Комплексное изучение студентами учебной дисциплины«Методика преподавания специальных дисциплин» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения («Сократический диалог», «Займи позицию», ПОПС-формула, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты и т.д.), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Педагогика», «Alma-mater» и др.
|
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам «История профессионального библиотечного образования», «Современная система среднего и высшего информационно-библиотечного образования», «Дидактика современной высшей школы: предмет, задачи», «Особенности педагогического труда как психолого-физиологической деятельности; требования к личности педагога», «Педагогические образовательные технологии: понятие, структура, сущность, принципы» студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Педагогика», «Alma-mater» и др.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
Успеваемости и промежуточной аттестации
|
Вопросы для подготовки к зачету
1) Исторические предпосылки и факты становления и развития библиотечного образования в мире и России.
2) Развитие библиотечного образования в советское время.
3) Библиотечное образование за рубежом.
4) Модернизация как ведущий фактор преобразования высшего образования в настоящее время.
5) Современная система среднего и высшего информационно-библиотечного образования.
6) ГОС как основной документ организации и содержания современного профессионального информационно-библиотечного образования.
7) Содержание современного отечественного профессионального информационно-библиотечного образования.
8) Компетентностный подход в современном информационно-библиотечном образовании.
9) Профессиональные виды деятельности и профессиональные компетенции бакалавра по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность.
10) Состав и характеристика документов, образующих основные образовательные программы бакалавриата.
11) Дидактика современной высшей школы: предмет, задачи.
12) Обучения в вузе как процесс.
13) Профессиональная роль педагога-преподавателя библиотечно-библиографических дисциплин.
14) Особенности педагогического труда как психолого-физиологической деятельности; требования к личности педагога.
15) Педагогическая технология: понятие, структура, сущность, принципы.
16) Методы обучения и их классификация
17) Средства и формы обучения.
18) Лекция как основная организационная форма обучения в вузе.
19) Традиционные активные формы обучения студентов (семинары, коллоквиумы, конференции).
20) Формы интерактивного обучения: кейс-стади, тренинги, метод мозгового штурма.
21) Формы интерактивного обучения: ролевые и деловые игры, творческие задания.
22) Основные формы педагогического общения.
23) Самостоятельная работа студента как особая форма организации учебного процесса в вузе.
24) Методы проверки знаний студентов вуза.
3.2. Методические указания по выполнению рефератов,