Развитие элементарных математических представлений




ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ СЧЁТА В ПРЕДЕЛАХ 10 / 20 Количество и счет 1/2 год обучения
начало года конец года
Пересчет предметов до 5-10-20 прямой счет (в пределах 5), (10), (20)      
обратный счёт (в пределах 5), (10)  
Количественный счет Посчитай, сколько всего?    
Порядковый счет Который по счету?  
Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев Покажи столько же пальцев (в пределах 5)  
Выделение предметов из множества (1-5) по слову Возьми 5 палочек. Сколько взял?    
по образцу Возьми столько же.  
по показу  
Сравнение множеств (больше, меньше, равно) Где кружков больше? Меньше?  
Чего больше (синих бабочек, желтых бабочек)? Меньше?  
Сделай одинаково (оба способа)  
Как можно по- другому?  
Счетные операции на конкретном материале – счет вслух 2+1= 4-1=
на конкретном материале – счет «про себя» 3+1= 5-1=
отвлеченно (без конкретного материала)  
Решение простых задач (6 лет)     Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?  
Гуляли 4 ребенка. Один из них мальчик. Сколько девочек?    
На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало? Их стало больше или меньше?    
Оценка результатов: 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла) 4. Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)    
  Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Состояние моторики

МОТОРИКА Артикуляционная моторика   ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА 1/2 год обучения
начало года конец года
  дефекты анатомического строения качество и объем движений артикуляционного аппарата    
губы без особенностей толстые, мясистые, малоподвижные расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы укороченная верхняя губа смычка “Улыбка”____________________ оскал “Заборчик”____________________ вытягивание вперед “Трубочка”________ попеременно________________________  
зубы без особенностей редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками отсутствуют резцы (верхние, нижние)  
прикус без особенностей открытый передний открытый боковой (двусторонний/односторонний) глубокий, мелкий  
челюсти без особенностей прогения (выступает нижняя), прогнатия подвижность нижней челюсти     нижняя челюсть открывание и закрывание рта
нёбо твердое нёбо без особенностей узкое, высокое «готическое», плоское, низкое, куполообразное, расщелина (открытая, закрытая)  
мягкое небо подвижное, малоподвижное (поднимание небной занавески – звук “А” на твердой атаке; произнесение гласных) расщепление, отсутствие язычка поднимание небной занавески – звук “А” на твердой атаке ______________________ произнесение гласных _______________ А_________ О _________ У __________ Ы________ Э _________ И __________
язык без особенностей массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий,   гипертрофия (увеличенный объем) корня языка   кончик языка (истонченный, широкий, раздвоенный) подъязычная связка без особенностей короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области позиция в полости рта правильно стабилизирован оттянут назад, лежит на дне полости рта при фонации в межзубном положении статичность распластывание языка “Лопатка”_______ тремор отклонения в сторону (вправо, влево) “Трубочка”_________________________ “Чашечка”__________________________ удержание языка кинестатическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение) тонус норма, повышен, понижен движения вперед-назад ________________________ вверх-вниз “Качели”_________________ вправо-влево “Часики”_______________ высовывание языка “жалом” “Иголочка” ___________________________________ подвижность (истощаемость) достаточная, недостаточная переключаемость (темп, плавность) достаточная, недостаточная саливация норма, повышенная
дыхание   носовое без особенностей затруднено, отсутствует  
ротовой выдох сформирован, не сформирован  
голос без особенностей тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, визгливый  
речь   назализованная, с незначительной назализацией смазанная, неразборчивая, разборчивость снижена разборчивая, выразительная  
темп без особенностей тахилалия, брадилалия (замедленный), запинки, заикание (степень, форма)  
Дефекты анатомического строения (есть, нет) _________________________________  
Качество и объем движений артикуляционного аппарата (достаточный, недостаточный) _________________________________________________________________________
Возможность произвольного выполнения артикуляционного движения (есть, нет) ___  
Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении артикуляционных движений (есть, нет) ________________________________________________________  
Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет) __________________________________________________
Оценка результатов: 1. Ребенок не справляется с заданиями (1 балл). 2. Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении большинства заданий (2 балла). 3. Ребенок выполняет задания с некоторыми неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном выполнении артикуляционных движений (3 балла). 4. Выполняет все задания, способен произвольно выполнять артикуляционные движения (4 балла).    
Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

 

 

Состояние моторики

МОТОРИКА Произвольная мимическая моторика   ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ 1/2 год обучения
начало года конец года
  качество и объем движений лицевых мышц(достаточный +, недостаточный -)    
лоб   умение наморщивать лоб _____________________ “Удивись”__________________________________ умение нахмуривать брови ___________________ “Рассердись”_______________________________  
глаза   умение закрывать глаза ______________________ “Закрой глаза”______________________________ “Зажмурься” _______________________________ “Закрой правый глаз”________________________ “Закрой левый глаз”_________________________  
губы   выраженность носогубных складок и их симметричность __________________________ в покое (без особенностей, ассиметрия, сглаженность слева, справа, другое) ___________________________ в улыбке (без особенностей, ассиметрия, другое) ______ плотность смыкания губ (без особенностей, затруднения, усилия, рот постоянно открыт, другое) ____________________________________ умение держать рот закрытым в различных ситуациях “Жевание”_________________________________ “Глотание”_________________________________  
щеки   умение надуть щеки _________________________ “Надуй шарик”______________________________ надуть попеременно щеки ____________________ правая ____________________________________ левая _____________________________________ умение втягивать щеки ______________________ “Шарик лопнул”____________________________  
возможность произвольного формирования определенных мимических поз “Грусть” _____________________________ “Радость” ____________________________ “Злоба”______________________________ “Наслаждение” – вкусные конфеты______ “Боль” – зуб болит_____________________ “Счастье”____________________________
Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении мимических движений (есть, нет)
Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет)
Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры (есть, нет) ______      
Качество и объем движений лицевых мышц (достаточный, недостаточный)    
Возможность произвольного формирования определенных мимических поз (есть, нет)    
Оценка результатов: 1. Ребенок не справляется с заданием – 1 балл. 2. Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении заданий – 2 балла. 3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном формировании мимических поз – 3 балла. 4. Выполняет все задания, способен произвольно формировать мимические позы – 4 балла.    
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________    
           

 

Состояние моторики

МОТОРИКА Мелкая моторика   ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК 1/2 год обучения
начало года конец года
    точность темп переключаемость    
Статическая координация движений ладонь со сближенными пальцами ладонь с разведенными пальцами «Улитка» _______________________ «Зайчик»________________________ «Коза»__________________________ «Кольцо»      
Динамическая координация движений «Пальчики здороваются» (с 4 лет) правая рука______________________ левая рука_______________________ обе руки одновременно____________ «Игра на рояле» (с 5 лет) 1-5, 2-4, 5-1, 4-2 правая __________________________ левая___________________________ обе руки ________________________ 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1 правая__________________________ левая ___________________________ обе руки_________________________ Кулак – ладонь – ребро правая рука______________________ левая рука_______________________ Чередование движений (правая рука – ладонь, левая – кулак)      
Действие с предметами с 4 лет   мозаика (дорожка) _______________ шнуровка _______________________ узел завязывание_____________________ развязывание____________________ застегивание пуговиц (5 пуговиц) нанизывание на нитку бусинки  
Сенсо-моторные навыки раскрашивание (круг) __________ вырезывание (квадрат) _________ лепка шар ____________________________ сплющивание ____________________ колбаска ________________________  
«Домик» (Н.И.Гуткиной)   ориентирование на образец (есть, нет, частично) ____________________ копирование образца (есть, нет, частично)__________________________ сенсо-моторные навыки (возрастная норма, сформированы частично, не сформированы)
Самоконтроль при выполнении (есть, нет)
Отчетливость, точность движений (движения точные, неточные, незначительная моторная отсталость, значительная моторная отсталость, движение выполнить не может)
Темп движений (достаточный, недостаточный), переключаемость движений (возрастная норма, затруднена, нарушена)
1. Ребенок не справляется с заданием – 1 балл. 2. Значительная моторная отсталость – 2 балла. 3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла. 4. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла.    
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики

МОТОРИКА Общая моторика   ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ (тесты мотометрической шкалы Озерецкого- Гельнитца) 1/2 год обучения
начало года конец года
  4 года 5 лет 6 лет    
Статическая координация движений Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами, руки вытянуты по швам, ноги – носок левой ноги тесно при-мыкает к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. Схождение с места, балансирование при выве-дении балльной оценки учитывается как минус. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. Задание считается не выполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания. Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги – плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатания, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.   Стояние в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок опустил приподнятую ногу, сошел с места или коснулся пола подогнутой ногой. Учитываются и припод-нимание подогнутой ноги, балансирование, подпры-гивание.  
Динамическая координация движений Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.   Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 метров. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см. отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.   Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см. от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыг-нуть веревку, не задев ее. Задание считается невы-полненным при касании руками пола, при падении. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель – квадратная доска 25 × 25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний (мальчики), из 4 метаний (девочки) правой рукой попадут в цель 2 раза. Отметить для какой руки задание не выполнено. Допускается повторение задания.
Одновремен-ность, отчет-ливость, точ-ность движе-ний, темп движений, пе-реключае-мость движе-ний, само-контроль при выполнении двигательных проб Обследуемому предлагается описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении. Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз. Подать ребенку руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой руками, затем обеими руками одновременно. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.   Справа и слева по бокам спичечной коробки, на расстоянии, равном дли-не спички, расположены тесно в ряд (верти-кально) по 10 спичек с каждой стороны. По сиг-налу обследуемый начи-нает укладывать спич-ки в коробку. Он должен одновременно брать большим и указательным пальцами обеих рук с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 секунд должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. Задание считается невы-полненным, если ребенок производит движения разновременно или уло-жил за 20 секунд менее 5 спичек. Допускается по-вторение задания. Обследуемому предла-гается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений. При наличии лишних движений задание счи-тается невыполненным. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 секунд. После перерыва 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно. Отметить для какой руки выполнение не удалось. Допускается повторение задания 2 раза. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений.  
При обследовании и в процессе наблюдений учитываются общий вид ребенка (опрятен, неопрятен), осанка (без особенностей, нарушение осанки) __________________________________________________________ отношение к речевой инструкции (инструкцию понимает, не понимает), активность (активен, самостоятелен, заинтересован, малоактивен, пассивен, отказывается от выполнения некоторых движений, негативизм) ________________ ориентировка в пространстве (соответствует возрасту, трудности в ориентировке на своем теле, от себя; не ориентируется)___________________________ координация слова с движением (есть, трудности, нет), наличие патологических или сопутствующих речи движений (есть, нет)_____ состояние мышечного тонуса (норма, понижен, повышен) _______________ признаки утомляемости (есть, нет, значительные, незначительные)_________ темп движений (без особенностей, ускоренный, замедленный) ______________ упражняемость в моторных навыках (есть, нет) ________________________
Оценка результатов: 1. Не справляется с заданием - 1 балл. 2. Выполняет 1-2 из предложенных заданий, плохая координация, неловкость движений, значительная моторная отсталость – 2 балла. 3. Выполняет не более 5 заданий, допускает неточности, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла 4. Четкое выполнение всех заданий - 4 балла.    
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: