Социальное правовое исследование завершается обстоятельным описанием предмета исследования и объяснением причин, в силу которых данный предмет существует в таком, а не ином виде. Исследовательский коллектив может также сформулировать предложения о путях совершенствования предмета исследования в направлении, желательном для общества, государства или личности. Описание может даваться в форме рукописной работы или научной публикации: монографии, брошюры, статьи и т. д.
При описании основной акцент делается на освещении существенных признаков, связей исследуемого явления, раскрытии его содержательной характеристики, количественных и качественных сторон, фиксации внешних факторов, оказывающих позитивное или негативное воздействие на данное явление.
Примером типичного изложения результатов социального правового исследования может служить следующий фрагмент из работы 3. Н. Каландаришвили и А. С. Евдокимова «Правовая социализация и правовая культура молодежи в современном российском обществе»: «Молодые граждане РФ сегодня остаются самой незащищенной категорией населения. Права молодых нарушаются гораздо чаще (как в семье, образовательных учреждениях, работодателями, так и в других сферах реальной жизни), однако из-за незнания своих прав или даже боязни постоять за себя эти проблемы остаются вне правового регулирования. Число безнадзорных детей в России, по официальной статистике, превышает 700000. По другим данным, оно давно перевалило за миллион. Все они потенциальные жертвы маньяков. Согласно данным общественной организации «Детство без насилия», за год в России без вести пропадают 27000 детей. Из общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, 29% — это преступления, совершенные на сексуальной почве»[5].
|
Приведенный фрагмент состоит из обобщающих и статистических фактов.
Обобщающие факты характеризуются тем, что содержат информацию о наличии или отсутствии у исследуемой совокупности явлений и процессов какого-либо свойства, признака, связи. Это, например, суждение о том, что «молодые граждане РФ сегодня остаются самой незащищенной категорией населения. Права молодых нарушаются гораздо чаще, нежели представителей других слоев населения». Это положение из ряда эмпирических знаний, поскольку отражает реальную ситуацию с правами молодых россиян, а не относится к числу сущностных, закономерных сторон данного явления.
В изложенном фрагменте статистические факты представляют собой количественные характеристики состояния безнадзорности в стране, т. е. отражают количество детей, ежегодно пропадающих без вести, процентное отношение преступлений несовершеннолетних, совершенных на сексуальной почве, к общему числу преступлений, совершенных этой социальной группой. Статистические факты могут излагаться также в виде разного рода таблиц либо вербальных суждений, вроде «имеется прямая зависимость между загруженностью судей и качеством их работы, поскольку коэффициент ранговой корреляции между этими факторами является достаточно высоким и равен 0,65».
Результаты социальных правовых исследований могут излагаться также в форме единичных фактов или фактов-иллюстраций.
Признание того, что основная цель социальных правовых исследований сводится к описанию реального бытия того или иного правового явления, процесса, никак не умаляет значение этих исследований в развитии правовой науки. Благодаря им представляется возможным раскрыть социальную обусловленность определенных правовых институтов, измерить эффективность действующих норм права, определить действенность механизма правового регулирования, получить иные эмпирические знания, без которых невозможно проведение ни одного плодотворного теоретического исследования.
|
На этапе теоретического познания факты витают в голове исследователя как «предпосылка» объективного научного анализа, как объективное знание, с которым должны сообразовываться дальнейшие выводы. С учетом познанных фактов формулируются гипотезы; проверяется способность теоретических знаний объяснять реальные факты; ведется поиск новых теоретических положений, которые могут объяснить факты, противоречащие наличному теоретическому знанию; формулируются понятия и их определения.
В роли предпосылки теоретического знания научный факт сохраняет свое значение и на стадии изложения результатов исследования. Итоги нового теоретического знания объективируются в соответствующих для данной стадии познания формах: понятиях, суждениях, гипотезах, принципах и др. В то же время большая часть фактов, прошедших красной нитью через исследование и послуживших объективной основой новых теоретических знаний, далее ученым не используется. Но определенная часть фактов все же воспроизводится в научной теоретической работе. На этой завершающей стадии исследования научные факты используются:
|
1) для описания действующих законов, практики организации и деятельности правотворческих и правоохранительных органов либо иных правовых явлений;
2) иллюстрации теоретических положений. Абстрактная мысль не может быть долго оторвана от реальных правовых явлений. Время от времени она нуждается в соединении с реальными процессами. В форме факта-иллюстрации могут выступать сведения о действующих законах, о состоянии реализации норм права, деятельности органов государства, о положениях, высказанных другими авторами;
3) облегчения процесса восприятия читателями сложного или недостаточно четко сформулированного положения. Хорошо подобранные, интересные примеры необходимы для любой теоретической работы. Процесс восприятия нового всегда представляет довольно сложную задачу как для обучающегося, так и для специалиста;
4) обоснования достоверности, соответствия объективной реальности положений автора. Особенно велика роль фактов в случаях, когда обобщение распространяется на всю генеральную совокупность исследуемых явлений. Исследователь должен не только констатировать интенсивность проявления того или иного свойства, признака, но и показать, что его вывод соответствует объективному положению дел, основывается на фактах, а не на субъективных представлениях. Именно это требование чаще всего игнорируется современными критиками советского права и правовой науки;
5) доказательства недостоверности, субъективности тех или иных положений. Тезис о несоответствии утверждения реальным фактам выступает серьезным аргументом, свидетельствующим о недостаточной научной обоснованности. Однако это требование нельзя понимать лишь как требование привести высказанное положение в соответствие с наличным бытием. Вполне возможно, что положение верно, и тогда нужно обстоятельно объяснить причины противоречия между сформулированным положением и эмпирически наблюдаемым фактом.
Названные функции на стадии изложения результатов исследования может выполнять любой достоверный, объективно истинный факт. Поэтому выбор совокупности фактов, которая в конечном счете войдет в содержание научной работы, во многом субъективен. Нет прямой связи между истинностью теоретических положений и количеством фактов. Несомненно, чем шире эмпирическая база теории, тем обоснованней выглядят ее положения. Однако нет правовых категорий, понятий, достоверность которых считалась бы доказанной при наличии определенного числа эмпирических фактов.
Таким образом, социальные правовые исследования, призванные построить для правовой науки надежный фундамент подлинно научных фактов, играют важную роль в научном познании. В то же время эти исследования относятся к начальным этапам научного познания и сами по себе неспособны подниматься на уровень теоретических выводов. Процесс формирования теории представляет собой качественно новый этап научного познания предмета правовой науки, требующий применения специальных форм и методов научного знания.