Типы финансовой политики




Содержание

Глава 1. Теоретические основы финансовой политики как средства регулирования экономики

1.1Содержание, цели, задачи и уровни финансовой политики

1.2 Типы финансовой политики

1.3 Финансовый механизм и его элементы

Глава 2. Этапы и особенности развития финансовой политики в РФ

2.1Основные этапы становления финансовой политики в России

2.2 Особенности развития и организации финансовой политики РФ на текущем этапе

2.3Проблемы проведения финансовой политики в РФ

 

 

Введение

Значение политики в сфере финансов по отношению к экономическому и социальному развитию Российской Федерации довольно велико. Чем эта политика рациональнее, тем выше скорость развития и совершенствование промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, в том числе и у субъектов РФ.

Она представляет собой один из элементов формирования науки о финансах. Финансовая политика как научная дисциплина находит ответы и решения для тих проблем, как: достижение конкретных целей и задач в разрезе экономических и социально-политических условий; изменение в пределах функционирующих механизмов финансирования экономической структуры населения; выяснение других факторов, влияющих на изменение структуры населения; пути формирования и совершенствования финансового строительства; рациональное соотношение оперативных целей и задач развития экономики в сфере финансов с достижением финансового успеха; выяснение внутренних факторов повышения национального богатства в разных звеньях финансов (выявление путей формирования и привлечения финансовых средств).

Объект исследования — финансовая политика России как средство регулирования экономики.

Методы исследования: анализ, описательный метод.

Целью данной работы является анализ особенностей развития и организации финансовой политики в России и выявление проблем ее проведения.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать финансовую политику как средство регулирования экономики;

2. описать историю становления политики в области финансов в России;

3. продемонстрировать особенности организации и развития финансовой политики в РФ на современном этапе;

4. выявить проблемы проведения политики в сфере финансов в РФ.

Глава 1. Теоретические основы финансовой политики как средства регулирования экономики

Содержание, цели, задачи и уровни финансовой политики

Мероприятия, когда финансовые средства привлекаются, распределяются и используются для реализации своих функций, - финансовая политика. Она представляет собой необходимый компонент экономической политики. Эти мероприятия проводятся на мировом (международном), государственном, региональном уровнях, а также на предприятиях, в организациях, у индивидуальных предпринимателей и отдельных домохозяйствах.

Международная финансовая политика включает финансовые отношения на мировом уровне. При этом финансовые средства распределяются и используются для реализации программы социального, экономического развития между несколькими странами.

Региональная финансовая политика – составной элемент государственной политики, при этом она направлена на улучшение уровня жизни населения конкретного региона за счет повышения финансовых средств и реализации программ социального, экономического развития в регионе.

Финансовая политика предприятия – составной элемент региональной политики, при этом она направлена на создание такой системы управления финансами, которая давала бы устойчивость организации и была направлена на достижение ее стратегических и тактических целей. Цели политики: усиление позиций по сравнению с конкурентами, уход от банкротства, максимизация прибыли и минимизация издержек, увеличение объемов производства и продажи продукции, гарантия рентабельности.

Финансовая политика домохозяйств направлена на формирование, распределение и использование личного дохода (бюджета семьи).

Финансовая политика предпринимателя является промежуточной между политикой домохозяйств и предприятия, поскольку часть его дохода идет на расширение бизнеса, страховые и медицинские взносы, а оставшаяся часть – на личные расходы.

От сбалансированности государственной финансовой политики зависит развитие всей экономики и отдельных ее отраслей (промышленности, сельского хозяйства).

Согласно определению финансовая политика государства начинается с формирования и научного обоснования концепций развития финансов (при этом исследуются экономические законы, проводится анализ состояния экономики в государстве, перспектив развития производства, потребностей населения), затем конкретизируются направления расходования финансовых средств в плановом и текущем периодах (для этого выявляют пути достижения конкретных целей экономической политики, рассматриваются международные условия, потенциалы увеличения финансовых средств), на последней ступени происходит проведение прикладных мероприятий по достижению конкретных целей и задач.

Для составления государственной финансовой политики учитываются: этап развития населения и государства, специфика внутренней и внешней политики, настоящие потенциалы (финансовые и экономические) страны.

В государственной финансовой политике опора делается на стратегические и тактические направления, которые определяют потенциалы использования финансовых средств и предполагают решение ведущих задач, которые являются результатом анализа развития экономики и социальной сферы. Финансовая стратегия включает стратегические цели развития отношений в области финансов и мероприятия по их достижению. Комплекс же способов и форм организации этих отношений в пределах определенной стратегии финансов называется как финансовая тактика.

Финансовая политика государства предоставляет условия, при которых финансовые ресурсы будут максимально сформированы; вводит оптимальное распределение и использование этих ресурсов; контролирует и стимулирует финансовыми методами социальные и экономические процессы; приводит в соответствие изменяющиеся цели, задачи курса (стратегии) развития и финансового механизма; разрабатывает результативную систему управления финансовыми средствами.

Государственная финансовая политика совмещает в себе экономические (государство добивается реализации целей в области экономики на разнообразных уровнях), политические (государство достигает целей во внешней и внутренней политике), социальные (государство добивается реализации целей в сфере общественных отношений) цели.

Величина минимального размера оплаты труда, контроль цен, управление доходами и расходами государства, таможенные пошлины, налоги являются финансовыми инструментами, за счет которых осуществляется финансовая политика.

Структура государственной финансовой политики представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Составляющие финансовой политики государства

1) Бюджетная политика – совокупность действий (мер) органов власти по регулированию расходной части бюджета и ее распределению по бюджетам разных уровней, по покрытию государственного долга и по финансированию бюджетного дефицита. Организация бюджетного процесса и бюджетное устройство государства прописаны в кодексах (например, в России это Бюджетный Кодекс РФ). Бюджетная политика устанавливает механизм займов государства и алгоритм управления долгом государства, источники финансирования дефицита бюджета, алгоритм распределения расходов между бюджетами разных уровней, состав расходов и доходов бюджета и процент валового внутреннего продукта в нем. Ее необходимо создавать с учетом потребности улучшения жизни общества, условий развития социальной сферы и экономики, роста результативности управления финансами государства.

2) Налоговая политика – совокупность правовых мер (действий) государственных органов в сфере налогообложения. Вместе с бюджетной обозначаются как «фискальная политика». Налоговые льготы, объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, налоговые ставки, виды налогов являются средствами (инструментами) налоговой политики. В эту политику включают политику разумных налогов (сводится к внедрению довольно высокого уровня налогообложения для физических и юридических лиц, защите населения государства с помощью специальных социальных программ); политику минимальных налогов (выполняется в отношении индивидуальных предпринимателей, устремлена на обеспечение роста экономики в государстве, происходит уменьшение налоговых ставок, устанавливаются налоговые льготы или каникулы, что приводит к снижению социальных и других расходов государства); политику максимальных налогов (выполняется в пользу государства с целью изъятия доходов домохозяйств, индивидуальных предпринимателей и предприятий, что необходимо для сосредоточения финансовых средств в руках государства, чтобы оно могло осуществить крупные проекты, налоговые ставки высокие, нет налоговых льгот, вводятся дополнительные налоги). Цели налоговой политики: увеличение доходов государства, снабжение его финансовыми средствами (фискальная); влияние на экономические процессы через налогообложение для их роста или сдерживания, корректируются спрос и предложение, ослабляется цикличность производства, преодолевается инфляция (экономическая); выравнивание уровней доходов населения за счет перераспределения финансовых средств в отношении некоторых социальных групп (социальная).

3) Таможенная политика – также проводимые государством мероприятия по формированию распорядка, правил таможенного налогообложения на ввозимые из-за границы товары и прохождению формальностей. Формирование режима перевозки товаров, предметов через границу, совместная деятельность с таможенными органами других стран (зоны свободной торговли, таможенные конвенции и союзы), осуществление таможенных процедур, использование (взимание) таможенных пошлин и сборов – инструменты этой политики. С помощью таможенной политики регулируются цены на рынке внутри государства и повышаются доходы страны. Типы таможенной политики: содействие осуществлению, развитию импорта за счет минимальной величины таможенных пошлин («свободная торговля»); сдерживание ввоза товаров, лимит на импорт за счет высоких таможенных пошлин и тарифов, таким способом экономика государства получает защиту от иностранной конкуренции или происходит увеличение экспортного рынка (протекционизм).

4) Денежно-кредитная политика – мероприятия со стороны государства, которые нацелены на замедление инфляции, рост экономики, ослабление повышения цен. Также она должна обеспечивать полную занятость, сглаживать колебания в экономике. Денежно-кредитная политика проводится центральным государственным банком, при этом он способен пересматривать денежные суммы, которые коммерческие банки хранят в нем без процентов (пересмотр нормы обязательных резервов банков), корректировать процент по займам у коммерческих банков, по которому они кредитуют население (дисконтная политика, политика ставки рефинансирования, учетной ставки), осуществлять сделки по купле и продаже ценных бумаг государства для увеличения денежной массы в кредитной системе страны или уменьшения (операции на открытом рынке). Все это является инструментарием этой политики. Виды денежно-кредитной политики: сохранение величины денежной массы (жесткая политика), корректировка и стабилизация процентной ставки (гибкая политика); противодействие безработице, рост предложения денег для «оживления» экономики (стимулирующая), обратный процесс –противодействие инфляции, убывание предложения денег (сдерживающая политика).

5) Инвестиционная политика – мероприятия со стороны государства по привлечению (притоку) в реальный сектор экономики инвестиций организаций или физических лиц своего или чужого государства. Проводится на разных уровнях государственного и финансового управления. Инвестиционная политика позволяет вызвать рост активности инвесторов и инвестирования, увеличить прибыльность вложений в сферу производства или услуг, привлечь финансовые ресурсы.

6) Ценовая политика – мероприятия со стороны государства по стабилизации и координации цен и тарифов в секторах экономики. Она необходима для того, чтобы в экономике происходило совершенствование рыночных отношений в условиях конкуренции и одновременно с этим удовлетворялись потребности и нужды государства и потребителей (населения). В государственном секторе экономики государство способно напрямую регулировать цены на производимые собой товары и услуги, в негосударственном – оно способно только корректировать величину цен за счет создания подходящих условий для предпринимателей (инвестирование из бюджета, льготы по налоговым и таможенным сборам). Если государство начинает напрямую контролировать цены в негосударственном секторе экономики административными мерами, это приводит к уходу с рынка предпринимателей или переходу их в теневую экономику.

Еще одним элементом финансовой политики является социальная политика – мероприятия по повышению благосостояния, условий жизни жителей государства, социальному развитию населения. Эта политика сопряжена с выполнением государственными внебюджетными органами действий по медицинскому, социальному, пенсионному страхованию и обязана: осуществлять контроль за использованием средств строго по назначению этими органами, устанавливать методы и способы финансирования пособий, накопительной части пенсий, других социальных выплат, привести в порядок систему всех этих выплат, сохранить устойчивость доходов внебюджетных фондов государства.

Определение эффективности проводимой финансовой политики – крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, в полной мере отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.

Типы финансовой политики

Финансовая политика представлена в своем развитии тремя теориями, которые позволили выделить три ее типа.

− Первая – классическая: государство – это «ночной сторож» (минимально вмешивается в экономические процессы); независимость от государства, самостоятельность рыночных отношений; рынок контролирует баланс ресурсов и рост экономики, государство же только устанавливает правовые нормы, сводя к минимуму свои издержки.

− Вторая – планово-директивная: государство устанавливает плановые показатели, выполнение которых обязательно. Характерна для командно-административной системы экономики, в которой средства производства находятся в собственности государственных органов. Распределение финансовых средств тоже носит планово-директивный характер (строго по плановым показателям). Вообще этот вид финансовой политики направлен на финансовые процессы внутри государства и пренебрегает движением финансовых средств за его пределами, кроме займов у других государств.

− Третья – регулирующая: с помощью налогов, ставки рефинансирования, инвестирования из бюджета и другими способами государство вносит изменения в циклическое развитие экономики, именно государственные расходы становятся здесь инструментами вмешательства (ликвидируется безработица, наблюдается рост деятельности предпринимателей и национального дохода). Прогрессивные ставки налогов служат способом изъятия части сбережений населения, чтобы бюджет был сбалансирован, а долги государства погашены.

В последнее время выделяют еще два типа финансовой политики:

− государство специально манипулирует налогами и расходами, чтобы изменить фактический объем производства, уровень занятости и инфляции, ускорить рост экономики (дискреционная);

− налоговая система сама приводит в себя в устойчивое состояние, экономические процессы протекают сами, без регулирования со стороны государственных органов, за счет встроенных стабилизаторов (недискреционная).

Встроенные стабилизаторы приводят в устойчивое состояние экономику и регулируют деловую активность в зависимости от спадов и подъемов в ней. Величина этих стабилизаторов постоянна. Встроенные стабилизаторы: пособия по бедности и безработице; косвенные налоги (налог на добавленную стоимость); подоходный налог (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Финансовая политика государства бывает также:

− стимулирующей (в период экономического кризиса, когда или повышаются расходы государства, или уменьшаются налоги, или наблюдается и то, и то одновременно);

− сдерживающей (в период подъема экономики, когда происходят обратные процессы);

− стабилизационной (проводится, когда государство старается удержать объем выпускаемой продукции на характерном для страны уровне и стабильность цен). Это разделение сопряжено с функциями финансовой политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: