ВОПРОС: АТКИНСОН И ШИФРИН




Вопрос: Эббингауз

Представителем ассоцианизма является Герман Эббингауз. Память – общая способность души к созданию ассоциаций. Память обогащается следами прошлого опыта – от других ассоциаций. Эббингауз стремился очистить память, и использовал для этого бессмысленный материал. Он считал, что такой материал изолирует память от других процессов (например, от процессов мышления). В основе данной теории лежит понятие АССОЦИАЦИЙ.

Общий закон ассоциаций: Если какие-нибудь душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания взывает представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали.

Воспоминание – если какие-нибудь психические содержания, существовавшие когда-либо у человека и возрождающиеся теперь как представления, сопровождаются вместе с тем и осозанием того, что они некогда уже переживались, а может быть и представлениями о тех или других побочных обстоятельствах. (т.е. это уже пережитое человеком психическое состояние).

Воспроизведение – процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, объясняется тем, что эти образование вступили в тесную связь между собой и настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда за собой влечет другое. Эта мысленная связь и называется ассоциацией. Ассоциация обозначает вспомогательную внутреннюю причину воспроизведения.

4 основных принципа образования ассоциаций:

1) Ассоциируются объекты более схожие по качеству (Восприятие прыжка на лыжах с трамплина, выполняемого одним спортсменом, может вызвать у нас воспоминание о том, как такой же прыжок на лыжах совершали другие спортсмены в других условиях.)

2) Объекты ассоциируются по контрасту (Черный-белый, горячий-холодный, т.е. ассоциации между антагонистическими явлениями).

3) Ассоциируются объекты, расположенные в пространственной близости (Увидели на улице маму подруги – сразу подумали о подруге).

4) Явления, объекты, которые произошли во временной связке – одновременно или непосредственно друг за другом (молния – гром; событие – музыка, когда слышим музыку – вспоминаем то событие).

Методы воспроизведения(1) и методы узнавания или сравнения(2) объекта.

(1) А) Метод запоминания членов.

Б) Метод заучивания. Многократно предъявляется ряд членов до полного запоминания.

В) Метод угадывания. Сначала предъявляется ряд членов (буквы, слоги и тд) до полного запоминания; спустя некоторое время предъявляется модифицированный ряд (меньше символов), испытуемому необходимо достроить этот ряд членов до первоначального.

Г) Метод поправок. Испытуемому необходимо воспроизводить запечатленный раньше до известной степени ряд и помогают ему в местах, где он останавливается или в местах, где получаются ошибки (называя ему необходимый член).

(2) А) Метод узнавания. Заученный каким-либо способом материал располагается среди незнакомого материала и надо его распознать. Оказывается, воспроизводимый таким образом материал по объему гораздо больше, чем активно воспроизводимый объем памяти.

Б) Метод сбережения. Когда испытуемый заучивает (путем многократного повторения) какой-то материал – при этом считается %, который он воспроизвел. После паузы происходит повторное заучивание ® считают разницу между 1-м и 2-м заучиванием и получают % экономии (отнимают 1-й результат от 2-го или наоборот – это неважно);Факторы, способствующие возникновению ассоциаций:

 

1) повторение;

2) принадлежность объектов к целому объекту (связанные впечатления проще запоминаются);

3) осмысленность;

4) накопление и распределение повторений (стих учить в несколько дней лучше, чем в последний момент);

5) краевой эффект (начало и конец запоминаются лучше, а элементы в середине запоминаются намного хуже);

6) интерес и внимание.

ВОПРОС: УОТСОН

Память рассматривается через движение.

Память – сохранение навыка в период отсутствия практики (неупражняемости) Этапы памяти:

1.Период заучивания

2.Период отсутствия практики

3.Период возобновления заучивания

Варианты возникновения навыка:

1.Навык возникает быстро (езда на велосипеде)

2.Навык возникает с ошибками (тяжело писать после каникул)

3.Разрушается (иностранный язык без практики)

Что происходит в период неупражняемости: 1. В каждый навык задействована некоторая система, которая в период неупражняемости встраивается в другую систему и продолжает работать (долго не жарили блины, но иногда жарим картошку – навык работы со сковородой перестроился)

Восстановление сил. Навык восстанавливается быстрее, чем нарабатывается. Т.е. после периода неупражняемости эффективность работы навыка больше нуля, но меньше последнего значения до периода неупражняемости.

ЭКСПЕРИМЕНТ (с печатной машинкой)

Студент учится печатать на пишущей машинке30 слов в минуту, некоторое время он тренируется, а потом его просят прекратить занятия и заниматься другим, через некоторое время его снова просят печатать. Результаты первоначального обучения сохраняются и сравниваются с результатами новых проб.

Две последние стадии обычно подводятся под термин «память».

Вывод: После периода неупражняемости навык больше 0, но меньше, чем на последней стадии заучивания.

ВОПРОС: ЛЕВИН

Первые исследования К. Левина были посвящены анализу условий, при которых возникает известное напряжение, и изучению того, как влияет данное напряжение на дальнейшее протекание деятельности. Эта работа была проведена М. Овсянкиной под руководством К. Левина. Испытуемому предлагалось выполнить длинную цепь действий. Одни были монотонными, не имели конца. Вторые имели структурный характер: они имели конец, после достижения которого, деятельность прекращалась. Эта вторая, структурная деятельность в одних случаях доводилась до конца, а в других – искусственно прерывалась до того, как была закончена.

Наблюдения показали, что если прерывалась монотонная деятельность, то испытуемый не возвращался к ней, просто прекращал ее. Если же прерывалась структурная деятельность, то в большинстве случаев испытуемый обнаруживал тенденцию вернуться к ней, чтобы ее закончить. Этот факт Левин объясняет продолжающимся состоянием напряжения в результате прерванного намерения выполнить начатую деятельность.

Возник вопрос, как влияет этот перерыв деятельности на непроизвольное запоминание. Для того чтобы ответить на него, испытуемого, сменившего за час 20-30 видов деятельности, спрашивали о том, чем он занимался в течение этого часа. Эти опыты были проведены Блюмой Вульфовной

ВОПРОС: БИРЕНБАУМ

Целью исследования Биренбаума было выяснить некоторые вопросы о сущности и основных свойствах намерений. Намерения могут как выполняться, так и забываться. Иногда они выполняются даже тогда, когда к моменту исполнения стали бессмысленными вследствие изменения ситуации. В этом случае действие совершается исключительно потому, что его намеревались совершить.

Во-первых, бывают люди особенно пунктуальные в выполнении своих намерений и лица непоследовательные в этом отношении.

Во-вторых, выполнение намерения зависит от его содержания. Намерения бывают более или менее важного содержания. Например, намерение бросить письмо в почтовый ящик может иметь различный вес в зависимости от важности письма.

Каждое намерение связано с будущим, это означает, что речь идет о собственно намерении только тогда, -когда что-то намечается сделать позднее. На основе намерения возникает потребностное напряжение, приводящее к его осуществлению. Между актом принятия намерения и выполнением намерения существует временный интервал, в течении которого напряженная система существует, но временно не проявляет себя.

Эксперимент: Испытуемым дается инструкция выполнить ряд заданий и решение зафиксировать письменно. Перед испытуемым лежат маленькие листочки бумаги одинакового цвета и величины. Каждое задание должно быть выполнено на новом листе. После того как даны общие инструкции о решении заданий, еще перед постановкой отдельных задач экспериментатор предлагает испытуемому в конце каждого задания подписать лист своим именем. Это и есть намерение, забывание или запоминание которого будет особо исследоваться. Испытуемый же думает, что подпись нужна для сортировки листов.

Мы начинаем с серии, в которой рассматриваемое намерение не забывалось никогда (или почти никогда), и сравниваем ее с серией II, где была введена пауза.

В ходе опыта испытуемому предъявлялся ряд однородных заданий со спичками или городами, которые он воспринимал как основное задание.

Параллельно с серией I проводилась серия II. Серия II отличалась от I тем, что после пятого задания вводилась 5—10 минутная пауза. После паузы испытуемый опять возвращался к заданиям со спичками.

Результаты показали, что в серии,I и первой части серии II, без введения паузы, намерение —подпись выполняется хорошо. С паузой же меняется вся ситуация в целом. Испытуемый вдруг начинает вести себя совершенно свободно. После этой «маленькой передышки» снова возвращаются к собственно опыту. Испытуемый снова выполняет задания прежнего вида, но забывает подпись. Это кажется сначала странным. Еще более удивительно то, что, начиная со следующего задания, намерение опять выполняется регулярно.

Если бы забывание было простой функцией временной отставленности от выполнения, то именно во втором и последующих заданиях после паузы подпись должна была бы быть по-настоящему окончательно забыта. Этого, однако, не происходит.

По всей вероятности, обсуждению подлежат не проблемы памяти в узком смысле, а существование и взаимоотношение квазипотребностей, а также факторы, от которых зависит, будет ли квазипотребность в определенной ситуации определять возникновение действий или нет.

ВОПРОС: ЗЕЙГАРНИК

Смысл эксперимента заключался в том, что испытуемый получал ряд заданий (18-22), которые ему необходимо было выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца, а половина заданий прерывалась экспериментатором до завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной для испытуемого последовательности, например, после двух незавершенных шли два завершенных, затем одно незавершенное, затем два завершенных и т.д.

В ходе опытов был обнаружен специальный феномен «эффект Зейгарник»: прерванная структурная деятельность запоминается в 2-2,5 раза чаще, чем законченная или неструктурная монотонная деятельность. Испытуемый, прежде всего, сохраняет в памяти те виды деятельности, которые имели структурный характер, но не были доведены до конца.

Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершённые.

 

ВОПРОС: ЗИНЧЕНКО

Материалом опытов были 15 карточек с изображением предмета на каждой из них. Их можно было расклассифицировать на четыре группы: 1) примус, чайник, кастрюля; 2) барабан, мяч, медвежонок; 3) яблоко, груша, малина; 4) лошадь, собака, петух. Последние 3 карточки были различного содержания: ботинки, ружье, жук. Кроме изображения на каждой карточке в ее правом верхнем углу была написана цифра.

В первом опыте испытуемые действовали с предметами, изображенными на карточках. С дошкольниками экспериментатор обозначал на столе пространство для кухни, детской комнаты, сада и двора. Детям предлагалось разложить карточки по таким мостам, к которым они больше всего подходили. Ученикам и взрослым в этом опыте необходимо разложить карточки на группы по содержанию изображенных предметов, а "лишние" отложить. После раскладывания карточки убирались, а испытуемым предлагалось припомнить изображенные на них предметы и числа.

Во втором опыте другим испытуемым давались те же 15 карточек и картонный щит, на котором были наклеены 15 белых квадратиков, по размеру равных карточкам; 12 квадратиков образовали на щите квадратную раму, а 3 были расположены в столбик. Нужно выложить из карточек рамку и столбик на щите так, чтобы наклеенные на них числа расположились по возрастанию.

Для испытуемых дошкольников вместо числа на каждой карточке был наклеен особый значок. Пятнадцать значков были составлены из сочетания трех форм (крестик, кружочек, палочка) и пяти различных цветов (красный, синий, черный, зеленый и желтый).

Первый опыт. До начала опыта на столе раскладывались 15 картинок. Затем испытуемому последовательно предъявлялись другие 15 картинок, каждую из которых испытуемый должен был положить на одну из находящихся на столе, так, чтобы название обеих начиналось с одинаковой буквы.

Второй опыт: пары картинок образовывались не по внешнему признаку, а по смысловому.

Результаты запоминания в первом опыте оказались крайне незначительными, в несколько раз меньшими, чем во втором. Испытуемый не только видел картинки, но, как это требовала инструкция, произносил вслух их название, для того чтобы выделить начальную букву соответствующего слова.

Итак, деятельность с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их. Это положение подтверждается не только фактом высокой продуктивности запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности испытуемых, но и плохим их запоминанием там, где они были только фоновыми раздражителями. Последнее свидетельствует о том, что запоминание нельзя сводить к непосредственному запечатлению, т. е. к результату одностороннего воздействия предметов на органы чувств вне деятельности человека, направленной на эти предметы.

ВОПРОС: СМИРНОВ

При непроизвольном запоминании мнемическая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо иных целей. Например, при решении математической задачи мы не ставим перед собой цель запомнить её числовые данные, но мы их запоминаем, хотя бы и ненадолго. Намерение запомнить – одно из главнейших условий успешности запоминания. Например, случай, описанный Родосавлевичем (один из испытуемых не понял, в силу плохого знания языка, на котором говорил экспериментатор, задачу, которая была поставлена перед ним – запомнить относительно небольшой, но бессмысленный материал, запоминание не могло осуществиться даже после 46 прочтений вслух, но как только задача была уяснена испытуемым, он смог воспроизвести весь материал после шестикратного ознакомления с ним).

Мнемическая направленность всякий раз выступает в том или ином качественно своеобразном содержании, которое характеризуется требованиями, которым должно удовлетворять запоминание:

1) Полнота запоминания: сплошное или выборочное запоминание

2) Точность запоминания: наизусть или своими словами

3) Последовательность: мы можем изменить последовательность, чтобы сделать материал более удобным для запоминания или более логичным

4) Прочность запоминания: навсегда или на короткий промежуток времени

5) Направленность на своевременность воспроизведения: вспомнить, например, при встрече с определённым человеком

Зависимость непроизвольного запоминания от направленности деятельности:

Испытуемым предлагалось припомнить некоторые факты из их недавнего прошлого. Было проведено две серии опытов: 1) они вспоминали всё, что происходило с ними по пути на работу. Опрос происходил неожиданно для них спустя 1,5 – 2 часа после начала работы. Они были максимально заинтересованы в том, чтобы рассказать, как можно больше. 2) предлагалось вспомнить всё, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Они должны были изложить содержание доклада и происходившие на нём прения. Испытуемые – психологи, опытные в самонаблюдении.

Итоги: воспоминания относятся к тому, что испытуемые делали, нежели к тому, о чём они думали. Содержание мыслей вспоминается редко и очень скупо, однако сам факт думания констатируется многократно. В воспринятом на пути отмечается то, что связано с передвижением, то, что мешает их передвижению, что вызывает удивление, вопросы, недоумение.

ВОПРОС: еБЛОНСКИЙ

Проблема развития памяти в работе Блонского

Виды памяти (онтогенез):

1. Моторная (память-привычка)

2. Аффективная (память чувств)

3. Образная (память-воображение)

4. Логическая (память-рассказ)

Ранее детство - возраст интенсивного приобретения привычек. Дошкольный возраст – развитие «образного» мышления. Школьный возраст – развитие логической памяти. => Виды памяти — это на самом деле различные уровни, различные ступени развития памяти.

Филогенез: моторная, аффективная, образная, логическая

Основные виды памяти являются членами одного и того же последовательного ряда, и в филогенезе и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательности друг за другом.

Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание.

Привычные (моторная память) движения обычно совершаются автоматически, без участия сознания, если задуматься о том, как выполнять автоматическое привычное движение, то это затруднит его выполнение. (Даже очень опытный танцор может сбиться, думая, как ему двигать ногами) Образная и логическая память лежат уже в сфере сознания и больше похожи на мышление.

Память, поднимаясь в связи с развитием все на более и более высокую ступень сознания, тем самым все более и более приближается к мышлению. Даже в повседневной речи в этих случаях без различения употребляются слова «вспомнил» и «подумал». Таким образом, ставится вопрос об отношении между памятью и мышлением

ВОПРОС: ВЫГОТСКИЙ

В контексте культурно-исторической теории, разработанной Л.С. Выготским и его сотрудниками (Леонтьевым А.Н. и Лурия А.Р.), было показано, что произвольное запоминание представляет собой действие, реализующееся при помощи вполне реальных - на первых порах внешних, материальных, а затем и внутренних, мыслительных, речевых средств и способов. Произвольность в этих исследованиях была, связана не столько с «духом», сколько с деятельностью, опирающейся на реальные средства.

Л.С. Выготскому принадлежит мысль о том, что память означает использование и участие предыдущего опыта в поведении в настоящем времени; с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент ее воспроизведения, представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. Уже первые экспериментальные работы П.И. Зинченко, посвященные исследованию непроизвольного запоминания, концептуально основывались на теории деятельности. В рамках культурно-исторического подходапроцесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредствованным знакам, специфически человеческим формам памяти.

Выготский раскрывает проблематику социальности и опосредствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребенку или примитивному человеку. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем. Причем сначала используются уже готовые, имеющиеся в культуре знаки (так мать, отправляя сына в магазин, дает ему листочек со списком необходимых покупок), а потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется.

ВОПРОС: ЛЕОНЬТЕВ

Проблема развития памяти в работе Леонтьева

память современного человека является таким же продуктом его культурного, социального развития, как и его речь, письменность или счет.

Виды запоминания:

1) Непосредственное

Так же называют механической памятью.Запоминание информации происходит без логического мышления, определения связей, ассоциаций. «Зазубрить» — как раз и означает запомнить с помощью механической памяти

2) Опосредованное

Опосредованная память требует осмысления, выстраивание логических структур. Информация, которая запоминается опосредованным способом, более живая и долговечная.

Обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным, опирающимся на две системы или на два ряда стимулов: к прямым стимулам, которые мы можем назвать «стимулами-объектами» запоминания, присоединяются дополнительные «стимулы-средства».

Две линии развития памяти

• Линия развития и усовершенствования средств запоминания, остающихся в форме действующих извне раздражителей.

• линия перехода от употребления внешних средств запоминания к употреблению средств внутренних

Эксперимент

Использовал разработанную Л. С. Выготским и А. Р. Лурия «функциональную методику двойной стимуляции»

Использовали два ряда стимулов:

• стимулы – объекты: слова, которые необходимо было запомнить 20-40 слов.

• стимулы – средства: картинки, предлагаемые для облегчения запоминания слов.

Испытуемые: группа дошкольников, подростков, взрослых.

Процедура:

В 1 серии испытуемым предлагали запомнить слова, потом просили воспроизвести, проверяли продуктивность.

Во 2 серии испытуемым также предлагали запомнить слова, но использовать для этого картинки.

Выводы:Для детей внешнее опосредование не играет особой роли при запоминании. ВПФ еще не сформирована, ребенок опирается на НПФ.

Для подростков внешние средства опосредования играют значительную роль в запоминании материала. Начинает формироваться память как ВПФ.

Разница между опоср и непоср результатами дает ЗБР, на которую можно опираться при обучении.

Для взрослых сокращение разницы и повышение уровня можно определить тем, что внешние средства запоминания перешли во внутренние. Это свидетельствует о глубоких внутренних изменениях, которые произошли в непосредственном запоминании под воздействием опосредованного. Выготский утверждает, что происходит вращивание мнемотехнических приемов, создается возможность внутреннего использования знака.

 

ВОПРОС: ВО И НОРМАН

Первая современная структурная теория двойственности памяти, которая послужила отправной точкой для многих современных теорий, была разработана Норманом и Во. Здесь деление памяти на первичную и вторичную было с некоторыми вольностями позаимствовано у Уильяма Джемса; и эта модель спровоцировала появление метафоры "ящиков в голове", которая быстро распространилась в литературе по когнитивной психологии.

Во и Норман сделали то, чего так и не попытался сделать Джемс: они дали количественную оценку свойствам первичной памяти (ПП). По их мнению, система краткого хранения обладает весьма ограниченным объемом, и информация в ней теряется не просто в зависимости от времени, но и за счет вытеснения "старых" элементов новыми. ПП можно представить в виде хранилища с вертикальной картотекой, в ячейках которой размещается информация, а если все ячейки уже заняты, то она вытесняет какой-нибудь элемент и занимает его ячейку.

Они также представили данные о том, что на забывание в КП больше влияет интерференция, чем затухание.

Выделение первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной, отражающее весь опыт) памяти, предполагает, что вся информация, идущая из вне, проходит через КП и либо выталкивается либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция выполняющая три функции:

1. Сопротивление угасанию следов в КП,

2. Предохранение материала от выталкивания,

3. Перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Эксперимент «метод зонда». Цель — изучение интерферирующего воздействия последующей информации на материал, уже находящийся в КП.

Во и Норман проследили судьбу элементов памяти при помощи списков из шестнадцати цифр, которые зачитывали испытуемому со скоростью одна цифра в секунду или четыре цифры в секунду. В их эксперименте давался список из 16 цифр - пробная цифра - звучит сигнал, надо назвать ту цифру, которая встречается после первого появления пробной цифры. Например, 26 цифр, и 16-я является зондом. Шестнадцатая (или "пробная") цифра была повторной, т.е. она уже появлялась на позиции 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13 или 14. Пробная цифра сопровождалась звуковым сигналом; этот сигнал был командой испытуемому воспроизвести ту цифру, которая следовала за пробной, когда пробная называлась в первый раз. Поскольку испытуемые не знали, какая из цифр станет пробной, они не могли просто сосредоточиться на какой-то одной и повторять ее. Испытуемый должен вспомнить цифру, которая следовала за первым появлением цифры-зонда. Типичная последовательность цифр выглядела так:

Предъявление с интервалом 1сек и 1/4 сек имело целью определить, является ли забывание функцией затухания (т.е. происходит ли оно с течением времени) или функцией интерференции внутри КП. Это обусловливалось предположением, что забывание в кратковременной памяти связано, с тем, что чем больше времени, тем больше вероятность, что будет получен новый интерферирующий элемент. Если бы забывание определялось затуханием, то можно было бы ожидать, что при меньшем темпе предъявления правильных ответов будет меньше; если же забывание — результат интерференции, то качество ответов не будет зависеть от темпа предъявления. Одно и то же количество информации предъявлялось в разном темпе, т.к. Во и Норман полагали, что процесс затухания идет с одинаковой скоростью.

 

ВОПРОС: АТКИНСОН И ШИФРИН

1. Сенсорный регистр

2. Кратковременное хранилище (КВХ)

3. Долговременное хранилище (ДВХ)

Кратковременное хранилище рассматривалось ими как рабочая система, в которой входная информация затухает и быстро исчезает (но не так быстро, как из сенсорного регистра). Форма представления информации в КВХ может отличаться от первоначальной сенсорной формы (например, слово, предъявленное визуально, в кратковременном хранилище может быть представлено в слуховых кодах).

Информация в КВХ в течении 15 - 30 секунд затухает. Однако, если элемент помещен в "буфер повторения", он может поддерживаться дольше.

Информация, содержащаяся в третьей системе, т.е. в долговременном хранилище, рассматривалась авторами как относительно постоянная, несмотря на то, что она может быть недоступна вследствие интерференции с входной информацией. Функция ДВХ - отслеживать стимулы во входном регистре (контролировать стимулы, поступающие в КВХ) и обеспечивать место для хранения информации, приходящей из КВХ.

Переход информации из одного хранилища а другое контролируется преимущественно самим человеком. Информация, удерживаемая кратковременно в сенсорном регистре, сканируется, и отобранная ее часть вводится в КВХ. Авторы модели считают, что процесс передачи информации из КВХ может длиться столько же времени, сколько она здесь удерживалась. Аткинсон и Шифрин также постулировали, что информация может поступать в долговременное хранилище непосредственно из сенсорного регистра.

Центральным в теории Аткинсона-Шифрина является представление, что человек может осуществлять некоторый контроль за информацией, поступающей в КВХ и из него.

В этой модели есть еще один важный управляющий процесс - это кодирование, т.е. классификация входной информации в соответствии с данными, имеющимися в долговременном хранилище.

Предполагается, что из ДВХ информация извлекается посредством самоадресации, т.е. местоположение информации в системе памяти определяется на основе содержания этой информации. Поэтому ДВХ на схеме обозначается как банк самоадресующейся памяти.

ВОПРОС: ТУЛЬВИНГ

Долговременная память делится на:

1. Эпизодическая (событийная) содержит конкретные эпизоды жизни человека

- образная память

- образная интерференция

- более подвержена забыванию

- менее стабильна по времени

- Исп. Образно-аффективный код

- характеризуется словом «помню»

Эпизодическая память формируется на основе обобщений. Похожие события сливаются в один образ (Новый год – всегда оливье, мандарины, Путин, елка). Но есть и уникальные события (напр: выпускной)

2. Семантическая

- память на слова, понятия, правила, цвета, абстрактную информацию

- более стабильна по времени

- характеризуется словом «знаю»

Случай 1: Отсутствует эпизодическая память. Человек знает, что умеет играть в шахматы, но не помнит что когда – либо играл. Случай 2: Измерение мозгового кровотока в коре. Какие зоны активны, там больше кровоток.

Вывод: Эпизодическая и семантическая память – разные, независимые процессы, которые задействуют разные зоны мозга. Но работают вместе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: