Внутренняя реконструкция




Принципы реконструкции праязыковых состояний

Реконструкция- установление родственных связей между неск. языками и восстановление их общего праязыка. Обычно для этого исп. сравнит. метод. Наиболее типичный пример — реконструкция праиндоевропейского яз. (праязыком наз. вымерший первонач. язык, от к-рого произошел ряд обособленных, но родственных языков).

При Л.р. обычно осущ. переход от современной к более ранним стадиям развития языковой семьи. Производится сравнение сходных в фонетич. и семантич. отношениях слов в родств. языках. Они записываются в виде таблицы, и каждой общей форме систематич. приписывается значение в праязыке. Как правило, чем чаще к.-л. форма встречается в семье языков, тем она древнее. Формы, не поддающиеся анализу, считаются более древними, чем другие (при этом следует уделять особое внимание исключению из рассмотрения заимствованных форм, к-рые обычно не разлагаются на более простые элементы в рамках заимствующего языка).

Л.р. находит применение во мн. др. разделах антропологии: при исследовании родств. отношений, материальной культуры, межкультурных контактов, миграций, относит. древности элементов культуры и др. проблем. Ее роль в исследовании изменений в культуре начинает осознаваться только в последнее время.

Внешняя реконструкция

Внешняя реконструкция заключается в выявлении регулярных соответствий в родственных языках, определении диахронической последовательности этих соответствий и установлении исходной праформы, изменившейся в языках-потомках. Например, сравнения формы слова кот в родственных славянских языках:

русск. кот, укр. кiт, белор. кот, польск. kot, чешск. kočik позволяют говорить об инновации (новом явлении) в украинском языке - переходе о в i в закрытом слоге - при сохранении старой формы в остальных языках. Это объяснение логично, но было бы желательно доказать более убедительно, что именно украинская форма является инновацией. Для этого можно привлечь данные более далеких, но все же родственных языков: англ. cat, нем. Katze, латинск. cater. Если учесть, что славянскому о регулярно соответствуют а,о в западных европейских языках, исходность славянской формы кот можно считать доказанной.

Внутренняя реконструкция

Внутренняя реконструкция восстанавливает праформу, не выходя из самого исследуемого языка. В случае со словом кот- кiт в украинском языке можно было определить исконную форму без помощи внешней реконструкции. Прежде всего, обратим внимание, что все производные формы этого слова, в которых первый слог открыт имеют о: котiк, котуля и т.д. Даже при склонении большая часть форм имеет о: кiт, кота, котовi, котом, котовi, коте, коти, котiв, котам и т.д. Следовательно, i является маркированным членом оппозиции, а о - немаркированным (основным).Более того, памятники 12-14 вв. показывают. как происходил переход о в i в закрытых слогах: вначале (12 в) в юго-западных русских памятниках появляются ошибки, вместо е и о в закрытых слогах пишется ЯТЬ(долгое закрытое е). К 13 веку это становится правилом, а в 13-14 вв. ЯТЬ сменяется i.

Кстати, ошибки являются важнейшим источником информации для внутренней реконструкции. Люди склонны писать так, как они слышат. Вряд ли вам часто доводилось видеть написание КУРОВА или КЫРОВА. А вот КАРОВА - наверняка. Из этой типичной ошибки напрямую следует, что в русском в предударном слоге А не отличается от О.

Ну и последнее. После того, как внешняя и внутренняя реконструкция помогли определить праформу и установить суть произошедших с ней изменений, полученные результаты обязательно должны быть проверены на типологическую противоречивость. В случае о-i, можно указать на такой же переход, как минимум, в германских, греческом и тюркских языках. Это делает нашу рекнструкцию типологически достоверной.

 

12.Проблема стадиальности в развитии языка

Стадиальность в развитии языка

 

Проблему стадиальности исследовали многие известные ученые-лингвисты. (Гумболдт, Шлегель, Потебня). Истоки идей стадиальности берут свое начало уже в романтическом языкознании, где присутствовала теория о двух ступенях развития языка. Первая ступень падает на доисторию, является творческим периодом в жизни языка, когда создаются все основные языковые категории, характеризующие его строй. Вторая же ступень охватывает исторический период, в котором происходят изменения, не затрагивающие существенных сторон языка. Стадиальность в советском языкознании. В советстком языкознании проблема стадиальности была поставлена Н. Я. Марром, создавшем учение о едином процессе развития языка по стадиям, как отражения единого процесса развития мышления и общественной практики. Марру не удалось сформулировать окончательно ни количество стадий в языке, ни основных критериев для их определения. Зато три ступени в языке показаны им отчетливо - это мышление тотемистическое, мифологическое и понятийное. Его последователи продолжали разработку этой идеи исходя из строя предложения. Н. И. Мещанинов намечает следующие стадии: 1. активно-мифологическую (тотемическое мышление. Синтаксически - слово-предложение) 2. активно-пассивную - «мифологический субъект» 3. эргативную (активно-пассивные формы наполняются логическим содержанием) 4. активную (номинативную). Данная концепция интересна тем, что развитие языка ставится в связь не только с движением мышления, но и общественной практикой. Одновременно в ней заключена попытка представить грамматическую систему для каждой стадии. Стадиальность по С. Д. Канцельсону. Канцельсон выделял: 1. стадию слова-предложения с тотемистическим мышлением. 2. стадию эргативную с мифологическим мышлением. 3. стадию номинативную. Стадиальность с точки зрения Мельникова Г. П. Мельников Г. П. Считал, что многообразие языков можно разбить на 2 класса - проходящие через аналитические стадии и через синтетические стадии. Стадиальность в развитии языка с биологической точки зрения. Эта теория описана К. Поппером. Считается, что на каждой из 3 стадий язык имеет определенную задачу, определенную биологическую функцию. 1. Низшая стадия развития языка - экспрессивная функция. 2. Средняя стадия - сигнальная функция. 3. Третья стадия - уровень человеческого языка. (дескриптивная функция). Следует отметить, что проблема стадиальности существует и по сей день, никто точно не знает, как именно развивался язык, как он эволюционировал. Пока есть только теории и нет единого мнения, поэтому проблема стадиальности остается отчасти открытой. Сравнительно-историческое языкознание представляет собой область исследований, посвященных группам языков, которые находятся в отношениях родства, т.е. могут быть возведены к одному и тому же генетическому источнику (праязыку, языку-основе) и образуют семьи. О родстве языков говорят тогда, когда между их исконными (не заимствованными путем контактов) значимыми единицами фиксируются строго определенные, регулярные звуковые и семантические соответствия. Сранительно-историчекое языкознание в основном исходит из идеи о распаде первоначального языкового единства, будь это некий монолитный язык, либо, что белее реально, группа близкородственных диалектов, носители которых могли общаться друг с другом практически без помех. Эта идея является основополагающей для сравнительно-исторического метода, включающего в себя набор приемов и процедур, с помощью которых: • Доказывается общность происхождения сравниваемых языков, их принадлежность к одной языковой семье, а внутри нее- к одной ветви, группе и т.д. • Предпринимаются попытки реконструировать систему праязыка(исходного языкового состояния) и его архетипы (систему фонем и просодем, систему словоизменения, систему словообразования, элементы синтаксиса, инвентарь древнейших лексем и морфем), а также реконструировать промежуточные праязыки (промежуточные языковые состояния); • Прослеживаются процессы самостоятельной диахронической эволюции родственных языков; • Делаются попытки установить относительную хронологию языковых изменений как в праязыке, так и в восходящих к нему языках; • Строятся историко-генетические (генеалогические) классификации языков данной семьи (в виде схем родословного древа). Формироваться сравнительно-исторический метод начал в первой четверти 19 в.(Франц Бопп,Расмус Кристиан Раск,Якоб Гримм,Александр Христофорович Востоков.) Значительных успехов в реконструкции праязыкового состояния достиг в середине 19 в. Август Шлайхер, который одним из первых предложил схему родословного древа для индоевропейских языков, но уже он сам и тем боле лингвисты следующих поколений стали сомневаться в том, что история родственных языков может быть сведена к последовательности актов распада (дивергенции). А в 70-х гг.Йоханесом Шмидтом была выдвинута волновая теория, в соответствии с которой во внимание должны приниматься и результаты взаимодействия географически соседствующих родственных языков.

 

19.Использование методов ареальной лингвистики в СИЯ

Основное понятие лингвистической географии - языковой ареал. Можно говорить о больших и малых ареалах. Например, иногда весь мир делят на три макроареала - Старый свет, Новый свет и Океанию. Возможно множество вариантов более дробного деления, вплоть до ареала распространения диалекта того или иного языка.В работах американского лингвиста Дж.Николс были указаны важные типы ареалов - так называемые протяженные (spread) и замкнутые (residual) зоны. Протяженные зоны, обычно представленные на равнинах, характеризуются сравнительно малым генетическим разнообразием. Замкнутые зоны обычно возникают в географически ограниченных ареалах (ограниченных горами, океанами и т.п.) и отличаются высоким уровнем разнообразия. Классические примеры: для протяженной зоны-евразийская степь, для замкнутой зоны - Кавказ.

Языковой ареал обычно имеет центр — несколько языков, обладающих наибольшим числом признаков данного ареала, и периферию — языки, демонстрирующие меньшее число таких признаков. В Европе центр «среднеевропейского» ареала образуют уже упомянутые немецкий и французский языки, между которыми, несмотря на все различия, можно отметить наибольшее число сходств; ближе всего к ним нидерландский, итальянский, испанский и португальский языки; на периферии (в разной степени отдаляясь от центра) находятся такие языки, как английский (входящий, по мнению ряда учёных, в отдельный ареал, включающий также скандинавские языки — датский, шведский и норвежский), болгарский и македонский, албанский, румынский и новогреческий. Последние пять языков, на которых говорят на Балканском полуострове, сами образуют балканский языковой ареал, иногда называемый «Балканским языковым союзом». Языки этого ареала, с одной стороны, сходны между собой по причине длительных, интенсивных и очень разнообразных контактов, но с другой стороны они больше похожи на «среднеевропейские» языки, чем, например, такие славянские языки, как польский или русский.

 

В мире существует большое количество крупных языковых ареалов, например, восточно-африканский (Эфиопия, Судан, Кения, где представлено несколько сотен языков самых разных семей), центрально-американский (Мексика, Гватемала), ареал северо-западного побережья Тихого океана (от Калифорнии до Аляски), амазонский, северо-австралийский и др.

 

В России ареальной лингвистикой занимаются в разных университетах и академических институтах, в частности, в Новосибирске, где изучают языки народов Сибири и Дальнего Востока.

А. л. исследует комплекс общелинг-вистич. проблем, в том числе: членение праязыковых состояний на исторически засвидетельствованные языки и диал. континуумы, ареальная характеристика особенностей взаимодействующих языков и диалектов в определ. регионе, вскрытие закономерностей языковых контактов, создание принципов ареальной типологии и построение теории межъязыкового взаимодействия (лингвистич. кои-тактологии и теории языковых союзов), выявление топонимич. ареалов и определение роли субстрата в ареальных связях. В задачи А. л. входят также проблемы языковой интерференции и языковой аттракции в территориально сопредельных языках, этнолннгвистич. и социолингвистич. типологии. Нек-рые приемы А. л. используются при изучении проблем двуязычия и многоязычия. Ареальные методы применяются также в этнографии и археологии при изучении вопросов расселения народов и распространения культур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: