Основные этапы становления финансовой политики в России




Зачатки финансовой политики в России лежат в периоде правления Ивана Грозного. Первым, кто занялся исследованием формирования и способов роста доходов казны государства и аргументацией политики в области налогов, был И.С. Пересветов. Примерно в то же время (конец 16 в. – начало 17в.) было предложено формировать доходы государства путем сбора натуральных повинностей Е. Еразмом.

В 17 веке образуется централизованное государство, тип хозяйства становится дворянским, идет развитие товарно-денежных отношений, государство осуществляет взаимодействие с другими странами, зарождаются капиталистические отношения – мануфактурное производство, торговая буржуазия, что ведет к модифицированию финансовой политики.

Выделяются два пути формирования доходов в государстве: несправедливый (неправильный) – доходы от государственной монополии, репрессий при взыскании долгов, от кабаков; правильный – от развития хозяйства в стране, ремесел, земледелия. Эту точку зрения разделял Ю. Крижанич. Также он считал, что в интересах России не предоставлять льгот зарубежным купцам.

А. Л. Ордын–Нащокин: необходимо контролировать торговлю за пределами государства и движение золота и серебра, подготовил правила взимания таможенных сборов и проект по замене ростовщического кредита на государственный («земская изба»).

В 18 веке еще нет хорошо сложенной финансовой системы, постепенно формируются статьи государственных расходов. Но наблюдается усиление абсолютной монархии, крепостного феодального землевладения, натуральное хозяйство находится под гнетом зарождающихся отношений капитализма и внедряемой государством денежной подушной подати.

И.Т. Посошков: для стимулирования развития промышленного производства и торгового дела в Российской империи нужно ввести льготы на пошлины для отечественных купцов и повышенные – на импортные товары. Также стоит внедрить систему краткосрочного кредита и взаимный кредит.

В.Н. Татищев: торговля с другими государствами – главный источник государственных доходов, при этом преимущество должно отдаваться не экспорту сырья, а экспорту продукции обрабатывающей промышленности. Для этого необходимы максимальные пошлины на необработанные материалы. Рекомендовал основать банк для выдачи кредитов отечественным купцам.

П.И. Шувалов: главный источник формирования доходов государства заключается в труде крестьян, необходимо убрать все мелкие сборы, налоги и пошлины (так будет приведен в порядок процесс сбора подушной подати), в неурожайные годы стоит уменьшать налоги и не взимать долги, поменять прямые налоги на косвенные, отменить пошлины внутри страны и повысить их на экспорт и импорт товаров, свободно применять монетные регалии, но не использовать займы. Средства от регалий пошли бы на открытие государственного банка, который бы кредитовал купцов и дворян.

С.В. Десницкий: изучал бюджет государства, налоги, выпуск денег, кредит, торговлю; внедрил в науку понятия – бюджет, финансы, кредит; порекомендовал создание единого органа управления в области финансов, поскольку определенный налог был закреплен за конкретной коллегией, что было очень неудобно. В начале 19 века такой орган появляется (Министерство финансов).

М.М. Сперанский: в работе «План финансов» указал положения о доходах и расходах бюджета (расходы соразмерны доходам, если появляется новый расход, должен появиться и соразмерный ему новый доход; все расходы классифицированы: по степени постоянства – стабильные и меняющиеся, по предметному назначению – обыкновенные и чрезвычайные, по пространству – общегосударственные, губернские, окружные и волостные, по степени нужды в них – необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, по ведомствам). Чтобы погасить, устранить дефицит бюджета, необходимо воздержаться от выпуска денег в бумажном виде и начать выкуп ассигнаций за серебро.

Н.С. Мордвинов: общегосударственные нужды финансируются налогами, которые взимаются как часть сбережений населения, но они обременительны и не равны для разных групп в обществе. Однако лучше создать капитал за счет дополнительных налогов и поместить его в банк для формирования доходов. Рекомендовал создать и военный капитал, а также капитал для возмещения расходов чрезвычайных ситуаций.

19 век закачивается формированием целостной финансовой науки. Финансовая политика Российской империи характеризовалась самобытностью (российское хозяйство оторвано от рынков Европы), зарубежная финансовая наука тоже оказалась мало связана с отечественной наукой, ее опыт приходилось подстраивать под специфику российского государства.

В первые годы советской власти политика в области финансов отчетливо демонстрирует классовый характер, из сферы обращения и производства вытесняются собственники и крупный капитал. Урегулирование этой ситуации было найдено в контрибуции (конфискации) и чрезвычайных революционных налогах, таким образом, происходит распределение капитала среди пролетариата.

Д. Кузовков: не признавал, отвергал плановую (командно-административную) систему экономики и плановые показатели для регулирования финансовых средств, рыночный механизм должен играть существенную роль в отношениях по распределению капитала и ресурсов.

К. Шмелев: политика государства в области финансов служит способом добычи ему необходимых средств. Доходы государства формируются в основном за счет налогов, а расходы имеют второстепенную роль. Ввел термин «финансовое хозяйство» (комплекс методов, который делает возможным функционирование хозяйства государства в нормальном состоянии).

Г.Я. Сокольников: в 1922-24 годах провел денежную реформу, которая была направлена на выход из финансового кризиса: должен быть погашен дефицит бюджета, внедрен в обращение устойчивый червонец, наблюдаться рост экономики. Развитие государства видел в денежных налогах; отрасли промышленности не должны финансироваться из бюджета государства, а способны развиваться самостоятельно за счет смешанных предприятий, концессий, аренды. Это повлечет совершенствование производительных сил и привлечение капитала других государств.

Немаловажное значение финансовая политика сыграла в проведении национализации, насильственной коллективизации сельскохозяйственного производства (1929 г. — год великого перелома).

В годы Великой Отечественной Войны финансовая политика проявлялась в строгой, сильной концентрации финансовых средств и резервов (запасов) в руках государства и на борьбу с фашистскими захватчиками. Доля бюджета государства выросла до 92 % и оказалась устремлена на борьбу и победу над фашизмом.

Послевоенный период: происходит восстановление народного хозяйства – промышленных предприятий (в первую очередь – тяжелой и оборонной промышленности), сельского хозяйства, осваивались новые месторождения каменного и бурого угля, появлялись новые металлургические базы. Все это осуществлялось быстро, в короткий промежуток времени.

В 1960-80 годы политика в сфере финансов направлена на решение задач по дальнейшему освоению топливно-энергетического комплекса – угля, газа, нефти, развитию металлургии и космических технологий, при этом отстают сфера услуг, легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, что проявляется в дефиците товаров.

Политика в области финансов 1990—х годов проводилась в условиях спада производства, высокой инфляции, краха командно-административной экономики, глубокого кризиса. Стабилизируется структура финансовой политики, осуществляются попытки снизить темпы инфляции и создаются благоприятные условия для роста объемов производства, а также наблюдается рост инвестиций в народное хозяйство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: