1.Образование как социальная ценность.
Образование – система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности;
Образование – это система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков, взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов.
Образование – функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие общества как целостной социальной системы и систем деятельности.
Как социальная ценность и сфера социокультурной практики образование реализуется в следующих процессах:
* закладывает базу и основу культуры;
* воспитание и сохранение культурного разнообразия, региональной уникальности, природных ландшафтов, этнических и национальных традиций;
* подготовка кадров различной квалификации;
* обучение и технологизация познавательной деятельности;
* обеспечение грамотности всех социальных групп и стратов в обществе;
* формирование автономной и свободной личности;
Под образованием в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на получение образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России.
2.Функции образования.
- профессионально-экономическая функция: воспроизводство рабочей силы различной квалификации, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- социальная функция: социализация и воспитание личности, институт образования – один из основных каналов социальных перемещений;
|
- культурно-гуманистическая функция: обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь, участие в производстве новых знаний, материальных и культурных ценностей;
- политико-идеологическая функция: государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; контроль со стороны государственных институтов, политических и общественно-политических организаций и движением за содержанием учебного процесса и учебных программ; формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества;
3.Образование как социальный институт.
Как социальный институт общества образование оформилось в XII – XV вв. Уже в древних обществах (Вавилон, Греция, Китай, Египет) существовала двухступенчатая элитная структура образования: двух- и четырёхгодичные школы. К обучению в них допускались представители правящей элиты, религиозных организаций. Образование носило спонтанный, неорганизованный характер, причиной его было отсутствие общественной потребности в нём.
На протяжении многих тысячелетий в традиционных обществах существовали три основные парадигмы:
* естественная педагогика, которая характерна для обществ, не достигших уровня государственности, основана на жёстком разделении мира взрослых и мира детей;
* эзотерическая педагогика (педагогика идеала), основанная на идеализации учителя и подражании ему во всём без исключения. Эта парадигма распространена в практике подготовки сложных и редких видов деятельности (учёные, философы, художники, жрецы, редкие и специализированные ремёсла);
|
* педагогика массовой социализации и окультуривания, представлена системой норм и правил, регулирующих допустимое и недопустимое поведение;
В настоящее время развиваются две новые образовательные парадигмы:
* Эгалитарная педагогика. Наибольший вклад в развитие данной педагогики внёс известный педагог и мыслитель Ян Коменский. Эта педагогика предполагает равные возможности для всех учеников, допускает взаимозаменяемость и согласованность основных технологических элементов деятельности: учителей, которые готовятся одинаково, учебников, программ, учебных заведений. Практическая реализация эгалитарной педагогики растянулась на 300 лет и была завершена только в XX веке;
* Элитарная педагогика. Она возникла как компенсация недостатков массовой гуманитарной технологии образования, пытаясь решить свои специфические задачи специфическими средствами (дифференцированное обучение, профильное обучение, олигофренопедагогика, сурдопедпгогика для слепоглухонемых);
Основные принципы педагогики:
- принцип гуманизации образования состоит в большем внимании общества к личности, её психологии, интересам, сосредоточении усилий на нравственном воспитании человека, изменении отношений между учащимися и преподавателями, переходе от объект-субъектных отношений к субъект-субъектным;
|
- принцип гуманитаризации образования заключается в усилении внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
- принцип интернационализации образования реализуется в создании единой системы образования для различных стран, т.е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащимися;
- принцип интеграции в процессе обучения;
4. Структура образования.
Система образования РФ – это совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых норм, типов и видов, система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а так же культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Основные элементы системы образования РФ:
- дошкольное образование (ясли, детские сады);
- общеобразовательные учреждения: начальная, основная, полная школа;
- профессиональное образование (начальное, среднее, высшее): ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты;
- дополнительные учреждение: аспирантура, ординатура, докторантура;
- специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (интернаты, специализированные школы, училища);
- учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, хореографические, спортивные школы;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей (детские дома, приюты);
Согласно Закону РФ «Об образовании», в РФ обязательной ступенью образования является основное общее образование (1-9 классов).
Под образовательной программой понимается содержание образования определённого уровня (начальное, основное общее, среднее, среднее специальное, высшее, поствысшее) и направленности (юридическое, экономическое, медицинское, техническое и т.д.).
5.Образовательная политика в РФ.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений;
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Реорганизация системы профессионального образования в Европе, прежде всего высшее, осуществляется в настоящее время в рамках так называемого Болонского процесса:
* В 1998 г. в Париже министры образования Франции, Германии, Великобритании, Италии подписали совместную декларацию «Гармонизация архитектуры систем высшего образования стран Европы», в которой впервые шла речь о «едином европейском пространстве высшего образования»;
* 1999 г. – 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, которая определяет направление развития образования в Европе вплоть до 2010 г. Основные принципы и требования Болонской декларации состоят в следующем:
- ясно определённые и сопоставимые научные степени;
- введение двухуровневой структуры обучения (бакалавр – магистр);
- единый механизм учёта освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода Кредитов (ECTS);
- создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;
- повышения качества образования и установление совместных (общеевропейских) критериев его оценки (ЕГЭ);
- сентябрь 2003 г. – Россия подписала в Берлине Болонскую декларацию и перед ней теперь стоит две основные задачи: приведение её в соответствии с реальными потребностями отраслей народного хозяйства, создание такой отечественной системы образования, которая была бы конкурентной на мировых рынках образовательных услуг, интеграция её в мировое образовательное сообщество;
Лекция № 37
Наука.
План.
Понятие науки.
Функции науки.