Тема 5. конкуренция и контроль над рынком
Экономисты различают четыре основных типа рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Рынок свободной конкуренции занимает особое место, как наиболее эффективная, идеальная модель, отвечающая интересам всех сторонников рыночных отношений.
В таблице 1 представлены основные характеристики рыночных структур.
Таблица 1-Основные характеристики рыночных структур
Характеристики | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
чистая монополия | олигополия | монополистическая конкуренция | ||
Количество фирм в отрасли | множество | одна | несколько (8-10) | много |
Степень влияния на рыночные цены | отсутствует | высокая | может быть высокая и низкая | низкая |
Тип продукта | стандартизованный | уникальный | стандартизированный или дифференцированный | дифференцированный |
Тип конкуренции | ценовая | отсутствует | ценовая или неценовая | неценовая |
Входные барьеры | отсутствуют | непреодолимые | высокие | сравнительно легкие |
С использованием приведенных в таблице характеристик все четыре модели рынка будут рассмотрены в последующих параграфах.
Совершенная конкуренция
Рынок совершенной конкуренции появился в 17-18 вв. В качестве предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающую свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В 20-21 веках в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция встречается довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.
Черты совершенно конкурентного рынка:
1. большое число независимо действующих продавцов;
2. отсутствует контроль над ценами со стороны отдельного продавца, поскольку его доля в общем объеме рыночного предложения данной продукции слишком мала, чтобы влиять на рыночное предложение;
3. стандартизированная продукция;
4. свободный вход и выход из отрасли;
Отдельная совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию Р как данную, не зависящую от продаваемого объема продукции Q. Р определяется как цена равновесия при равенстве рыночных спроса и предложения на данную продукцию. Поэтому кривая спроса для отдельной фирмы D абсолютно эластична и совпадает с кривыми предельного дохода MR (дополнительный доход в результате продажи еще одной единицы продукции) и среднего дохода AR (доход, полученный от единицы продукции).
TR = P*Q - валовой доход, полученный от продажи всей продукции.
|
Рис. 1. Спрос, предельный и валовый доход фирмы
Определение цены и объемов производства в краткосрочном периоде
Универсальное правило рыночного равновесия: любая фирма, максимизирующая прибыль (минимизирующая убытки), должна производить такой объем продукции Qo, для которого MR=MC. В условиях свободной конкуренции MR=P=MC.
|
Величина прибыли П (убытка У) равна:
П(У) = ТR - ТС = (Р - АТС) *Q
ТС - валовые издержки,
ATC = TC/Q - средние издержки
К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.
1. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС =АС= Р. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, т. е. цена для потребителя на этом рынке минимальна.
2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.
3. Производство осуществляется таким образом, что издержки становятся минимальными.
К недостаткам рынка совершенной конкуренции относят следующие:
1.Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.
2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм, не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.
3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.
Чистая монополия
Понятие чистой монополии является также в большей степени абстракцией. Понятие монополии произошло от греческого «моно» - один, «полео» - продаю. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии может выступать предприятие энергетики или связи в отдельно взятом городе.
Существование монополии связывают с большими барьерами для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (например, в такой капиталоемкой отрасли, как энергетика) или же с определенными привилегиями от правительства (патентами, лицензиями).
Признаки чистой монополии:
1. в отрасли существует единственная фирма продавец;
2. отсутствуют близкие заменители продукции;
3. полный контроль над ценами со стороны монополиста;
4. вступление в отрасль заблокировано (входные барьеры – эффект масштаба, лицензии, патенты, собственность на важнейшие виды сырья, естественная монополия, нечестная конкуренция).
Таким образом, фирма является монополией, если она единственный продавец на данной территории какого-либо экономического блага, не имеющего близких заменителей, если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами на данный рынок.