Определение цены и объема производства




В условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена является заданной), монополист же может не только определять объем, но и назначать цену. Цена монополиста превышает предельный доход Р > MR, тогда как на рынке совершенной конкуренции Р = MR..

При понимании ценовой стратегии монополиста необходимо использовать взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Как известно, снижение цены ведет к увеличению объема спроса, что в свою очередь увеличивает совокупную выручку. В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса. Графически это представлено на рис. 3.

Равновесие фирмы в условиях монополии изображено на рис.4. Здесь Рс - цена фирмы в условиях совершенной конкуренции; Qc - объем производства фирмы в условиях совершенной конкуренции; Рm - цена фирмы в условиях монополии; Qm - объем производства в условиях монополии.

Рис. 3. Спрос, предельный и совокупный доходы фирмы в условиях чистой монополии

 

Рисунок 4 - Определение цены и объема производства в условиях монополии

Как видно из рис. 4 объем производства в условиях чистой монополии меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше.

Обычно считают, что монопольные цены самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не к прибыли на единицу продукции.

Кроме того, существует мнение, что монополист может беспредельно повышать цену на свою продукцию, так как он единственный продавец данной продукции. Однако это не так, поскольку монополист ограничен ценовой эластичностью спроса.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это тоже не всегда так. При действии положительного эффекта масштаба монополист может стремиться к расширению объема выпуска.

Для характеристики степени монополизированности рынка в экономи­ческой науке используют показатели монопольной власти.

1. Показатель А. Лернера:

L= (Р – МС)/ Р = 1/ Еd

где L - лернеровский индекс монопольной власти; Р - монопольная цена; МС - предельные издержки; Еd— эластичность спроса на продукцию.

Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. На практике представляется довольно сложной задачей подсчитать МС, поэтому в расчетах используют средние издержки (АТС). Таким образом, показатель может быть выражен формулой

L= (Р – АТС)/ Р

где АТС- средние общие издержки.

Если умножить числитель и знаменатель на Q,то получим

L=П/TR

где П - прибыль; TR - совокупная выручка.

Таким образом, показатель Лернера связывает большие прибыли с высокой степенью монопольной власти.

2. Индекс Херфиндаля - Хиршмана:

IHH = S21 + S22 + S23+ ….+S2n

где IHH - индекс Херфиндаля - Хиршмана; S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следующей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы.

К достоинствам монополии можно отнести:

1. Концентрацию капитала, которая позволяет осуществлять крупномасштабные инвестиции.

2. Наличие отраслей, где существование монополий необходимо и экономически оправдано.

Недостатками монополии являются:

1. Высокие цены на продукцию и низкий объем производства.

2. Незаинтересованность монополиста в улучшении качества продукции, так как он единственный продавец в отрасли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: