим законам развёлся с первой женой и женился на другой, в то время как ересиарх Виберт позволил ему это. Также Экберт, маркграф из Саксонии, весьма деятельный в деле святого Петра, в результате коварства аббатисы Кведлинбурга 319, а именно, сестры Генриха, был, как говорят, убит из засады 320.

Около Троицы 321 господин папа Урбан вместе с епископами из разных провинций собрал через своих легатов в городе Тулузе генеральный собор и исправил там многое в церковных делах, что требовало исправления. На этом соборе епископ Тулузский 322 канонически очистился от предъявленных обвинений, и было назначено посольство для восстановления христианства в городе Толедо, поскольку об этом просил испанский король 323.

Вельф, герцог Италии, претерпел от короля Генриха, вступившего в этом году в Ломбардию, множество поджогов и грабежей; но по призыву госпожи Матильды, своей дражайшей супруги, он старался мужественно противостоять этому Генриху и оставаться в верности святому Петру.

В этом году сильный голод внезапно поразил многие области, хотя этому отнюдь не предшествовало сильное бесплодие почвы.

Адальберон, достопочтенной памяти епископ Вюрцбургский, один из старейших епископов, весьма решительный в деле святого Петра против Виберта и его сторонников, после многих опасностей, гонений и изгнаний, который весьма охотно претерпел ради Христа, в добром исповедании окончил свои дни в своём имении, что зовётся Ламбах 324.

1091 г. Господин папа в это время находился в пределах Кампании и с должным уважением почитался всеми католиками, а именно, императором Константинопольским, Филиппом, королём Франции, и другими как церковными, так и светскими князьями из разных стран, за исключением [князей] в Германском королевстве, где многие из католиков, ослеплённые жадностью, добровольно перешли на сторону отлучённых. Римляне также, хитростью взяв башню Кресценция 325, которая до этого времени подчинялась господину папе, попытались её разрушить. Но господин папа легко мог бы вступить с войском в Рим и укротить дерзость мятежников, если бы не предпочитал вести своё дело скорее с кротостью.

В это же время жители Мантуи, вот уже год как связанные долговременной осадой со стороны короля Генриха, отпали от своего господина, герцога Вельфа, и передали себя и свой город своему разорителю 326. Также римляне вновь разрешили ересиарху Виберту, которого уже давно изгнали, вступить в Рим и тревожить святую церковь своими не благословениями, но проклятиями.

Капуанцы изгнали из Капуи норманнов, которым уже долгое время подчинялись при очень многих папах и королях 327. По этой причине норманны повсеместно разоряли их грабежами и пожарами до самых городских стен.

Господин папа Урбан собрал в Беневенте генеральный собор 328 и соборным решением утвердил приговор об анафеме против ересиарха Виберта и всех его приверженцев.

Фридрих 329, граф и маркграф, почил в Господе 29 июня.

Вильгельм 330, благочестивой памяти аббат Хиршау, весьма ревностный в деле святого Петра и усерднейший в монашеском благочестии, ибо был отцом многих монастырей, 5 июля отошёл к Господу. Сперва он как в постройках, так и в уставной дисциплине удивительным образом возвысил монастырь в Хиршау и навсегда освободил его при папе Григории привилегией апостольского престола. Он также построил повсюду заново множество монастырей, а именно, два в Шварцвальде: один – святого Георгия 331, другой – святого Григория 332; также ещё один близ Цвифальтена 333 на Дунае; и ещё один в Вюрцбургском епископстве, в месте под названием Комбург. Также монастыри в Шаффхаузене и Петерсхаузене, уже давно построенные на берегу Рейна, он снабдил уставной дисциплиной. Но и множество других монастырей в разных областях он как лично, так и через подчинённых ему лиц или построил заново, или снабдил уставной дисциплиной уже построенные. Он также оставил нам множество памятников своего природного дарования. Так, на примере небесного полушария он изобрёл естественные часы; посредством ясных опытов показал, как находить природные солнцестояния или равноденствия и положение мира; всё это также позаботился изложить на бумаге один его доверенный человек; многие вопросы по поводу счёта он также разъяснил самым прекрасным образом. Он был весьма опытен в музыке и разъяснил множество тонкостей этого искусства, неизвестных древним наставникам, а также выявил в песнях множество ошибок и довольно разумно и искусно их исправил. В квадривиуме 334 же он, казалось, превзошёл почти всех древних. Но всё это перекрывало в нём стремление к монашеской строгости, в которой он настолько усердствовал, как если бы никогда не имел стремления ни к чему иному. Ибо он был [мужем] удивительной святости, святой простоты, весьма горячей любви, живой для Бога и воистину распятый для мира, и Господь, которому он с неустанным трудом служил в этом странствии с самой юности, в доброй старости отозвал его в вечную отчизну.

Бернгард, учитель школы в Констанце, о смерти которого мы упоминали выше 335, оставил нам множество памятников своего дарования и весьма изящно написал в своё время многое в защиту католиков и против раскольников, а именно, сперва к некоторым своим друзьям о приговоре папы Григория VII по поводу раскольников и о присвоенном причастии вне церкви 336. А затем также от лица святой церкви он весьма красноречиво составил для достопочтенного Гартвига, епископа Магдебургского, об этом деле большую книгу, в которой на основании свидетельств святых отцов мудро опроверг все коварные измышления этих раскольников 337. Замечено всё же, что в этих текстах он, движимый чрезмерным рвением, кое-где вышел за рамки меры, а именно, там, где ведёт речь о причастии раскольников. Ибо он решительно отрицает возможность совершения причащения ими или теми, кто вступал с ними в общение, так что полагает, что рукоположенных ими, если они образумятся, следует вновь рукополагать в сан. Но это противоречит святейшему Никейскому собору, а равно и достопочтенному евангелию, которое предписывает принимать обратно обращённых из новатиан клириков вместе с [их] чином, а не рукополагать их вторично 338. То же самое, как можно прочесть, постановили африканские отцы по поводу клириков, обращённых из донатистов 339. Также блаженный папа Григорий I принял обратно отлучённого и посвящённого отлучёнными лжеепископа Салонского Максима вместе с [его] чином и не посвящал его вторично 340. Они, конечно, ни в коем случае этого бы не сделали, если бы полагали, что те не получали никакого таинства рукоположения вне церкви. Также блаженный папа Анастасий в письме императору Анастасию утверждает, что рукоположенных Акакием, хотя тот и был предан анафеме, не постиг ни малейший ущерб в том, что касается истинности причастия 341. Также блаженный Августин во многих своих сочинениях и, особенно, в книге о крещении против донатистов неопровержимо доказывает, что церковное причастие может приниматься и даваться вне церкви, но это опасно и для дающего, и для принимающего 342. Мы же вкратце коснулись этого, чтобы сделать читателя более осторожным в названных сочинениях, чтобы он не соглашался слишком поспешно с каким-либо мнением, которое, как он обнаруживает, противоречит столь достоверным утверждениям святых отцов. Впрочем, если кто желает знать об этом более подробно, пусть внимательно прочтёт сочинение одного автора 343, направленное названному Бернгарду по этому вопросу, и в нём на основании свидетельств святых отцов самым очевидным образом узнает, что по мнению святых отцов следует думать по этому вопросу. Однако, названный достопочтенный Бернгард в этом, также как и блаженный Киприан в вопросе о повторном крещении, отнюдь не действовали упорно против церкви, но и тот, и другой, пылая излишней ревностью против раскольников, просто несколько вышли за рамки церковной догмы.

Альтман, святой памяти епископ Пассау, усерднейший в деле святого Петра и в церковном благочестии, после многих опасностей, мучений и изгнаний, которые он перенёс ради Христа, в доброй старости отошёл к Господу 8 августа. Он учредил в своём епископстве три обители клириков, живших совместно по уставу святого Августина 344, и построил при помощи своих клириков третью 345 обитель в Фрейзингском епископстве во владении герцога Вельфа, снабдив её уставной дисциплиной. Он был такой святости, воздержания и благочестия, что пользовался уважением и любовью у достопочтеннейшего папы Григория и у святого епископа Луккского, более того, у всех благочестивых людей, раскольникам же и преступникам был ненавистен и страшен. Поэтому своей смертью он добрых людей оставил в великой печали, а злых – в великой радости.

Вельф, герцог Баварии, пришёл в августе месяце в Ломбардию, чтобы примириться с королём Генрихом 346, если тот пожелает допустить, чтобы по поводу апостольского престола, захваченного ересиархом Вибертом, было принято каноническое решение, а также если он захочет вернуть этому герцогу, его сыну Вельфу и прочим их сторонникам их имущества, которые были у них незаконно отобраны. Но тот не пожелал выполнить это условие, вследствие чего герцог не замедлил вернуться в Швабию. Многие из швабов, однако, примирились с королём Генрихом и тем самым навлекли не себя общее с Генрихом отлучение апостольского престола. Герцог же вновь возбудил многих против Генриха и его сторонников, чтобы они решили также избрать нового короля, если или злоба некоторых людей не помешает им в этом.

В эти времена в Германском королевстве во многих местах процветала совместная жизнь, причём не только у клириков и монахов, живших весьма благочестиво, но и у мирян, весьма благоговейно жертвовавших для этой совместной жизни себя и своё добро, которые хотя, казалось, и не были по одеянию ни клириками, ни монахами, но, как полагают, не уступали им в заслугах. Ибо они делались их слугами во имя Господа, подражая Ему, который пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы самому послужить 347, и который учил своих последователей добиваться возвышения путём совершения служения. Ведь они отреклись от мира и весьма благоговейно внесли себя и своё добро в общины живущих по уставу как клириков, так и монахов, чтобы жить сообща в послушании им и заслужить право служить им. Поэтому дьявольская злоба возбудила против честнейшего образа жизни этих братьев некоторых завистников, которые грызли их жизнь зловредным зубом, хотя и видели, что те живут сообща по подобию первоначальной церкви. По этой причине господин папа Урбан утвердил их образ жизни, насаженный самими апостолами и весьма широко распространённый их преемниками, апостольской властью своего декрета и позаботился сообщить этот декрет главам этих братьев в таких словах: «Мы приняли некоторых людей, осуждающих обычай ваших монастырей, по которому вы принимаете мирян, отказавшихся от мира и посвятивших себя и своё добро совместной жизни, чтобы управлять ими в послушании. Мы же, сочтя этот образ жизни и обычай, как мы это видим нашими глазами, похвальным и тем более достойным вечного образа жизни, что он запечатлён в форме первоначальной церкви, одобряем его, называем святым и католическим и настоящим письмом утверждаем его апостольской властью» 348. Однако, несметное множество не только мужчин, но и женщин обратилось в те времена к такого рода жизни, чтобы жить совместно в послушании клирикам или монахам и по обыкновению служанок весьма благоговейно оказывать им долг ежедневной службы. В этих деревнях бесчисленные крестьянские дочери старались отказаться также от брака и мира и жить в послушании какому-либо священнику. Но и вступившие в брак, тем не менее, не переставали жить благочестиво и с величайшим благоговением оказывать послушание монахам. Такого рода усердие надлежащим образом процветало повсюду главным образом в Швабии; в этой провинции также многие деревни целиком предались благочестию и непрерывно старались превзойти друг друга святостью нравов. Таким образом Бог соизволил удивительным образом утешить в это опаснейшее время свою святую церковь, чтобы она, которая уже долгое время не переставала горевать по поводу отступничества отлучённых, радовалась теперь по поводу обращения очень многих.

В немецких землях шёл дождь в виде мяса с кровью, и жабы вместе с рыбами падали с неба, так что это видели, по их словам, многие достойные мужи. В Швабии близ Цвифальтена на Дунае видели, как кровь текла из хлебов; всё это предвещало некие новшества в королевство, как полагали очень многие благочестивые люди.

Юдифь 349, благочестивой памяти маркграфиня, благородная родом, но ещё более благородная святостью, некогда жена благочестивейшего маркграфа Германа, отошла к Господу 27 сентября. Ведь она благочестиво жила со своим мужем, а после его смерти 19 лет оставалась во вдовстве и святом образе жизни. Наконец, она прибыла к господину папе в Салерно и там скончалась в послушании ему.

Адельгейда 350, графиня Туринская, умерла 19 декабря.

1092 г. Рождество Господне господин папа праздновал в земле святого Петра за стенами Рима. Ибо ересиарх Виберт так укрепился возле собора святого Петра, что без пролития человеческой крови его нелегко было бы изгнать оттуда. Также Генрих, его император, уже два года находился в Ломбардии, и не переставал там всюду грабежом, огнём и мечом опустошать землю итальянского герцога Вельфа, чтобы заставить этого герцога и его мудрейшую жену 351 отпасть от верности святому Петру и примкнуть к нему; но напрасно. Ибо герцог упорствовал в своём мнении и довольно мужественно ему противостоял. Но и отец этого герцога, Вельф, герцог Баварии, удивительным образом разбил этого Генриха перед ближайшим Рождеством Господним и помешал ему явиться на переговоры, о которых условились этот Генрих и король Венгрии и на которые они уже почти что собрались.

В Швабии некий мирянин 352, исповедуя совместную жизнь по обычаю апостолов, отдал себя и своё добро в монастырь Святого Спасителя 353 и долгое время оказывал там должное послушание, но [затем] внезапно стал отступником и не побоялся святотатственно уйти из названного монастыря и забрать оттуда своё добро. По этой причине господин папа Урбан, отправив письмо 354 достопочтенному Гебхарду, епископу Констанцскому, распорядился апостольской властью, чтобы тот канонически призвал этого отступника и совершенно отсёк его мечом анафемы от членов Христовых, если тот по быстрому не образумится и не отстанет от этого отступничества и святотатства.

Князья Швабии вновь единодушно собрались для защиты матери святой церкви против раскольников 355, и для выполнения этого дела поставили герцогом всей Швабии Бертольда 356, брата Констанцского епископа, который ещё не владел никаким герцогством, хотя уже давно имел обыкновение носить титул герцога.

Всю Саксонию охватил великий голод, который и князей этой провинции вынудил в этом году на время уйти в другие земли. Из-за этого так и не смог состояться генеральный съезд, который князья Швабии хотели провести вместе с саксами.

В Ломбардии Конрад 357, сын короля Генриха, захватил земли Адельгейды, графини Туринской 358, которыми должен был завладеть внук 359 этой г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: