Места, где эксгумируются останки, или изымаются наиболее значимые находки, следует фотографировать. К каждому протоколу эксгумации должны прилагаться фототаблицы.
При проведении полевых эксгумационных работ применяется только цифровая фотография.
Фото-видео фиксация работ должна идти постоянно. Фиксируются все этапы работ, так как в любой момент может быть выявлена существенная информация.
Для максимальной информативности, а также индивидуализации фотографий необходим следующий инструмент:
— мерные линейки длиной 0,5 и 1 м с ценой деления 10 см (данные линейки легко изготовить самостоятельно);
— указатель направления на север;
— рулетка длиной 50 — 100 м.;
— угольник с черно-белыми делениями ценой 10 см.;
— пластиковые бирки для маркировки;
— доска с азбукой для оформления подписей к фотографиям (найти азбуку не сложно в любом детском магазине в отделе развивающих игрушек — магнитная азбука для детей, или азбука — лого);
— криминалистические линейки.
Фотосъемка обеспечивает полноту фиксации всех предметов и обстановки на месте работ. Фиксация осуществляется путем применения специальных способов фотосъемки:
— ориентирующая фотосъемка;
— обзорная фотосъемка;
— узловая фотосъемка;
— детальная фотосъемка.
Прежде всего на месте работ производится ориентирующая съемка. Она должна давать представление о расположении места работ на местности. Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его обстановку. Для привязки к местности нужно включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры, характерные приметы данного места, пути подхода к нему. На ориентирующих снимках целесообразно показать расположение места работ относительно дорог, мостов, и т. п. Направление и границы ориентирующего снимка следует выбирать так, чтобы облегчить опознание и дать характеристику общей обстановки вокруг. Для этого лучше использовать широкоугольные объективы.
|
Иногда приходится запечатлевать большие пространства, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.
Панорамирование оптимально при фиксации длинных объектов в достаточно крупном масштабе, а также тогда, когда фотографируемые предметы не входят в кадр и нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом снимков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы
Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железнодорожный состав, участок автомагистрали, труп. При съемке круговой панорамы фотографировать следует с одной точки, а камеру после фиксации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку с градуированной шкалой.
Запечатлевая панораму, в каждый последующий кадр следует включать 10 — 15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость при панорамной съемке нужно производить в ручную с обязательным использованием шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.
|
Обзорная съемка запечатлевает общий вид места эксгумации до начала работ, после зачистки каждого слоя останков и по окончании эксгумации. Обычно производится с трех или четырех точек, а при возможности — и сверху. При производстве обзорной съемки в зависимости от характера места происшествия могут применяться стереоскопический и измерительный методы. Точку съемки выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором — с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места эксгумации включить в один кадр невозможно, производят панорамирование.
Границы обзорного снимка или серии снимков должны совпадать с границами исследуемого памятника, объекта, захоронения.
Одиночный обзорный снимок должен быть сделан с такой позиции, с которой можно было бы с уверенностью распознать взаимное положение хотя бы важнейших объектов обстановки, например положение останков, личные вещи, снаряжение и т. д.
Далее важно правильно определить центр будущего снимка и включить в кадр неподвижный ориентир для опознания участка и «привязки» его к другим участкам местности. Ту часть обстановки места работы, которая может быть отчетливо выделена как занимающая центральное положение, можно обозначить как центр.
|
Ориентиром обзорного снимка является такой неподвижный и легко опознаваемый предмет, по которому могут быть опознаны и ориентированы как фиксируемый следовой комплекс в целом, так и различные имеющиеся на нем предметы.
Та часть пространства, которая не может быть воспроизведена
на изображении с одной позиции фотографического аппарата, является слепой зоной. Каждый одиночный снимок по необходимости имеет слепую зону.
При выборе позиции аппарата надлежит решить, что именно, какая из сторон или частей обстановки должна остаться в слепой зоне. Это должна быть, очевидно, такая часть или такая сторона, которая в наименьшей степени способна характеризовать происшедшее здесь событие, на которой имеется наименьшее число артефактов и т. д. Если же в слепую зону при любой позиции попадают важные для исследования предметы, нужно сделать два или более снимков.
Одиночный снимок представляет изображение предмета в каком-либо одном определенном аспекте. В пространстве, наполненном предметами, такой снимок хорошо передает относительное положение этих предметов в плоскостях, перпендикулярных оптической оси объектива, хуже — их положение вдоль оптической оси и вовсе не передает, скрывает предметы, расположенные позади других, более крупных.
Серия обзорных снимков позволяет составить из полученных снимков непрерывно развертывающееся изображение некоторого пространства таким образом, что изображение на одном снимке является продолжением изображения на другом. Иногда же серия составляется из снимков, относящихся к разным изолированным друг от друга раскопам или участкам территории, не имеющим общих границ. Серия может быть снята и так, что позиция аппарата от снимка к снимку перемещается по кругу. Фотографический аппарат как бы «обходит», место происшествия со всех сторон, фиксируя его в различных следующих один за другим аспектах. Поэтому способу место захоронения может быть зафиксировано с четырех сторон, с трех, с двух расположенных напротив или под углом сторон и т. д.
Важнейшей особенностью рассматриваемого вида съемки является возможность фиксации одних и тех же предметов в нескольких аспектах.
Это позволяет наиболее полно и всесторонне запечатлеть взаимоотношение этих предметов. Например, центральная съемка, произведенная с двух или трех позиций на месте эксгумации благодаря множественности аспектов, полно и всесторонне фиксирует позу погибшего человека, положение его и окружающих предметов и т. д.
Другим вариантом обзорной серии является съемка из центра к периферии. По мере перехода от одного снимка к другому аппарат, не меняя положения в пространстве, поворачивают вокруг своей оси на некоторый угол.
Получаемая в результате монтажа снимков серия представляет своего рода развертку пространства вокруг неподвижного наблюдателя. Такая съемка применяется в тех случаях, когда преимущественное значение приобретает фиксация периферии какого-либо места и т. п. При изготовлении обзорных снимков часто прибегают к панорамной съемке.
Узловая съемка необходима для фиксации наиболее важных выявляемых объектов вместе с окружающей их материальной обстановкой: самих останков и важнейших находок в месте их обнаружения вместе с окружающими их, сопутствующими им объектами.
Под узловым объектом обычно понимается не отдельный предмет, а предмет на фоне этой обстановки во взаимоотношении с другими предметами. Предметы, входящие в границы «узла», должны быть зафиксированы крупным планом.
Основным мотивом, определяющим выбор узлового снимка, является оценка значения того или иного объекта, его возможной роли в дальнейшем исследовании.
Границы узлового кадра определяются объемом объекта: будь то группа предметов, ряд артефактов или участок территории. Вместе с тем эти границы должны быть выбраны с учетом необходимости ориентировать узловой кадр так, чтобы любой предмет, изобра-
женный на узловом снимке, был опознан и правильно ориентирован с помощью обзорного снимка.
Поэтому границы узлового кадра должны охватывать иногда и такие предметы, которые, если даже они по своей значимости и не подлежат включению в узловой кадр, могут служить ясными, неподвижными ориентирами.
В этом, в частности, состоит отличие узловых снимков от детальных.
Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных предметов и деталей (например, капсул медальонов, оружия, личных вещей, пулевых отверстий на трупе и т. д.). При детальной съемке фотографируемый предмет должен занимать все поле кадра. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе. Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки.
Детальный снимок ограничивается изображением только самого артефакта.
Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, поскольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколе эксгумации.
Детальной съемке подвергаются в первую очередь предметы, которые не могут быть изъяты, быстро изменяют свои свойства, например: разлагаются, распадаются, а также, изъятие и транспортировка которых сопряжены с опасностью их повреждения.
Размещение предмета в границах кадра, выбор фронтальной стороны, расположение относительно «верха» и «низа» снимка должны, прежде всего, обеспечивать наиболее благоприятные условия для его узнавания. В этих целях предмет на изображении должен находиться в обычном для таких предметов положении относительно наблюдателя.
В выборе ракурса съемки артефакта исходят из задач — выявления наиболее важных, типичных особенностей, относящихся к его форме, размеру, взаимному расположению частей, структуре, а также раскрытия информационного значения этого предмета
Если один детальный снимок не в состоянии удовлетворить всем этим требованиям, целесообразно сделать ряд снимков в различных ракурсах.
Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. Наиболее распространена метрическая съемка с линейным масштабом.
Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, чья оптическая ось направлена строго перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать полезную площадь кадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его существенных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.
Фотографирование предметов проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем — детальной. В последнем случае предмет устанавливают в такое положение, в каком он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеется максимальное количество характерных признаков.
При фотофиксации хода и результатов эксгумационных работ не желательно включать в кадр участников эксгумации и других лиц, а также различные посторонние предметы, если только это не вызывается настоятельной необходимостью.
Запрещается позирование на фоне останков, с отдельными их фрагментами, а также любое иное непочтительное обращение с антропологическим материалом. Фотографирование и видеосъемка антропологического материала допускается только с целью фиксации хода и результатов эксгумации или в исследовательских целях.
При фотосъемке останков на месте эксгумации они запечатлеваются на ориентирующих, обзорных, узловых снимках, а отдельные повреждения, форма, снаряжение на нем на детальных снимках. Количество ориентирующих снимков определяется в зависимости от особенностей места обнаружения останков. Съемку останков рекомендуется осуществлять с трех точек: сверху и с боковых сторон. Нельзя фотографировать скелет со стороны головы, так как это может привести к значительным перспективным искажениям.
В обзорный кадр должны войти все те предметы, которые находятся в очевидной и непосредственной связи с останками. Разумеется, в раскопе никаких изменений позы, перестановок костей, предметов и т. п. в целях улучшения условий съемки делать нельзя. Если какие-либо предметы загораживают часть скелета, надо найти позицию, с которой влияние этой помехи было бы наименьшим. Если останки лежат ничком, их не следует переворачивать. Следовательно, скелет фотографируется в той позе и в той обстановке, в которой он найден.
При этом важно точно передать позу трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Затем производят узловую съемку. В случае необходимости следует сделать линейную панораму из 2-3 кадров. Со стороны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. При этом оптическая ось объектива должна быть перпендикулярна средней оси трупа.
При фотографировании добора сначала фотографируются части останков на месте их обнаружения в том виде, в котором они обнаружены. После чего все кости добора раскладываются на полиэтилен и фотографируются вместе.
Снимки, изготовленные в процессе эксгумационных работ, являются приложением к протоколу эксгумации.
Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образом скомпонованы и оформлены в фототаблицу.
Следует обратить особое внимание на качество получаемого изображения на фотографии, тень, солнечные блики, размытость, плохая фокусировка могут испортить фотографию.
Необходимо делать восемь снимков черепа: анфас, правый и левый профиль, левый полупрофиль, фото сверху, запечатлевающее черепные швы, фотографии зубного аппарата верхней и нижней челюсти. Анфас, профили и полупрофили (3/4 поворота лица) традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности (расстояние между центральными точками глазниц на снимках должно составлять 1 см). Черепные швы и зубной аппарат следует фиксировать по правилам метрической съемки с линейным масштабом. При этом следует строго следить за тем, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна линейке и запечатлеваемому объекту. При съемке череп занимать такое положение, при котором для устранения перспективных искажений фотоаппарат должен находиться строго на перпендикуляре — в франкфуртской проекции. Франкфуртская горизонталь — воображаемая линия, параллельная плоскости, на которой установлен череп, должна проходить через самую нижнюю точку контура орбиты и верхнюю точку наружного слухового прохода. Для облегчения установки черепа в данной проекции, можно подготовить набор подставок, или заранее изготовить штатив.
В качестве фона рекомендуется использовать черный бархат.
Перед съемкой череп и нижняя челюсть тщательно и осторожно очищают.
Съемка черепа производится с идентификационным номером и масштабной линейкой, которая кладется рядом с черепом.
Обязательному фотографированию подлежат все изымаемые при эксгумации предметы: личные опознавательные знаки военнослужащих и иные документы, именные (номерные) вещи, предметы, имеющие индивидуальные признаки, ценные и примечательные находки. Данные предметы фотографируются узловой съемкой на месте обнаружения, затем отдельно детально с масштабом.
После извлечения из капсулы вкладыша с личными данными военнослужащего, он фотографируется детально с масштабом в расправленном виде с обеих сторон, независимо от наличия и читаемости текста.
При всех видах фотографии следует избегать всего, что может привести к искажению формы и размеров предмета, отображаемого на снимке (резкие контуры теней, параллакс и пр.).
Печатать снимки следует на матовой фотобумаге.