Лекция № 33
Духовная сфера жизни общества.
План.
Духовная жизнь общества.
Духовное производство.
Мировоззрение и идеология.
Культура.
а) понятие «культуры»;
б) формы и разновидности культуры;
в) культурный комплекс;
1.Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная реальность даётся людям как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности, относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, её регулирующих.
Духовная жизнь человека является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни человека относят: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремление и цели людей.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни и является одной из подсистем социума. Духовная сфера общества охватывает все области и проявление духовной деятельности человека: от создания дворцов и жилищ до научных теорий и идей.
Духовная сфера
Общественное сознаниеДуховная культура
совокупность взглядов, приоритетов, различные направления в развитии
ценностей общества, которые форми- культуры: искусство, наука, образование,
руется на протяжении десятилетий философские, политические и этические
учения
Элементы духовной жизни:
- мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, являются следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него общественного мнения;
|
- наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований;
- искусство – специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах;
- религия – совокупность мифов, догматов, культовых и обрядовых действий и религиозных институтов;
- образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации;
- право – система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, обеспечение которых гарантированно авторитетом или принудительной силой государства;
Духовный мир человека – социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
Духовность – это одухотворённость, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания. Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя.
Бездуховность – это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.
|
Духовная система или духовный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, которые влияют друг на друга и создают определённое своеобразие общества (литература, архитектура, наука, живопись, искусство)
2.Духовное производство.
Духовное производство – специфическая организованная и институализированная сфера человеческой деятельности, выделившуюся на определённом историческом этапе из единой человеческой практики.
Продуктом духовного производства – общественное сознание во всём многообразии его форм. Общественное сознание представляет собой не только отражение материального, но и производство идеального: производство идей, ценностей, норм, посредством которых определяются потребности, цели и мотивы поведения действующих индивидов.
Субъекты духовного производства – люди особой профессии: идеологи, теоретики, художники, религиозные деятели.
Цель духовного производства – формирование и удовлетворение духовных потребностей человека.
Как сфера особой деятельности, духовное производство возникает с общественным разделением труда на умственный и физический.
Базой производства общественного сознания является чувственно-практическая деятельность людей и формы общения взаимодействующих индивидов.
В процессе духовного производства и общения люди вырабатывают представления, идеи, теории, посредством которых они осознают, организуют и регулируют реальные виды деятельности и общения (см. Лекция № 12 «Духовный мир человека»).
|
3.Мировоззрение и идеология.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом и взаимосвязь его отдельных компонентов: процесс реального познания и эмоционального переживания человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности и исторической судьбы (см. Лекция № 12 «Духовный мир человека»).
Идеология – систематизированная совокупность идей, связанных с определённым пониманием общественной жизни, оценкой её качества, перспектив её преобразования, на основе, которой осуществляется ориентация в социальной и природной среде.
В идеологии определяются цели человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.
4.Культура.
Культура – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи знаковых систем (языковых и неязыковых), путём обучения и подражания. Культура включает в себя идеи и ценности, определяющие поведение людей, а также институты культуры, посредством которых эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе.
Культура
в узком смысле в широком смысле
совокупность отличительных черт уровень развития человеческого
в развитии народа, которая проявля- общества, в котором проявляется
ется в различных направлениях определённая система норм и
ценностей в соизмерении с совре-
менными стандартами
а) история понятия «культуры»;
- Древний мир: значение «выращивания, возделывания зерновых культур»;
- XVIII в. – эпоха Просвещения: значение «совершенствование человеческих качеств, усвоение манер поведения»;
- XX в.: уровень развития общества с определённой системой норм и ценностей;
б) формы и разновидности культуры;
Культура
МатериальнаяДуховная
Создаётся в процессе материального процесс духовного творчества,
Производства и включает физические результат сознательной деятель-
Объекты, созданные человеком - ности, который остаётся в сознании
Артефакты (книги, одежда и т.д.) людей, меняя их мировоззрение
Духовную культуру можно классифицировать на следующие подвиды:
- произведения монументального искусства, обладающие материальной формой (скульптура, архитектура);
- театральное искусство (пьесы, постановки);
- изобразительное искусство (живопись, графика);
- музыкальное искусство;
- различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и другие знания, научные концепции и гипотезы);
- общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи);
Формы культуры:
* Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства;
* Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения моральных и нравственных норм и правил;
* Этическая культура – система нравственных отношений (любовь, дружба, героизм);
* Профессиональная культура – уровень и качество профессионального мастерства и подготовки;
* Политико-правовая культура – сфера деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами;
* Экологическая культура предполагает признание единства системы «человек-природа»; определяющим является влияние человека на природную среду;
* Бытовая культура – это налаженный уклад повседневной жизни человека;
* Физическая культура характеризует потребности гармоничного развития человеческого тела, основа здоровья членов общества;
Разновидности культуры:
* Элитарная (высокая) культура – «искусство для искусства», создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами (изящное искусство, классическая музыка, литература, салонная музыка, светское искусство);
* Массовая (общедоступная) культура – форма культуры, которая понятна и доступна для восприятия любому члену общества и не требует специальной подготовки, создаётся профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей (радио, телевидение), не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа (сленговое название – «поп-культура», разновидность – «китч»);
* Народная культура – любительская или коллективная, создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
(мифы, легенды, сказания, эпоса, сказки, песни и танцы). Исполнение народной культуры может быть индивидуальными (изложение легенд), групповым (исполнителями песни или танца), массовым (народные праздники, хороводы);
Фольклор - еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения.
* Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества.
* Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущие большой социальной группе.
* Молодежная культура – явление сравнительно новое. В качестве чего-то самостоятельного, она появилась в середине 50-х годов XX века в развитых странах, прежде всего в США.
* Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующих культур, но противопоставляется ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, рационализм.
в) культурный комплекс;
Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Культурный комплекс состоит изкультурных норм (предписания, требования, пожелание и ожидание соответствующее поведения, которое одобряется обществом).
Разновидности:
* Привычки – установленная схема или стереотипы поведения в определенной ситуации (чистить зубы, читать книгу за едой);
* Манеры – внешние формы проявления человека, основанные на привычках;
* Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое;
* Обычаи – традиционно установленный порядок поведения;
* Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного;
* Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие (мода);
* Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат;
* Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого;
* Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий;
Мораль общества – это предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашёнными нормами;
Мораль – форма общественного сознания, в которой находят своё отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, общение людей. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
Моральные нормы:
- самоуважение;
- стремление к саморазвитию;
- любовь к близким и забота о них, уважение к членам семьи;
- преданность и любовь к Отечеству;
- трудолюбие;
- честное исполнение долга;
- уважение к другим народам, к другим традициям и системам ценностей;
- осуждение агрессивности;
- сохранение природы, бережное отношение к естественным ресурсам;
Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в понятиях: совесть, честь, чувство собственного достоинства.
Лекция № 34
Религия.
План.
Содержание понятия «религия».
Функция религии.
Первоначальные формы религии.
Мировые религии.
Свободомыслие и атеизм.
1.Содержание понятия «религия».
Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.
Религия – мировоззрение и мироощущение, определяемое верой в существование Бога (от латинского слова «благочестие, набожность, святыня);
Религия – один из компонентов духовной сферы общества наряду в культурой, образованием и наукой;
Религия – один из фундаментальных институтов человеческого общества;
Религия – сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденным мнением), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественные силы природы;
Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование;
Религия – совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает своё отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении;
Религия – группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, секты);
Религия – система верований и действий, с помощью которых решаются вопросы человеческой жизни;
Религия как система включает в себя религиозное мировоззрение, религиозный культ, религиозную организацию и религиозные ценности.
Бог - высший предмет религиозной веры; наделён всеми совершенствами и сверхъестественной силой;
Религиозная вера – это сложнейший культурный феномен, соединяющий в себе высокую интеллектуальность, вдохновенность, смирение перед духовно превосходящим тебя миром, осознание своей тварности и вместе с тем особую гордость за приобщённость к этому надстоящему миру. В мировых религиях вера представляет собой сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение.
Вероучение – систематическое учение, концепцию, совокупность идей, в основе которых лежит вера в сверхъестественный мир, божество.
Теология – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога (богословие). Важным элементом теологии выступает Божественное откровение.
Откровение – это непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
Канон – главные идеи мировых религий, возведённые в закон.
Религия
Архаические политеистические Монотеистические религии:
религии: фетишизм, тотемизм, мировые (христианство, буддизм, ислам),
анимизм иудаизм, индуизм
2.Функция религии.
- религиозная: связь человека с Богом;
- мировоззренческая: создание религиозной картины мира, объяснение природы, общества, человека;
- функция религиозного утешения: тяготы и лишения земной жизни по сравнению с небесной – несущественные, оправданные и желательные;
- функция социальной интеграции общества или больших социальных групп (единоверцы, народ);
- регулятивная: создание религиозных норм и ценностей, которые определяют культовое поведение и другие сферы человеческой жизни (брак, семья, быт);
- управления и контроля: с помощью религиозных средств: послания, поощрения и санкций – религиозные священнослужители направляют жизнь единоверцев;
- прогнозирования: религиозные представления о будущем человечества и отдельных людей: пророчество конце света, страшном суде, перерождениях;
- лигитимация социального порядка « освящения», «благославения», веры в то, что от сохранения подобного порядка зависит высшее благо и спасение людей;
- функция трансляции: передача из поколения в поколения религиозной культуры;
3.Первоначальные формы религии.
Архаичные религии более древние, они основаны на верования и мифах, составляющих основу мифологии.
Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами – видами животных и растений. Вера в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, считавшимся не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Фетишизм представляет собой религиозное поклонение неодушевлённым предметам, которые по представлениям верующих наделены сверхъестественной магической силой и служащий объектом религиозного поклонения. Разновидностью фетишизма считается идолопоклонение.
Анимизм – вера в существование духов и души. Его суть состоит в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит из одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая Вселенную, или как конкретный человек, но не материальный, а именно умерший предок. Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души.
Магия (колдовство, волшебство, чародейство) – религиозные действия с целью воздействия на окружающий мир – природные стихии, животных, человека – сверхъестественным способом.
Шаманизм – религиозные верования и практики, основанные на вере в духов, которые населяют окружающий человека мир и пребывают в живых существах в виде души. Эти духи могущественнее, чем люди, их надо ублажать. Основной признак шаманства – вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами и божествами, от которых зависит жизнь людей.
Элементы первоначальных форм религии сохраняются в настоящее время: крест в христианстве, иконы в православии, «чёрный камень» в исламе (фетишизм).
4.Мировые религии.
Буддизм – самая ранняя из мировых религий, возникла в V – IV вв. до н.э. на северо-западе Индии. Основатель буддизма Сиддартха или Гаутама, по преданию родился в 623 г. до н.э. в королевской семье, получил прозвище Будда (просветлённый).
Центральная идея буддизма – идея о 4 истинах:
* истина страдания: рождение, старость, болезнь есть страдание, даже всякое удовольствие есть страдание, т.к. оно достигается путём усилий и труда;
* истина о причинах страдания: оно происходит от страстей, жадности, стяжательства, наслаждений, власти, эгоизма, незнания, неведения и невежества;
* истина о прекращении страдания: для этого необходимо уничтожить жажду жизни, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты;
* истинен единственный путь прекращения страданий – это благородный восьмеричный путь: праведная вера (верить и понимать учение Будды), праведная решимость, праведная речь, праведные дела, праведная жизнь, праведная мысль, праведные помыслы, праведное созерцание;
Начало вероучения изложено в священных текстах – Типитака (Трипитака).
Христианство возникло в Палестине в I в. н.э., сначала в еврейской среде, но довольно быстро распространилось среди других народов.
Основы христианства изложены в Библии, основоположник христианства – Иисус Христос, который жил в Палестине во времена римских императоров Августа и Тиберия.
Со временем в христианстве выделяются три основных направления: православие, католицизм, протестанизм.
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу»). Возник в VII веке в Аравии. Родоначальником ислама является Мухаммед.
Основы вероучения и культа изложены в Коране (священная книга мусульман), в Сунне (сборник рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда.
Мусульмане обязаны жить по шариату (прямой, правильный путь), в котором сведены в единую систему законы, регулирующие религиозную, общественную, экономическую, культурную и личную жизнь последователей ислама.
Основными направлениями ислама являются суннизм (90% всех мусульман) и шиизм.
Иудаизм не является мировой религией, она является одной из самых древних монотеистических религий. Это религия, которую исповедуют преимущественно евреи, основу составляют несколько идей:
* мой Бог – Единый Бог-творец;
* мой народ – народ Израиля, дети Иакова, избранный и любимый Богом;
* моя земля – обетованная земля Палестины;
* мой дом – средоточение иудейской жизни;
Источники иудаизма: «Тора» (Пятикнижие Моисея), Талмуд (закреплены многочисленные ритуалы, вероучение о воздаянии, воскресении умерших, вера в приход Мессии).
Индуизм – по числу верующих одна из наиболее многочисленных религий в мире (в Индии – 95% верующих индуистов).
5.Свободомыслие и атеизм.
Свободомыслие – широкое духовное течение, основанное на правах человеческого разума на свободное критическое рассмотрение религии, её представлений и идей, религиозных практик, деятельности религиозных организаций и поступков религиозных людей.
На базе свободомыслия возникает атеизм (буквально «безбожие») – система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религии вообще. На основе атеизма возникло философское учение – материализм.
В правовом государстве существует понятие свобода совести – право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков.
Правовое государство провозглашает светский характер, т.е. отделение церкви от государства.
Лекция № 35
Искусство.
План.
Понятие «искусства».
Функции искусства.
Виды искусства