Определение цены и объема производства




в условиях монополистической конкуренции.

Кривая спроса при монополистической конкуренции менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

 

Рисунок 5 - Монополистическая конкуренция: краткосрочный период

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции также производится меньше продукции Qмк по цене Рмк., чем в условиях совершенной конкуренции. В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели.

В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: экономическая прибыль равна нулю. Производство большего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. В условиях совершенной конкуренции Р=МС, при монополистической конкуренции Р > МС.

Рисунок 6 - Монополистическая конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде

Из рис. 6. видно, что Рm > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Рск= min AТC. Более высокая цена для потребителя связана с платой за дифференциацию продукта.

Достоинства монополистической конкуренции:

1. Монополистическая конкуренция благодаря дифференциации продукта может удовлетворить самые изощренные запросы потребителя.

2. Монополистическая конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса в связи с постоянным поиском новых идей на рынке данного продукта.

3. Монополистическая конкуренция - довольно прибыльный рынок с точки зрения производителя.

Недостатки монополистической конкуренции:

1.Неполная загрузка мощностей;

2. Высокая цена для потребителя.

 

Олигополия

Олигополия — это такая рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством фирм (обычно до 10), высокими входными барьерами в отрасль, всеобщей взаимозависимостью фирм, входящих в олигополистическую отрасль.

Происхождение самого понятия «олигополия» берет начало от греческого «oligos» - несколько и «poleo» — продаю, торгую. Олигополия зачастую пред­ставляет собой ситуацию на рынке, когда несколько фирм захватывают какую-либо отрасль. Например, это можно отнести к алюминиевой промышленности.

Характерные черты олигополии:

1. небольшое число фирм в отрасли;

2. товары как стандартизированные (сталь, лес, цемент), так и дифференцированные товары (автомобили, бытовая техника);

3. контроль над ценой ограниченный взаимозависимостью либо значителен при тайном сговоре.

4. высокие входные барьеры. Это связано, прежде всего, с эффектом масштаба и высокой степенью взаимозависимости фирм - олигополистов. Среди других причин могут выступать также патентная монополия, что характерно для наукоемких отраслей, и монопольный контроль над источниками сырья.

5. неценовая конкуренция очень типична, особенно при дифференциации продукта.

Выделяют четыре основные модели олигополии.

Нескоординированная олигополия, т.е. фирмы выступают как конкуренты.

Р

MR1 D1

D2

MR2

Рисунок.7 - Ломаная кривая спроса

Допустим, одна из фирм повысила цены на свою продукцию. Остальные фирмы скорее всего не последуют за ней или же повысят цены в незначительной степени, чтобы увеличить рынок сбыта и по возможности вытеснить конкурента. Это показывает эластичный участок кривой спроса D2, выделенный на рис.7. жирной линией. Если же одна из фирм, напротив, понизит цены, то другие фирмы обязательно последуют за ней. Это демонстрирует неэластичный участок кривой спроса D1, который также показан жирной линией. Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит из двух участков, которые выделены жирной линией на рис.7. Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии.

Лидерство в ценах - это ситуация, когда ведущая, обычно это самая крупная фирма в отрасли объявляет об изменении цен на свою продукцию через средства массовой информации. Остальные фирмы следуют за ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: