ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Составитель:
Есина Светлана Владимировна,
учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 61,
г. Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.
До 2000 года методических рекомендаций для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) не было опубликовано.
Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.
В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности (стартовая диагностика), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.
Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.
Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:
- определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
- организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
- наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;
- создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к школьному обучению.
Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:
|
1 БЛОК – анамнестические данные;
2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;
3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:
особенности развития восприятия;
особенности развития памяти;
особенности развития мышления;
внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);
4 БЛОК – речевое развитие:
звуковая сторона речи;
слоговая структура слова;
фонематический слух;
грамматический строй речи;
Комплексный тестовый метод речевой диагностики (авт. Ф.Г. Даскалова) – промежуточная диагностика, или контрольные срезы
5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:
раздел «Количество и счет»;
6 БЛОК – моторика:
артикуляционная моторика;
произвольная мимическая моторика;
тонкая моторика пальцев рук;
общая произвольная моторика.
7 БЛОК – лист динамики развития
Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).
Карта составлена учителем-дефектологом Есиной С.В.
МБДОУ ДСКВ № 61 «Соловушка» г.Нижневартовск
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Дата поступления в коррекционную группу________________________________________
Решение ТПМПК от _______________________________ протокол №__________________
Заключение ТПМПК; диагноз____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________
Сведения о родителях; возраст при рождении ребенка______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педанамнез; условия семейного воспитания_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез (тревожные симптомы)_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевой анамнез_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое состояние ребенка________________________________________________
Состояние слуха и зрения_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психическое состояние_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
|
Дополнительные сведения_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ТПМПК_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
Внешний вид ребенка___________________________________________________________
Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________
Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________
_____________________________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
Обучаемость__________________________________________________________________
Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
Запас представлений об окружающем | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Как тебя зовут?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Сколько тебе лет?_________________________________________________________ Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)_____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какие у тебя есть игрушки?_________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Где и кем работает твоя мама?_______________________________________________ _________________________________________________________________________ Где и кем работает твой папа?_______________________________________________ _________________________________________________________________________ Что делает на работе врач?__________________________________________________ _________________________________________________________________________ Парикмахер?_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Продавец?________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Кто учит детей?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какое сейчас время года?___________________________________________________ Как ты догадался?_________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Покажи и назови каждое время года на этих картинках__________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________ Почему?_________________________________________________________________ Какое время года наступит после лета? (6лет)__________________________________ _________________________________________________________________________ Чем отличается осень от лета? (6 лет)_________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем они похожи?(6 лет)____________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: цвет, форма, величина | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________ белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________ фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________ голубой, розовый 1_________ 2 __________ Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________ Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________ Покажи такой же квадрат___________________________________________________ Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета) Какая это фигура, как называется?__________________________________ Покажи (фигура)_________________________________________________ Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________ | ||
1. Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл) 2. Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла) 3. Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла) 4. Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВЕЛИЧИНА «Пирамидка» | ||
1. Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл) 2. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла) 3. Складывает пирамидку с учетом величины методом проб и примеривания колец. Высказывает желание собрать пирамидку повторно. (3 балла) 4. Самостоятельно и безошибочно складывает пирамидку. Действует путем зрительного соотнесения колец по величине (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: целостное восприятие | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ изображения предметов Кого нарисует художник?______________________________________ Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Что зачеркнул малыш?_________________________________________ Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________ Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора)_____________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Отгадай, что это? _____________________________________________ Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений______________________________ ________________________________________________________________________ Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________ самолет__________________________ дом________________________ ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ___________________________ _________________________________________________________________________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей) (3 балла). 4. Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ «Разрезные картинки» Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку. Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)___________ Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)_______________________________________ на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)_______________________ Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)_____________________________________ | ||
1. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл). 2. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла). 3. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла) 4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: пространственные отношения, время | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ПРОСТРАНСТВО Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)____________________ Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)_______________________ Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)_______________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________ Покажи правую ногу у куклы_______________________________________________ В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________ Какую руку поднял рабочий?________________________________________________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________ Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты. Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа________________________ слева____________________ вверху__________________ внизу_________________ впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________ дальше ___________________от тебя. Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________ Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________ внизу_____________________________ в середине _____________________________ Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________ вверху _______________________________ внизу ______________________________ в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________ в правом нижнем углу______________________________________________________ Способен ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет (3 балла). 4. Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого (4 балла) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВРЕМЯ Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений») ____________________________________________________________ Сколько месяцев в году; перечисли__________________________________________ Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________________ Назови время суток________________________________________________________ покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) __________________________________ Вчера, сегодня, завтра______________________________________________________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла) 4. У ребенка сформированы представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ПАМЯТЬ Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл). 2. Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения (2 балла). 3. Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями (3 балла). 4. Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) (4 балла). | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Слуховая память
Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.
Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке;
6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз.
Начало года:
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | сын | привнесения | |
Конец года
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | сын | привнесения | |