Введение
Волейбол - это спорт, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств предусмотрены различные варианты игры с тем, чтобы ее многогранность была доступна каждому.
Цель игры - направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет три удара для возвращения мяча (в дополнение к касанию на блоке).
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч над сеткой сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его "за", или ошибки команды при возвращении мяча.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (Система "Розыгрыш-Очко"). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Сооружения и оборудование
Игровое поле.
Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.
Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18 х 9 м, окруженный со всех сторон свободной зоной шириной минимум 3 метра.
Свободным игровым пространством является пространством над игровым полем, которое свободно от любых препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м от игровой поверхности. Для ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнований свободная зона должна быть минимум 5 м от боковых линий и 8 м от лицевых линий. Свободное игровое пространство должно быть высотой минимум 12,5 м от игровой поверхности.
Зона подачи
Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см позади лицевой линии, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. По глубине зона подачи простирается до конца свободной зоны.
|
Зона замены
Зона замены ограничена продолжением обеих линий атаки и простирается до стола секретаря.
Состав команды
На матч команда может иметь в составе до 12 игроков, плюс
- тренерский состав: один тренер, максимум два помощника тренера;
- медицинский персонал: один массажист команды и один врач.
Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. Когда тренер и капитан команды подписали протокол (список команды в электронном протоколе), записанные игроки не могут быть изменены.
Экипировка
Экипировку игрока составляют футболка, трусы, носки (форма) и спортивная обувь. Цвет и фасон футболок, трусов и носков должны быть одинаковыми для команды (исключение: для Либеро). Форма должна быть чистой. Обувь должна быть легкой и гибкой с резиновыми или композиционными подошвами без каблуков. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 20.. Запрещено носить форму, цвет которой отличается от цвета формы других игроков (за исключением игроков Либеро), и/или без официальных номеров.
Капитан
Перед матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке.
Во время матча капитан команды является игровым капитаном, когда он на площадке. Когда капитан команды не играет на площадке, тренер или капитан команды обязан назначить другого игрока на площадке, но не Либеро, принять на себя роль игрового капитана. Этот игровой капитан сохраняет свои обязанности до замены, возвращения капитана команды в игру, или до окончания партии. Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану разрешено обращаться к судьям: спрашивать разъяснение применения или интерпретации Правил и представлять просьбы или вопросы своих партнеров. Если игровой капитан не согласен с разъяснением 1-го судьи он/она может опротестовать это решение и немедленно сообщить 1-му судье, что он/она резервирует право записать официальный протест в протоколе по окончании матча;
|
Капитан запрашивает разрешение:
а) сменить всю или часть экипировки,
б) проверить расстановки команд,
с) проверить пол, сетку, мяч и т.д.,
в отсутствие тренера запрашивает тайм-ауты и замены.
В конце матча капитан команды: благодарит судей и подписывает протокол, подтверждая результат; если 1-ый судья был в должное время уведомлен, может подтвердить и записать в протокол официальный протест, касающийся применения или интерпретации правил судьей.
Тренер
На протяжении матча тренер руководит игрой своей команды, находясь за пределами игровой площадки. Он/она определяет стартовые расстановки, замены и берет тайм-ауты. По этим вопросам он/она контактирует со 2-ым судьей.
НАБОР ОЧКА
Очко.
Команда набирает очко:
- при успешном приземлении мяча на площадке соперника;
- когда команда соперника совершает ошибку;
- когда команда соперника получает замечание.
|
Ошибка.
Команда совершает ошибку, выполняя игровое действие вопреки правилам (или иным образом нарушая их). Судьи оценивают ошибки и определяют последствия в соответствии с Правилами:
- если две или более ошибки совершены последовательно, только первая ошибка принимается во внимание.
- если две или более ошибки совершены соперниками одновременно, это считается обоюдной ошибкой и розыгрыш переигрывается.
Розыгрыш и состоявшийся розыгрыш
Розыгрышем является последовательность игровых действий с момента удара при выполнении подачи подающим до того, как мяч выйдет из игры. Состоявшимся розыгрышем является последовательность игровых действий, в результате которых присуждается очко.
-Если подающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и продолжает подавать;
- Если принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и должна подавать следующей. мяч спорт игровой
ВЫИГРЫШ ПАРТИИ
Партия, (за исключением решающей 5-ой партии) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. В случае равного счета 24-24 игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24; 27-25; …).
ВЫИГРЫШ МАТЧА
Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии. При равном счете 2-2, решающая партия 5-я играется до 15 очков и минимального преимущества в 2 очка.
НЕЯВКА И НЕПОЛНАЯ КОМАНДА
Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.
Команда, которая без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, объявляется не явившейся с тем же результатом (она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии) Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в матче, проигрывает партию или матч. Команда-соперник получает очки, или очки и партии, необходимые для выигрыша партии или матча. Неполная команда сохраняет свои очки и партии.
СТРУКТУРА ИГРЫ
ЖЕРЕБЬЕВКА
Перед матчем 1-ый судья проводит жеребьевку для определения первой подачи и сторон площадки в первой партии.
ОФИЦИАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Если команды предварительно имели игровую площадку в своем распоряжении, перед матчем им предоставлена 6-минутная совместная официальная разминка на сетке, если нет - они могут иметь 10 минут. Если любой из капитанов просит о раздельной (последовательной) официальной разминке на сетке, командам предоставлено по 3 минуты каждой, или 5 минут каждой. В случае последовательных разминок, первой разминается на сетке команда, которая подает первой.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА КОМАНДЫ
В игре всегда должны участвовать шесть игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии. Перед началом каждой партии тренер должен представить начальную расстановку своей команды в карточке расстановки. Должным образом заполненная и подписанная карточка вручается 2-му судье или секретарю. Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме игроков Либеро)
ПОЗИЦИИ
В момент удара по мячу подающим каждая команда должна находиться в пределах своей площадки в порядке перехода (исключая подающего). Позиции игроков пронумерованы следующим образом: три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний - левый), 3 (передний -центральный) и 2 (передний - правый);другие три игрока являются игроками задней линии, занимая позиции 5 (задний - левый), 6 (задний -центральный) и 1 (задний - правый).Взаимное соответствие позиций игроков: каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от средней линии, чем соответствующий игрок передней линии; игроки передней линии и игроки задней линии должны, соответственно, быть расположены параллельно средней линии в вышеуказанном порядке. Позиции игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью, следующим образом: по крайней мере, часть стопы каждого игрока передней линии должна быть ближе к средней линии, чем стопы соответствующего игрока задней линии; по крайней мере, часть стопы каждого правого (левого) бокового игрока должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы центрального игрока его линии. После удара на подаче игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.
ПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА
Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. Включая, когда игрок находится на площадке в результате неправомерной замены. Если подающий совершает ошибку при подаче в момент удара на подаче, ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой. Если подача становится ошибочной после удара на подаче, засчитывается позиционная ошибка. Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; 3игроки занимают свои правильные позиции.
ПЕРЕХОД
Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется на протяжении партии. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.
ОШИБКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ
Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполнена в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; порядок перехода игроков исправляется. Дополнительно, секретарь должен определить точный момент совершения ошибки, и все очки, набранные впоследствии командой, совершившей ошибку, должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются. Если этот момент не может быть определен, аннулирование очка(ов) не производится и единственной мерой воздействия является очко и подача соперника.
СОСТОЯНИЯ ИГРЫ
МЯЧ В ИГРЕ
Мяч находится в игре с момента удара на подаче, разрешенной 1ым судьей.
МЯЧ ВНЕ ИГРЫ
Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком одного из судей; в отсутствие ошибки, с момента свистка.
МЯЧ "В ПЛОЩАДКЕ"
Мяч считается "в площадке", когда он касается поверхности игровой площадки, включая ограничительные линии.
МЯЧ "ЗА"
Мяч считается "за" когда: часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями; он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека; он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами; он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода или мяч полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.
ИГРА С МЯЧОМ
Каждая команда должна играть в пределах собственного игрового поля и пространства Мяч, тем не менее, может быть возвращен из-за пределов свободной зоны.
УДАРЫКОМАНДЫ
Ударом является любой контакт с мячом игрока в игре. Команда имеет право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку: "ЧЕТЫРЕ УДАРА".
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ
Игрок не может ударить мяч два раза подряд
ОДНОВРЕМЕННЫЕ КОНТАКТЫ
Два или три игрока могут касаться мяча одновременно. Когда два (или три) партнера касаются мяча одновременно, это считается как два (или три) удара (исключая блокирование). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой. Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара. Если такой мяч уходит "за", это является ошибкой команды на противоположной стороне. Если одновременное касание мяча двумя соперниками над сеткой приводит к длительному контакту с мячом, игра продолжается.
УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
В пределах игрового поля игроку не разрешено использовать поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет в качестве поддержки, для того чтобы ударить мяч.
ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ С МЯЧОМ
ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча четыре раза до его возврата.
УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: игрок использует поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет в качестве поддержки, для того чтобы ударить мяч в пределах игрового поля.
ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе.
ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок ударяет мяч дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.
МЯЧ У СЕТКИ
Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода. Площадь перехода -это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом: снизу - верхним краем сетки; по бокам - антеннами и их воображаемым продолжением; сверху - потолком.
Возвращаемый мяч пересекает плоскость сетки вновь полностью или частично через внешнюю площадь на той же стороне от площадки.
Команда соперника не может препятствовать такому действию.
Мяч, который направлен на площадку соперника через нижнюю площадь, находится в игре до.
МЯЧ, КАСАЮЩИЙСЯ СЕТКИ (При пересечении сетки мяч может касаться ее.)
МЯЧ В СЕТКЕ
Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды. Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, розыгрыш аннулируется и переигрывается.
ИГРОК У СЕТКИ
ПЕРЕНОС ЧЕРЕЗ СЕТКУ
При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии, что он/она не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара. После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки, при условии что контакт состоялся в пределах его/ее собственного игрового пространства.
ПРОНИКНОВЕНИЕ ПОД СЕТКОЙ
Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает игре соперника. Переход на площадку соперника через среднюю линию: разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами), при условии, что какая-либо часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находится непосредственно над ней; разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп, при условии что это не мешает игре соперника. Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры. Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают игре соперника.
КОНТАКТ С СЕТКОЙ
Контакт игрока с сеткой не является ошибкой, если это не мешает игре. Игроки могут касаться стойки, шнуров, или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии, что это не мешает игре. Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.
ОШИБКИ ИГРОКА У СЕТКИ
Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника. Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой. Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника. Игрок мешает игре соперника, (среди прочего): касаясь верхней ленты сетки или верхних 80 см антенны во время его/ее игрового действия с мячом, используя сетку в качестве поддержки и одновременно играя мяч, или создавая преимущество над соперником касанием сетки, или совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника сыграть мяч.
ПОДАЧА
Подача - это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.
Первая подача в первой партии, а также в решающей 5-ой партии, выполняется командой, определяемой жеребьевкой. В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.
Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1го судьи на подачу, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.
ЗАСЛОН
Игроки подающей команды не должны индивидуальным или групповым заслоном мешать своим соперникам видеть подающего и траекторию полета мяча. Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь вдоль сетки во время выполнения подачи, или образуют группу, чтобы скрыть подающего и траекторию полета мяча.
ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПОДАЧИ
Следующие ошибки приводят к переходу подачи, даже если соперник находится в неправильной расстановке. Подающий: нарушает порядок подачи, не выполняет подачу правильно.
После правильного удара по мячу подача становится ошибочной (если только игрок не нарушает расстановку), если мяч: касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода; выходит "за"; проходит над заслоном.
АТАКУЮЩИЙ УДАР
Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами. Во время атакующего удара разрешена скидка, при условии что удар по мячу нанесен чисто и мяч не схвачен или брошен. Атакующий удар является завершенным в момент, когда мяч полностью пересекает вертикальную плоскость сетки или задет соперником.
ОШИБКИ ПРИ АТАКУЮЩЕМ УДАРЕ
Игрок ударяет мяч в игровом пространстве противоположной команды. Игрок направляет мяч "за". Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки. Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.
Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.
Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, когда передача на удар выполнена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне.
БЛОК
Блокирование является действием игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты контакта с мячом. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшимся блоке, и в момент контакта с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки.
Попытка блока является действием блокирования без касания мяча.
Блок является состоявшимся, если мяч задет блокирующим.
Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.
Последовательные (быстрые и продолжительные) соприкосновения с мячом могут происходить у одного или более блокирующих, при условии что эти соприкосновения состоялись во время одного действия.
БЛОКИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОПЕРНИКА
При блокировании игрок может переносить кисти и руки по другую сторону сетки, при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен атакующий удар.
БЛОК И УДАРЫКОМАНДЫ
Касание на блоке не считается за удар команды. Следовательно, после контакта на блоке команде предоставляется три удара для возвращения мяча. Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке. Блокировать подачу соперника запрещено.
ОШИБКИ БЛОКИРОВАНИЯ
Блокирующий касается мяча в пространстве СОПЕРНИКА до или одновременно с атакующим ударом соперника. Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или принимает участие в состоявшемся блоке. Блокирование подачи соперника. Мяч от блока выходит "за". Блокирование мяча в пространстве соперника за антенной. Попытка Либеро блокировать индивидуально или коллективно.
Судейство.
Состав и процедуры.
СОСТАВ:
- 1-ый судья,
- 2-ой судья,
- секретарь,
- четыре (два) линейных.