Основные процедуры социальных правовых исследований




 

В социальном правовом исследовании чаще всего выделяют следующие пять процедур: 1) составление программы исследования; 2) сбор эмпирической информации; 3) обработка и обобщение данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов исследования.

Программа социального правового исследования представляет собой письменный документ, который подготавливается исследовательским коллективом и включает перечень методологических, теоретических и организационных процедур, проведение которых признается необходимым для познания предмета и достижения целей исследования. Составление программы образует непосредственную задачу и содержание первой процедуры социального правового исследования. На этой же стадии подготавливаются формы исследования, разного рода опросные листы, иные формы документов, призванные обеспечить унифицированный сбор информации всеми участвующими в исследовании исполнителями. В целях проверки годности анкет, иной исследовательской документации, используемой для получения первичной информации, могут проводиться предварительные, так называемые пилотажные, обследования. В ходе этих процедур осуществляется сбор информации, но небольшой совокупности обследуемых, а затем доработка форм исследования.

Вторая процедура социального правового исследования сводится к сбору первичной информации, или, на языке социологов, — полевому обследованию. Современная социология располагает достаточно широким набором методов сбора и изучения единичных фактов. Это могут быть методы анализа письменных документов, непосредственного наблюдения, опроса, социального правового эксперимента и др. Сбор осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренной программой, и с использованием разработанных форм исследования. На этой стадии требуется решить две главные задачи: 1) обеспечить сбор информации в количестве, предусмотренном программой, иначе исследование будет нерепрезентативным; 2) собрать качественный материал, т. е. получить информацию, которая бы верно и полно отражала исследуемый объект, соответствовала его действительному состоянию. Данная задача достигается специальной подготовкой интервьюеров, строгим выполнением ими инструкций, опросов компетентных лиц и другими способами.

Третья процедура социального правового исследования подразумевает обработку и обобщение данных, статистический анализ первичной информации, полученной в процессе полевого обследования. Поскольку массив такой информации может быть довольно объемным, то процедура статистического анализа, как правило, осуществляется с применением современной вычислительной техники, позволяющей успешно проводить многофакторный анализ и устанавливать регрессионные (корреляционные) показатели.

Данные, полученные в ходе статистического анализа первичной информации, подлежат объяснению и обоснованию. Связи и отношения, устанавливаемые в ходе статистического анализа, сами по себе ничего доказывать не могут, поскольку они могут содержать как действительные, так и мнимые связи. Чтобы выявить действительные связи и отношения, их нужно объяснить с позиции общей теории права или иной юридической науки. Поэтому важнейшей стадией социального правового исследования выступает четвертая процедура — научный анализ и объяснение данных.

Объяснить статистическую закономерность или иной научный факт — значит установить его место в системе науки, раскрыть его сущность, определить связи факта с другими компонентами научного знания, истинность которых уже доказана. С логической стороны объяснение выступает как дедукция, т. е. подведение особенного под общее и всеобщее. Поэтому необходимыми компонентами объяснения выступают статистический закон или факт, подлежащий объяснению, и система теоретических положений, выводов науки, способная объяснить эту закономерность или данный факт.

При проведении пятой процедуры результаты теоретического анализа данных социального правового исследования и полученные на их основе выводы излагаются в форме научного отчета, статьи, иной научной работы в целях доведения полученных результатов до научной общественности и вовлечения их в научный оборот, использования в других исследованиях и работах.

Таким образом, каждая процедура социального правового исследования имеет собственное содержание и представляет собой определенную совокупность шагов, осуществляемых в целях получения новой информации об объекте исследования.

Конечная цель исследования достигается лишь при проведении четвертой процедуры, когда удается дать научное объяснение полученной в ходе социологического наблюдения информации. На предшествующих стадиях проводится хотя и необходимая, но подготовительная работа. Таким образом, процедуры социального правового исследования находятся между собой в устойчивой иерархической связи.

Содержание иерархической связи процедур социального правового исследования характеризуется тем, что:

1) итоги деятельности, осуществленной при проведении одной процедуры, выступают основанием для другой процедуры. Социологическое наблюдение, проводимое в целях сбора социологической информации, проводится на основе программы и формы исследования, подготовленных на первой, начальной стадии исследования. Полученная информация подвергается обобщению и статистической обработке, а затем начинается ее теоретический анализ. Чтобы полученные результаты оказались доступными широкой научной общественности, исследовательский коллектив по итогам исследования готовит статьи, монографии и иные научные публикации;

2) каждая процедура социального правового исследования имеет четко установленное место по отношению к другим процедурам в структуре исследования. Логика познания требует осуществления процедур в строго определенной последовательности, которая не может нарушаться по желанию исследовательского коллектива;

3) социальное правовое исследование может приводить к получению подлинно научной, объективной и репрезентативной информации лишь при условии последовательного и правильного проведения исследовательских процедур, необходимых для данного исследования. Брак в социальном правовом исследовании, как и в любой иной форме научного познания недопустим.

В связи с тем, что информация, получаемая на одной стадии исследования, выступает исходным началом для другой, то только качественная информация, последовательно получаемая на всех стадиях, обеспечивает успех социального правового исследования. И, наоборот, неполная или неточная информация, полученная на стадии сбора, приводит к неверным результатам на последующих стадиях, даже при условии надлежащего выполнения всех необходимых исследовательских процедур. Научный анализ может иметь объективно-истинные результаты при том непременном условии, что он основывается на объективно-истинной информации. В то же время качественная первичная информация не гарантирует отсутствие ошибок на стадиях ее статистического и теоретического анализа. И только верное применение всех соответствующих социальному правовому исследованию методов, приемов обеспечивает успех исследования в целом, получение объективно-истинных знаний, которые были нужны для решения соответствующей научной или практической проблемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: