Нормативно-правовые механизмы регулирования конфликтов интересов на государственной службе.




Вопрос

Этика влияния

Этические вопросы сложны, и ответы на них в какой — то степени зависят от субъективных мнений. Но многие согласились бы, что по крайней мере три качества можно считать признаками неэтичности методики оказания влияния (не говоря о принуждении с помощью физической силы, которое не относится к теме этой книги). В целом метод оказания влияния можно считать неэтичным, если 1) он основан на обмане, 2) не позволяет «мишени» ознакомиться с сообщениями противоположного содержания или 3) нечестно препятствует оказанию сопротивления влиянию.

Обман в основе влияния. Продавец предлагает покупателю низкую цену, по которой он вовсе не намерен продавать машину, и получает от него обещание заключить сделку, а затем использует это обещание для того, чтобы вынудить покупателя согласиться на пересмотренную, более высокую цену. Если нет лжи, то нет и метода. (Не обманешь — не продашь.) Точно так же использование подпороговых стимулов связано с обманом и, следовательно, неэтично тогда, когда оно сохраняется в тайне. Однако вполне возможно, что подпороговые стимулы могут оказывать влияние даже в том случае, когда открыто заявляется об их присутствии — например, в телевизионных рекламных роликах, в осознаваемом содержании которых со всей очевидностью просматривается намерение убедить. При таких обстоятельствах можно утверждать, что подпороговые стимулы могут «выдержать» хотя бы один этап проверки на этичность — тест на наличие обмана. Как их присутствие, так и убеждающая цель сообщения в этом случае открыто признаются.

Представление односторонней точки зрения. Критерий «отрицания другой стороны» сам по себе практически неприменим ни к одной методике оказания влияния с использованием сублиминального воздействия. Скорее, он имеет отношение к более общему случаю, когда агент влияния обладает возможностями и властью, необходимыми для того, чтобы осуществлять цензуру и ограничивать свободу доступа к альтернативным взглядам (как в тоталитарных государствах). Если окружающая среда заполнена сообщениями от обеих сторон, то согласно упомянутому критерию одностороннее подпороговое сообщение не кажется неэтичным.

Препятствия для защиты. Считается неэтичным, если процедура оказания влияния каким — либо образом лишает людей возможности защитить себя, мотивации или способности спорить или просто удалиться. Этого можно достичь, лишив людей сна и пищи, как делают при вовлечении в некоторые религиозные секты и в лагерях военнопленных. Волю и способность к защите можно также сломить чисто психологическими средствами: отвлекая внимание и запутывая человека. В главе 8 мы увидим красочный пример того, как можно чинить препятствия защите, когда будем обсуждать, как полицейские иногда принуждают невиновных подозреваемых сознаться в преступлениях. Или мишени влияния можно сделать беззащитными, используя для оказания влияния стимулы, которые действуют так, что «мишень» этого не осознает.Именно этот аспект сублиминального влияния можно рассматривать как крайне неэтичный.

Проблемы регулирования лоббистской деятельности В современном российском обществе представления лоббизма ограничиваются в социальном аспекте, без придания ему правового характера, т. е. образования системы норм, регулирующих однородные отношения, - правовой формой институционализации. Причиной тому является отсутствие системного комплекса норм о лоббировании - совокупности действий (процесса) по совершению лоббистских актов. Таким путем, процессом лоббизма является лоббирование, и лоббирование как содержательная сторона рассматриваемого феномена подлежит правовому регулированию. Лоббирование как политико-правовое явление представляет собой процесс действия заинтересованных лиц по преодолению законодательных, административных, правоприменительных барьеров или общественного интереса по тому или иному вопросу в целях реализации своих собственных интересов либо интересов третьих лиц посредством воздействия на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц при разрешении этого вопроса. На данный момент существуют предпосылки превращения лоббирования в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения, т. е. для институционализации. На сегодняшний день правовые основы осуществления лоббистской деятельности в России предусмотрены:

- Конституцией РФ

- Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Сюда же можно отнести антикоррупционный пакет законов и подзаконных нормативных актов.

Вопрос 17

Главные способы повышения этического уровня государственных служащих:

повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей государственных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;

усовершенствование системы подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения;

Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на государственной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

Для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе, которые включают следующее:

разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Вопрос 18

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Нормативно-правовые механизмы регулирования конфликтов интересов на государственной службе.

Институт конфликта интересов имеет исключительное значение в каждой сфере правоприменения, где уполномоченные лица выражают интересы других лиц посредством юридически значимых действий. В одних случаях это могут быть интересы частных лиц, организаций, в других – интересы всех граждан. В государственной гражданской службе – это интересы конституционного законодателя Российской Федерации, ее многонационального народа и его государства.

Статья 19 Федерального закона от 27июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе» основана на следующих принципах:

-обязанность гражданского служащего информировать представителя нанимателя о возникшем или потенциальном конфликте интересов;

-обязанность представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

-рассмотрение проблем, связанных с соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями;

-участие в работе таких комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее ј от общего числа членов комиссии);

-единообразие правил деятельности комиссий, положение о которых утверждается Указом Президента РФ.

Вопрос 19

Этический кодекс государственного и муниципального служащего – это свод общих принципов и правил, определяющих ценностные основания поведения, выбора и принятия решений в процессе выполнения чиновником своих профессиональных и должностных обязанностей, а также служащих ориентиром и критерием разрешения конфликтов. Он призван регулировать процесс принятия решений в условиях конфликта не только интересов, но и ценностей. Его главное назначение – ориентировать на идеалы, а не на страх наказания. Он не должен навязываться сверху как директива. Этический кодекс действует тогда, когда другие механизмы и регуляторы "не дотягиваются" до человека. И напротив, правовая сверхурегулированность, преобладание запретных регуляторов возникают тогда, когда этические нормы внедряются "на всякий случай", чтобы рассеять подозрения в неэтичном поведении, а вовсе не для обеспечения высоких этических стандартов в аппарате государственного и муниципального управления.

Разработка: этический кодекс государственной и муниципальной службы не должен уподобляться правовому или административному документу. Необходимость и обязательность выполнения заложенных в нем норм и положений должны быть основаны на добровольном соглашении-договоре между служащим и государственным или муниципальным органом, в котором он служит. При этом, как считают специалисты, ни администрация, ни, тем более, правовые органы, не должны брать на себя функции реализации моральных предписаний и решать этические споры.

В то же время совершенно очевидно, что внедрение этического кодекса в деятельность служащих аппарата государственного и муниципального управления не может произойти автоматически, само собой. Для этого необходимы определенный механизм и определенные структуры, проверяющие и контролирующие соблюдение норм и положений этического кодекса.

Прежде всего, нужна определенная процедура " принятия " кодекса конкретным работником государственного и муниципального учреждения, будет ли это письменное обязательство соблюдать его требования или устное согласие с его положениями.

Такая процедура уже давно существует во многих частных компаниях, рассматривающих кодексы этики как обязательное дополнение к трудовым контрактам. Обычно такие компании предлагают новым сотрудникам, поступающим на службу, ознакомиться с содержанием этического кодекса дайной компании, экземпляр которого выдается каждому сотруднику, и подписать заявление по установленной форме, в котором сотрудник подтверждает знание основных положений кодекса и свое согласие их выполнять. Отдел кадров компании оформляет такие заявления каждого из сотрудников, принимаемых на работу, и хранит их в соответствующих личных делах.

Руководство компании следит, чтобы каждый сотрудник был проинформирован о том, что нарушение кодекса рассматривается как серьезное нарушение сотрудником своих должностных обязанностей. Выполнение положений этического кодекса отражается в характеристике на каждого сотрудника.

Однако само по себе принятие основных положений этического кодекса и согласие его соблюдать, как правило, еще не гарантирует его выполнения. Поэтому большое значение имеет контроль за соблюдением кодекса, который включает в себя ответственность должностных лиц, информацию о нарушениях кодекса, проверку выполнения его положений, расследование случаев его нарушений и наложение соответствующих санкций. При этом очень важно, чтобы сотрудник, нарушивший кодекс, в любом случае имел возможность оправдаться и защитить себя, прежде чем на него будут наложены дисциплинарные взыскания.

 

Вопрос 20

Служебная этика гос. служащего:

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: