Определение цены и объемов производства в краткосрочном периоде




Тема 5. конкуренция и контроль над рынком

 

Экономисты различают четыре основных типа рынков или рыноч­ных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополистичес­кая конкуренция, олигополия и монополия. Рынок свободной конку­ренции занимает особое место, как наиболее эффективная, идеальная модель, отвечающая интересам всех сторонников рыночных отношений.

В таблице 1 представлены основные характеристики рыночных структур.

Таблица 1-Основные характеристики рыночных структур

Характеристики Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
чистая монополия олигополия монополистическая конкуренция
Количество фирм в отрасли множество одна несколько (8-10) много
Степень влияния на рыночные цены отсутствует высокая может быть высокая и низкая низкая
Тип продукта стандартизованный уникальный стандартизированный или дифференцированный дифференцированный
Тип конкуренции ценовая отсутствует ценовая или неценовая неценовая
Входные барьеры отсутствуют непреодолимые высокие сравнительно легкие

 

С использованием приведенных в таблице характеристик все четыре модели рынка будут рассмотрены в последующих параграфах.

 

Совершенная конкуренция

Рынок совершенной конкуренции появился в 17-18 вв. В качестве предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающую свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В 20-21 веках в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция встречается довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.

Черты совершенно конкурентного рынка:

1. большое число независимо действующих продавцов;

2. отсутствует контроль над ценами со стороны отдельного продавца, поскольку его доля в общем объеме рыночного предложения данной продукции слишком мала, чтобы влиять на рыночное предложение;

3. стандартизированная продукция;

4. свободный вход и выход из отрасли;

Отдельная совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию Р как данную, не зависящую от продаваемого объема продукции Q. Р определяется как цена равновесия при равенстве ры­ночных спроса и предложения на данную продукцию. Поэтому кривая спроса для отдельной фирмы D абсолютно эластична и совпадает с кривыми предельного дохода MR (дополнительный доход в результате продажи еще одной единицы продукции) и среднего дохо­да AR (доход, полученный от единицы продукции).

TR = P*Q - валовой доход, полученный от продажи всей продукции.

TR

Рис. 1. Спрос, предельный и валовый доход фирмы

 

Определение цены и объемов производства в краткосрочном периоде

Универсальное правило рыночного равновесия: любая фирма, максимизирующая прибыль (минимизирующая убытки), должна произво­дить такой объем продукции Qo, для которого MR=MC. В условиях свободной конкуренции MR=P=MC.

ATC
Рис. 2. Максимизация прибыли вкоротком периоде

Величина прибыли П (убытка У) равна:

П(У) = ТR - ТС = (Р - АТС) *Q

ТС - валовые издержки,

ATC = TC/Q - средние издержки

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.

1. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде со­блюдается равенство MR = МС =АС= Р. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, т. е. цена для потребителя на этом рынке минимальна.

2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продук­ции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

3. Производство осуществляется таким образом, что издержки стано­вятся минимальными.

К недостаткам рынка совершенной конкуренции относят следующие:

1.Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм, не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.

3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство об­щественных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

 

Чистая монополия

Понятие чистой монополии является также в большей степени абстракцией. Понятие монополии произошло от греческого «моно» - один, «полео» - продаю. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии может выступать предприятие энергетики или связи в отдельно взятом городе.

Существование монополии связывают с большими барьерами для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (например, в такой капиталоемкой отрасли, как энергетика) или же с определенными привилегиями от правительства (патентами, лицензиями).

Признаки чистой монополии:

1. в отрасли существует единственная фирма продавец;

2. отсутствуют близкие заменители продукции;

3. полный контроль над ценами со стороны монополиста;

4. вступление в отрасль заблокировано (входные барьеры – эффект масштаба, лицензии, патенты, собственность на важнейшие виды сырья, естественная монополия, нечестная конкуренция).

Таким образом, фирма является монополией, если она единственный продавец на данной территории какого-либо экономического блага, не имеющего близких заменителей, если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами на данный рынок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: