Главные проблемы финансовой политики России: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.
Без улучшения финансового регулирования участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.
Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевый, долларовый и стоящий особняком, никак нерегулируемый финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневой компонент денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат; создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов; существенно повысить (в 2–3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала; развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.
|
Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.
Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.
Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10–15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное – добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.
В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.
|
Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50:50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.
Необходимо продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и в то же время соблюдать императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.
Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы.
Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т. д.), в ряде универсальных банков – отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.
|
В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании (могли бы страховать политические риски), пенсионные фонды и другие финансовые институты.
Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке; стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы; сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом; реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на основе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
Заключение
Политика в области финансов представляет собой необходимый компонент экономической политики. Эти мероприятия проводятся на мировом (международном), государственном, региональном уровнях, а также на предприятиях, в организациях, у индивидуальных предпринимателей и отдельных домохозяйствах.
От сбалансированности государственной финансовой политики зависит развитие всей экономики и отдельных ее отраслей (промышленности, сельского хозяйства). В государственной финансовой политике опора делается на стратегические и тактические направления, которые определяют потенциалы использования финансовых средств и предполагают решение ведущих задач, которые являются результатом анализа развития экономики и социальной сферы.
Финансовая политика государства предоставляет условия, при которых финансовые ресурсы будут максимально сформированы; вводит оптимальное распределение и использование этих ресурсов; контролирует и стимулирует финансовыми методами социальные и экономические процессы; приводит в соответствие изменяющиеся цели, задачи курса (стратегии) развития и финансового механизма; разрабатывает результативную систему управления финансовыми средствами.
Определение эффективности проводимой финансовой политики – крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, в полной мере отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.
Способы и приемы, с помощью которых государство влияет на финансовые отношения или проводит финансовую политику (используя финансовые средства), форма проявления функций финансов на практике, в реальной жизни – финансовый механизм. Чтобы создать эффективный финансовый механизм, государство должно соотнести его с требованиями финансовой политики, который, в свою очередь, позволит повысить результативность самой этой политики. Финансовый механизм – активный элемент в системе управления экономикой и финансами в обществе. В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь финансовый механизм используется как элемент управления и регулятор экономических отношений.
В настоящее время в РФ наблюдается стабилизационная политика в области финансов, которая направлена на устойчивость развития экономики (сглаживая внешние и внутренние факторы) и рациональное, оптимальное распределение и перераспределение финансовых средств. Современная политика Российской Федерации в области финансов направлена на переход от модели экспорта сырья к инновационному типу развития экономики, ориентированному на население государства и высоким темпам роста экономики в долгосрочном периоде. Ведущее место в ней отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан.
Главные проблемы финансовой политики России: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.
Список литературы
1. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / П.И. Вахрин. - М.: ИТК "Дашков и Ко", 2010. - 201 с.
2. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин. - М.: ИТК "Дашков и Ко", 2011. - 620 с.
3. Горегяд, В.Б. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации / В.Б. Горегляд. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 402 с.
4. Лукьянова З. А. Финансы: учеб. пособие для дистанционного обучения и самостоятельной работы студентов / З. А. Лукьянова, Т. К. Гоманова.— Новосибирск: СибАГС, 2007.— 236 с.
5. Полтавченко А. А., Седых Н. В. Финансовая политика России на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. №43 С.186-191.
6. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с.
7. Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 305 с.
8. Романовский, М.В. Финансы: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт-М, 2009. - 317 с.
9. Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р. А. Набиева и др. – М., 2008.
10. Финансы: учебник под ред. В. В. Ковалева.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.—610 с.