1. Из всех существующих, самым признанным считается первый тип - «харизматичный лидер». Этот управленец стремится вывести предприятие на новый уровень развития и внедрить новейшие технологии в производство.
2. Второй психологический тип руководителя - «дипломат». Это компетентный, доброжелательный, спокойный, уравновешенный начальник, предпочитающий вести коллективную деятельность. Под таким руководством стремитесь поддерживать командный дух.
3. Третий тип руководителя – «гуманист». Такой директор воспринимает родной коллектив не как рабочий персонал, а скорее, как большую и дружную семью.
4. Четвертый психологический тип руководителя - «демократ». Для этого начальника важно установить доверительные отношения с персоналом и разделять с ним ответственность за работу и успех компании.
5. Последний из основных типов руководителей – «бюрократ». Это типичный начальник, приказы которого не обсуждаются и исполняются без размышлений.
Методы в развития профессионально значимых личностных качеств:
-анализ профессионального опыта;
-метод самооценки и самокритики;
-метод психологического портрета;
-административные методы;
-мотивационный метод.
Вопрос 23
Управленческая культура
Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.
Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства.
Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.
|
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры.
Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.
Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин
"управленческая культура" употребляется для характеристики организационно- технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.
Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером: а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм; б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль; в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; г) экономические нормы
- регулируют экономическую деятельность организации.
|
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.
Вопрос 24
Главные требования к этике управления:
· стремление превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения;
· при возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, выявление ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками;
· При невыполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично;
|
· замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Делайте ваши замечания один на один;
· критика действий и поступков, а не личности человека;
· укрепление у подчиненного чувства собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не нужно лениться лишний раз похвалить сотрудника;
· привилегии, применяемые к руководителю, должны распространяться и на других членов коллектива;
· доверие сотрудникам и признание собственных ошибок в работе;
· отношение к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками;
· соблюдение принципа распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;
· выбор правильной формы распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора:
1. ситуацию, наличие времени для нюансов;
2. личность подчиненного: кто перед вами – добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.
Вопрос 25