Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко
Цель: расширить и углубить представления о целостности экологических
систем.
Изучить конспект, ответить на вопрос:
Почему в настоящее время важно формировать новую социальную и экологическую ответственность?
Просмотреть видеоурок по ссылке: https://youtu.be/wgQtGNUoBFI
Воздух, вода и земля являются источниками жизни, радости, красоты. Они относятся к природным ресурсам.
- Неисчерпаемые
-Солнечная энергия
-Ветер, приливы, текущая вода
-Тепло земных недр
- Возобновимые Невозобновимые
-Чистый воздух -Ископаемое топливо
-Пресная вода -Металлическое минеральное сырье (железо, медь)
-Плодородная почва -Немеаллическое минеральное сырье(глина, песок) -Растения и животные
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится ограниченность ресурсов Земли. Это следствие нерационального природопользования.
Давайте обратимся к опыту наших предков - староверов, и вспомним, как они относились к природным богатствам и озвучим основные постулаты.
Своя земля и в горсти мила. Не кидайте камни в речку, это ведь Христовы слёзы текут. Строго осуждались хозяйки, которые выливали грязную воду в речку. Знали ключики и помнили об их целебной силе. Мыли глаза да приговаривали: «Заря, заря ясна! Возьми глаза красны. Дай мне очи ясны». Никаких лекарств, никаких капель – силой внушения и частотой воды поддерживали остроту зрения. Никогда не рвали цветы и травы без пользы. А тот, кто делал это, считалось, приносили себе вред. Губить природу, возвышаться над нею старообрядцы не смели, их сдерживали понятия: «грех», «Боженька накажет»
Наши предки бережно относились к природе, жили в гармонии с ней, учитывали законы природы и не нарушали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они смогли сохранить всю первозданную красоту живой природы, и её видовое многообразие.
В настоящее время человек всё больше нарушает законы природы, не задумываясь о последствиях. Это приводит к уменьшению видового многообразия, к экологическим катастрофам.
Что необходимо для разумного управления состоянием биосферы?
1.Необходимо знать механизмы управления сложной огромной системой.
2.Определенный уровень экологической культуры общества.
3.Проведение эколого-просветительской деятельности со школьниками и населением.
4.Рациональное природопользование.
На земле- 100 тыс. национальных парков, заповедников, заказников и др. охраняемых территорий, что составляет 12% всей земной суши.
Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.
Какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?
Экологические, демографические, продовольственные.
Человечество ожидает серьезное потрясение. Во избежание катастрофы, что вы предлагаете сделать?
- рационально размещать производство черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности;
- промышленным предприятиям производить комплексную очистку воды (механическую, биологическую, химическую);
- переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;
- бережно и рационально пользоваться природными богатствами;
- принимать срочные меры по предотвращению исчезновения отдельных видов животных.
Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!
Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Общими усилиями мы должны реанимировать города, попавшие в черный экологический список. Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком?
- Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
- Истощение озонового слоя.
- "Парниковый эффект".
- Загрязнение гидросферы.
- Загрязнение и разрушение почв.
- Опустынивание.
- Радиационное загрязнение.
- Сокращение видового разнообразия живых организмов.
- Рост численности народонаселения.
Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе.
Теперь вы знаете, что сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.