Содержательные теории мотивации и их применение в менеджменте




Мотивация – процесс стимулирования работников к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Эффективность мотивации зависит от конкретной ситуации.

Существуют 2 категории мотивации:

· Содержательные

· Процессуальные

Содержательные теории мотивации – основываются на определении потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Представители: А. Маслоу, Д. Мак Клеланд, Ф. Герцберг.

 

Теории основываются на том, что поступки людей определяются их восприятием и познаниями, которые меняются со временем. Т.е. мотивация динамична.

Рассмотрим мотивацию как процесс:

 
 
 

 
 

 

циклическая схема

1 – потребности (недостаток чего-либо) – физиологические или психологические

2 – мотивы (побуждение)

3 – действия (поведение)

4 – цель

5 – результат удовлетворения потребностей:

· Удовольствие

· Частичное удовольствие

· Отсутствие удовольствия

Потребности:

1.Первичные (физиологические, как правило)

2.Вторичные (психологические – осознаются с опытом).

Существует «закон результата»:

Люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением потребности.

Работник должен осознавать, что он может удовлетворять свои потребности наилучшим образом посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации:

1.увязывать вознаграждение непосредственно с такой деятельностью работника, которая приводит к увеличению производительности и эффективности работы предприятия в целом;

2.выражать публичное и ощутимое признание тем людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для работников данной категории;

3.не допускать возникновения и развития ситуаций, при которых интересы сотрудников могут вступать в противоречие с целями фирмы;

4.не поддерживать создание специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между ними и теми, кто действительно выполняет работу.

Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.

Бывает:

1.Внутренним – получается от самой работы, чувство достижения результата, содержательности выполняемой работы;

2.Внешним – возникает не от выполнения самой работы, а дается организацией; увеличение з/п, продвижение по службе, символы статуса и престижа.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях применять вознаграждение, как внутреннее, так и внешнее, администрация должна установить, каковы главные потребности ее работников.

 

Теория Маслоу

 

На самом деле нет такой иерархии – это просто разделение потребностей.

Социальные потребности – потребности общения с подобными себе.

Что нужно, чтобы удовлетворить социальные потребности работников:

1.давать сотрудникам такую работу, которая позволит им общаться между собой

2.создавать на рабочих местах дух единой команды

3.проводить с подчиненными периодические совещания

4.не разрушать возникшие информационные группы, если они не наносят организации реального ущерба

5.создавать условия для социальной активности работников вне организации

Признание и уважение:

1.предлагать подчиненным как можно более содержательную работу

2.обеспечивать подчиненным обратную связь с достигнутыми результатами

3.привлекать подчиненных к постановке целей и выработке решений

4.делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия

5.продвигать подчиненных по служебной лестнице

Потребность в самореализации:

1.дать возможности подчиненным для обучения и развития, чтобы полностью использовать их потенциал

2.давать сложную работу, требующую от них полной отдачи

3.поощрять и развивать в подчиненных творческие способности

Основная проблема пирамиды Маслоу: на практике нет иерархии потребностей.

 

Теория Мак Клеланда

 

Выделяет вторичные потребности:

· власти

· успеха

· причастности

Потребность власти – желание воздействовать на других людей.

Потребность в успехе – потребность доведения работы до успешного завершения. Нужно давать подчиненному работу, которую он может выполнить с умеренной степенью риска.

Потребность причастности – потребность, основанная на социальном общении в процессе проведения той или иной работы (человек должен чувствовать, что в достижении целей организации есть его личный вклад).

Как правило, талантливые и способные люди имеют стремление к власти,.т.к. она отвлекает от основной цели деятельности, но часто им приходится брать власть, т.к. им мешают реализовывать себя.

 

Теория Герцберга

 

Делит мотивации на 2 фактора:

· гигиенический – факторы, отсутствие которых вызывает неудовольствие работника, но их присутствие недостаточно для мотивации

· непосредственно мотивации – факторы, наличие которых вызывает удовлетворение работника.

 

Гигиенические факторы
1. политика фирмы и ее администрация 2. условия работы 3. заработок 4. межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными 5. степень непосредственного контроля за работой
Мотивации
6. успех 7. продвижение по службе 8. признание и одобрение результатов работы 9. высокая степень ответственности 10. возможность творческого и делового роста

 

Эта двухфакторная модель оказалось очень эффективной. Применяется в программах «обогащения труда»:

1.давали работникам почувствовать важность и сложность полученного дела

2.обеспечивали их независимость в выборе решений

3.ликвидировались монотонность и рутинные операции

4.поднималась степень ответственности за полученное задание.

Однако мотивация – это вероятностный процесс. То, что мотивирует человека в конкретной ситуации, может не оказать на него воздействия завтра, или на другого человека в аналогичной ситуации => процессуальные теории мотивации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: